Кого Пророк Мухаммад ﷺ назвал самым скупым из скупых?
Обычно мы считаем скупым человека, который стремится всячески избежать денежных, имущественных или других расходов. Скупой человек до жадности бережлив и всячески избегает расходов и трат, зачастую он вообще не хочет тратить средства ни на себя, ни на других.
Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) под скупым человеком подразумевал не того, кто избегает материальных трат и расходов, а того, кто избегает определённого поклонения, за которое человек получает большое вознаграждение. Такой человек, не желающий получить свою награду, прежде всего проявляет скупость по отношению к самому себе.
Человеку, который слышал упоминание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), следует благословить и поприветствовать его (прочитать салават), ибо отказ от чтения салавата в таких случаях является отказом от проявления должного почтения к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
البَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Будет скупым тот человек, который не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии» (Имам Ахмад, 1736; Тирмизи, 3546; Ибн Хиббан, 909)
В той версии этого хадиса, которую передаёт Байхаки от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ الْبَخِيلَ كُلَّ الْبَخِيلِ مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Поистине, самым скупым из скупых будет тот, кто не призывает благословение и приветствие (не произносит салават) на меня, когда меня упоминают в его присутствии» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 1464)
Такой человек проявляет скупость прежде всего по отношению к самому себе, так как, отказываясь призывать благословение и приветствие на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), он лишает себя возможности получить за это большую награду.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ
«Да постигнет унижение человека, который не призовёт на меня благословение и приветствие (не прочитает салават за меня), когда в его присутствии упомянут меня» (Тирмизи, 3545; Ибн Хиббан, 908)
Таким образом, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) побуждал мусульман призывать на него благословения и приветствия, но при этом он заботился о своей умме, а не искал в этом выгоду для себя, ибо тот, кто произнесёт салават, получает за это большую награду. Частое произнесение салавата делает верующего самым приближённым к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) человеком в День воскрешения.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
أَوْلَى النَّاسِ بِي يَومَ القِيَامَةِ أكْثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلاَةً
«В День воскрешения ближе всех остальных людей ко мне окажутся те из них, которые чаще других призывали на меня благословение и приветствие» (Тирмизи, 484; Бухари, «Ат-Тарих аль-абир», 559; Ибн Хиббан, 911)
Чтение салавата за Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) является одним из самых достойных видов поклонения. Поэтому верующему не следует пренебрегать этим. Произносить салават желательно при каждом упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), даже если оно повторяется сотни раз на одном и том же собрании.
Есть мнение, что следует обязательно призывать благословение и приветствие на Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) при каждом его упоминании. Несмотря на то, что это мнение абсолютного меньшинства учёных, оно лишний раз указывает на важность чтения салавата и недопустимость проявления пренебрежения по отношению к нему.
Каждый раз, когда человек произносит салават, он приносит себе огромную пользу. Ведь произнесение одного салавата вознаграждается десятью благословениями от Всевышнего Аллаха. И чем больше человек читает салават, тем больше Всевышний благословляет его.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا
«Того, кто помолится о благословении моём (прочитает салават за меня) один раз, Всевышний Аллах благословит десять раз» (Муслим, 408; Абу Дауд, 1530; Тирмизи, 485)
В той версии хадиса, которую Абу Давуд и Ан-Насаи передают от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلْيُصَلِّ عَلَيَّ، وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى الله عَلَيْهِ عَشْرًا
«Пусть человек, в чьём присутствии упоминается моё имя, произносит салават за меня. Тому, кто произнесёт салават за меня один раз, Аллах пошлёт десять благословений» (Абу Давуд, «Муснад», 2236; Ан-Насаи, 9806)
Исходя из этого и других хадисов, учёные сказали, что, когда имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) упоминается на каком-то собрании людей, тому, кто услышал его, следует произнести за него салават.
Итак, если человек где-то слышит или сам прочитает имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ему следует (сунна) произнести салават за него. Если его имя упоминается ещё раз, следует произнести салават ещё раз, сколько бы раз ни повторялось его имя.
Муслим Абдулаев
По материалам: http://islamdag.ru/