Кто такие учёные и кто такие лжеучёные?
Поистине, наша религия очень чтит и уважает учёных Ислама. Священные писания также наделили учёных особой степенью отличия от остальных людей.
Истинные учёные
Всевышний Аллах сказал в Священном Кyр`ане:
يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجاتٍ
«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали и исполняли Его предписания и повеления Его Посланника, а тех, кому даровано знание, Он поднимает на высшую ступень и в Раю даёт им высшую степень» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Муджадала: 11)
От Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ، إِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا، إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Поистине, обладатели знания (учёные) являются наследниками пророков. Пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел» (Абу Дауд, 3641; Тирмизи, 2682; Ибн Маджах, 223)
От Му‘авии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ
«Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага» (Аль-Бухари, 71; Муслим, 1037; Ибн Маджа, 221)
От Аль-Хасана передаётся, что Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал:
كُنْ عَالِمًا أَوْ مُتَعَلِّمًا أَوْ مُحِبًّا أَوْ مُتَّبَعًا ، وَلَا تَكُنِ الْخَامِسَ فَتَهْلِك
«Будь знающим (учёным), обучающимся, любящим (тех, кто обучает и обучается религии Аллаха) или следующим (за людьми знания), но не будь пятым (не входящим в предыдущие четыре категории), иначе ты пропадёшь» (Байхаки, «Аль-Мадхаль иля Ас-Сунан аль-Кубра», 381)
В вышеприведённых преданиях отражена высокая степень учёных Ислама, польза, исходящая от них, и их уровень перед Всевышним. Но все ли, кто обучался религиозным знаниям, являются учёными перед Аллахом?
Лжеучёные
От Хишама передаётся, что Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал:
إِنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ، فَانْظُرُوا عَمَّنْ تَأْخُذُونَ دِينَكُمْ
«Поистине, эти знания – религия, поэтому смотрите и тщательно обдумывайте, у кого вы берёте свою религию» (Муслим)
Ислам выделяет истинных учёных, проявляет к ним уважение, призывает слушать их и брать у них знания. Что же касается лжеучёных, то Пророк Мухаммад ﷺ предостерегал своих последователей от них.
От Савбана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي الأَئِمَّةَ المُضِلِّينَ
«Поистине, я боюсь для своей общины (уммы) имамов, вводящих людей в заблуждение» (Тирмизи, 2229)
В другом хадисе, который передаётся со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَخْوَفَ مَا أَخَافُ عَلَى أُمَّتِي كُلُّ مُنَافِقٍ عَلِيمِ اللِّسَانِ
«Больше всего я опасаюсь для своей общины каждого лицемера, знающего на словах!» (Баззар, 305; Табарани, 593)
Также в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн Аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِنَّ أَكْثَرَ مُنَافِقِي أُمَّتِي قُرَّاؤُهَا
«Поистине, большинство мунафиков (лицемеров) моей уммы – чтецы Кyр`ана» (Имам Ахмад, 6633; Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 6560)
Имам Ас-Суюти описывает положение простых людей по отношению к так называемым учёным следующими словами: «Простые люди считают каждого, кто поднялся на минбар (трибуну, с которой имам читает проповедь), учёным».
То есть имам Ас-Суюти указывает на то, что не каждый, кто поднялся на минбар, является учёным, даже если он выступает, ссылаясь на слова Всевышнего и Его Пророка ﷺ и используя мусульманские лозунги.
Ученики
Каждый человек, вступивший на путь изучения науки, должен иметь искреннее намерение изучать её только ради Всевышнего без преследования каких-либо мирских целей, в ином случае, даже получая обширные знания, он не может носить имя истинного учёного.
Имам Аль-Газали, обращаясь к людям, вступившим на путь изучения науки, сказал: «Если ты имеешь намерение при изучении наук получать знания для соперничества, хвастовства, чтобы выделиться среди сверстников, склонить к себе людей, получить мирские блага, то знай: ты на пути разрушения своей религии и саморазрушения.
Ты продаёшь вечную жизнь за временную, твои действия тщетны, и учитель твой (знающий о твоих низменных намерениях) – помощник твой и соучастник в этом грехе. Такой учитель подобен продавцу оружия, который продаёт его грабителям. В хадисе сказано: "Кто поможет в грехе хоть полусловом, будет соучастником в этом грехе"» («Бидаятуль-Хидая»)
Здесь же приведём слова Всевышнего относительно поддержки и оказания помощи:
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
(смысл): «И помогайте друг другу в совершении благих поступков и остережении от грехов и ослушания, но не помогайте в совершении греха и во вражде» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Маида: 2)
Невежда
Доктор Мухаммад Саид Рамазан Аль-Бути часто говорил: «Сначала обучайся, потом только говори (доноси до людей знания)».
К сожалению, в исламском мире наставления и проповеди учёных стали перекрикивать голоса невежд, которые не получили исламского образования, не посвятили этому пути долгие годы жизни. Почитав несколько статей, пролистав несколько книг, прослушав пару лекций и потратив несколько часов за компьютером в интернете, они решают, что уже разбираются в сложных шариатских вопросах.
Однако не всё так просто, друзья, если бы степень учёного можно было получить так легко, то Пророк ﷺ не просил бы в своих дуа дать знания, как он просил для ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), ведь Посланник Аллаха ﷺ просил у Всевышнего даровать ему понимание в религии и способность толковать Священный Кyр`ан.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал
اللهُمَّ عَلِّمْهُ التَّأْوِيلَ، وَفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ
«О Аллах! Даруй ему умение толковать Кyр`ан и понимание религии» (Табарани, «Муджам аль-Кабир», 10587)
Нельзя легкомысленно относиться к этому вопросу, думать, что религиозные знания лежат на дороге, и любой, кто пожелает, может просто взять их и стать учёным. Не тут-то было, уважаемые, даже Пророк ﷺ просил Всевышнего наделить его знаниями.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:
اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي، وَزِدْنِي عِلْمًا، الحَمْدُ لِلَّهِ عَلَى كُلِّ حَالٍ، وَأَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ حَالِ أَهْلِ النَّارِ
«О Аллах, помоги мне извлечь пользу из того, чему Ты меня научил; научи меня тому, что окажется полезным для меня, и приумножь мои знания» (Тирмизи, 3599; Ибн Маджах, 3833)
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا
(смысл): «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали» («Сафват ат-Тафасир, сура Ан-Нахль: 78)
Человек рождается без знаний, ему необходимо обучаться, чтобы стать специалистом в любой сфере, получить профессию, не говоря уже о сложных шариатских знаниях, о которых просил Пророк ﷺ для себя и своих сподвижников.
Недоученность
От Абу Ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا الْعِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ
«Знания приобретаются только посредством изучения» (Табарани, «Аль-Муджам аль-Авсат, 2663)
Изучение, о котором говорится в этом хадисе – это кропотливый труд, бессонные ночи, сон и пробуждение с книгой в руках, терпение в финансовых трудностях, так как человек, чтобы получить знания, должен посвящать этому делу практически всё своё время.
Имам Аз-Зухри сказал: «Ильм (наука) – это мужское дело, и любят её самые мужественные из мужей (выдерживают её только настоящие мужчины)».
Учёные-богословы говорят: «Недоученность представляет собой большую опасность, чем невежество». Это потому, что человек начинает судить обо всём через призму полученных небольших знаний и может тем самым принести больше вреда, чем пользы. Ученику нужно пройти все этапы познания, прежде чем начать их распространять.
Аль Асма‘и (121–216 гг. по хиджре) сказал: «Первый этап науки – молчание, второй – умение прислушиваться, третий – заучивание, четвёртый – следование за знанием, пятый – распространение знаний».
Самое страшное в деле недоучек или невежд – то, что они осмеливаются выносить серьёзные решения, ссылаясь на Кyр`ан и хадисы, спешат такфирить (обвинять в неверии) людей и отвечать на сложные шариатские вопросы, сделав только запрос в «Гугл-шейхе», и это в тех вопросах, на которые истинные учёные даже не берутся отвечать.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أُفْتِيَ بِغَيْرِ عِلْمٍ كَانَ إِثْمُهُ عَلَى مَنْ أَفْتَاهُ
«Кто даёт фетву (шариатское решение) без знания, тот понесёт на себе бремя греха того, кому он её дал» (Абу Давуд, 3657)
Со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَيُّمَا امْرِئٍ قَالَ لِأَخِيهِ: يَا كَافِرُ، فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا، إِنْ كَانَ كَمَا قَالَ، وَإِلَّا رَجَعَتْ عَلَيْهِ
«Кто бы ни сказал своему брату (в Исламе): “О неверный!”, это вернётся к одному из них (либо к сказавшему, либо к тому, кому это было сказано), и если тот (кому это было сказано) таков, как о нём было сказано, значит, он заслуживает этого, в противном же случае сказанное вернётся к тому, кто это сказал» (Бухари, 6304; Муслим, 60)
Уважаемые братья и сёстры, нужно учиться у настоящих учёных Ислама, надо изучать, как они отвечали на вопросы и подходили к сложным проблемам.
Шейх аль-Ислам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни (773–852 гг. по хиджре) в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» пишет следующее: «Когда человек начинает говорить о вопросах не в своей компетенции, то он произносит удивительные вещи».
Один из крупных табиинов, имам Абдурахман ибн Абу Аль-Ляйля (17–83 гг. по хиджре) говорил: «Я застал 120 сподвижников из числа ансаров Пророка ﷺ, и когда кому-то из них задавали вопрос, один отправлял к другому, другой к третьему, и так – пока вопрос не возвращался к первому».
Сподвижники поступали так, опасаясь ответственности за ответ и считая другого более сведущим в этом вопросе. Так ведут себя истинные исламские учёные. Они тратили жизнь на учёбу и проявляли большое усердие.
Например, имаму Аш-Шафии, который в 7 лет выучил Кyр`ан, а в 10 лет выучил сборник хадисов имама Малика «Муватта», в 15 лет было разрешено выносить фетвы.
Один из крупных учёных маликитского мазхаба Абу Бакр Аль-Абхарий (289–375 по хиджре) говорил: «Я читал книгу "Мухтасар Ибн Абд аль-Хакам" 500 раз, "Аль-Асадийя" – 75 раз, "Муватта" – 45 раз».
Подобных примеров сотни тысяч. Это не основные книги Ислама, которым придаётся большое значение, но вместе с тем посмотрите на это усердие в учёбе, не говоря уже о подходе к основным книгам.
Табиин имам Шааби (21–103 гг. по хиджре) говорил: «Не наступит Судный час, пока знания не станут расцениваться как невежество, а невежество – как знания» (Ибн Абу Шейба)
Мы рассказали в этой статье о лжеучёных, учениках, невеждах и недоучёных, каждый из которых активно выступает на просторах интернета. К сожалению, немало молодёжи оказались в рядах радикалов именно из-за этих горе-проповедников, которые, возможно, делают это и с чистыми намерениями.
Самое страшное, что в интернете об Исламе может говорить человек, который прикидывается знатоком Ислама, изначально имея плохие намерения оттолкнуть молодёжь от религии.
Да хранит Всевышний истинных учёных Ислама, не даст пропасть их трудам и стараниям, и да не лишит нас их благодати, да убережёт нас, наших детей и всех мусульман от лжеучёных, вреда невежд и недоучек.
Абдулла Магомедов
По материалам: https://islamdag.ru/