Коллективный намаз мусульманок
Отвечая на этот вопрос «Могут ли мусульманки совершить коллективный намаз с имамом из числа самих сестёр?», учёные разошлись во мнениях. Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают такую практику дозволенной. Имам Шафии даже выступал за поощрение женских джамаатов в умме. Он ссылался на Аишу бинт Абу Бакр (р.а.), которая во времена Посланника Аллаха ﷺ руководила женскими коллективными намазами. Так же поступали и жёны некоторых сахабов. Следует отметить, что подобная практика дозволялась шафиитами и ханбалитами только для исключительно женского джамаата. Кроме того, в женском намазе, в отличие от мужского, женщина-имам должна находиться в первом ряду посередине, а не выдвигаться вперёд.
Некоторые алимы, в числе которых ан-Нахаи, отстаивали позицию, что женщина-имам вправе руководить лишь суннат-намазами (например, молитвой таравих или витр). Другие учёные и вовсе заявляли о возможности руководства женщиной совместного намаза представителей обоих полов. Однако это мнение было отвергнуто богословами из-за противоречия шариатским канонам.
Богословы ханафитского и маликитского мазхабов утверждали, что совершение коллективного намаза с женщиной-имамом порицаемо (макрух). Но если это произойдёт, то такой намаз действителен. При этом ханафитские алимы довзоляют женский джамаат исключительно для совершения погребальной (джаназа) молитвы.
Противники подобной практики ссылаются на хадисы, в которых говорится о предпочтении индивидуального намаза для женщины. В одном из них сказано:
«Намаз в укромном уголке лучше, чем в комнате, а в комнате – чем во дворе дома, во дворе дома – чем в мечети» (Абу Дауд).
Исходя из этого, женщине лучше совершать намаз индивидуально, а в коллективном поклонении необходимости нет. Что же касается молитвы с джамаатом из практики Аиши (р.а.), то ханафиты и маликиты объясняют это тем, что мать правоверных учила таким образом читать намаз других женщин. Иными словами, показывала им наглядный пример, а они повторяли за нею.
Вознаграждение за коллективный намаз для мусульманок
Известно, что за молитву с джамаатом саваб выше, чем за индивидуальное поклонение Аллаху. Подтверждением тому служит хадис:
«Коллективный намаз в 27 раз (в некоторых риваятах – 25) превосходит молитву, совершаемую в частном порядке» (Бухари, Муслим).
Некоторые учёные, ссылаясь на это положение, утверждают, что женщина, как и мужчина, так же способна получить большой саваб.
Большинство же богословов считают, что данный хадис имеет отношение только к мужчинам. В качестве аргумента в пользу этой позиции свидетельствует и тот факт, что в некоторых вариантах приведённого выше хадиса упоминаются только мужчины. Второй довод, на который опираются сторонники этого мнения, заключается в том, что совершение коллективной молитвы, в частности, по пятницам и в праздники, обязательно только для мужчин. Следовательно, и награда распространяется только на мужчин. Третьим аргументом служит утверждение о предпочтительности индивидуального намаза для женщины в своей комнате.
Однако это вовсе не означает, что муж вправе ограничить свою супругу в посещении мечети. Посланник Всевышнего ﷺ наставлял:
«Не запрещайте женщинам входить в дома Аллаха» (Муслим).
Исходя из этого, мусульманки имеют полное право молиться в мечети, но лучше для них будет совершать намаз у себя дома.
По материалам: https://islam.global/