Как выстоять во время экономического кризиса?
Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов:
один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность».
Джон Фицджералд Кеннеди
Казалось бы… два иероглифа, противоречащих друг другу, могут дать толчок к действиям, ведь достоверно то, что в ситуации экономического кризиса страдает не только государство, но и каждый человек в отдельности.
Каждый человек – это отдельная частица одного целого, маленький «банк» в большой экономической системе. Никто не застрахован от падения. Но как быть готовым? Ведь вести обрушиваются в большинстве случаев не сразу, происходит постепенная генерация экономического спада в кризис, только мы этого не замечаем.
Кажется, только вчера вы ходили в «дамках», наблюдая за своими знакомыми в «яме», надеясь, что с вами такого не произойдет, а сегодня уже другие наблюдают за вами со своей надеждой «Не дай Бог».
И тут соглашусь с экс-президентом Гарри Трумэном, высказавшемся о кризисе: «Спад - это когда ваш сосед теряет работу, кризис - когда работу теряете вы». Ведь пока это не коснется непосредственно вас, вы как-будто не в теме.
Единственный способ выкарабкаться – это взять свою панику под жесткий контроль, как бы тяжело это не казалось. Потому как именно эмоциональный кризис в совокупности с экономическим может привести к краху всю ВАШУ систему.
Кризис не может исчезнуть просто так, за день, поэтому не нужно бросаться из огня да в полымя. Будьте терпеливы и последовательны в первую очередь по отношению к себе, чтобы быть таковым и к окружающим, особенно к родным и близким, которые ждут от вас намного большего, чем вы думаете.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Упорядоченность (когда сосредоточен на главном; задумываешься о последствиях; своевременно принимаешь меры; управляешь собственной жизнью) — это половина [успеха и благополучия в земной] жизни.
Постарайтесь сосредоточиться и посмотреть на ситуацию со стороны, и в этом вам могут помочь люди, к которым есть определенный уровень доверия. Ведь один может абстрагироваться от ситуации и будто «выйти из тела», наблюдая за происходящим, а другому нужно рассказать о своих проблемах чуткому слушателю, чтобы уловить в своих словах суть проблемы и увидеть: «Эврика!!!», либо услышать дельный совет более умного собеседника.
Пример не только помощи посредством совета, но и мотивации на будущее: однажды некий отчаявшийся человек пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил дать ему что-либо из имущества или еды. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его:
«Неужели у тебя дома ничего нет?»
Человек поведал, что есть какая-то одежда и кое-что из неё они одевают, а кое-что используют в качестве подстилки, также есть сосуд, из которого пьют воду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел принести это. Когда тот принёс свой скарб, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял его в руки и обратился к присутствующим:
«Кто желает купить эти два предмета?»
Кто-то заявил, что купит их за один дирхам.
Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
«Кто даст больше одного дирхама?».
Он повторил это дважды или трижды и тогда один из присутствующих сказал, что возьмёт их за два дирхама. Полученные дирхамы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал владельцу имущества, повелев на один дирхам приобрести еду для своей семьи, а за другой дирхам купить топор и принести его. Тот исполнил, как было велено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собственноручно вставил в принесённый топор топорище и повелел:
«Иди, руби дрова и продавай их. Придёшь вновь через 15 дней».
Человек стал рубить дрова и продавать.
К встрече с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он уже успел заработать 10 дирхамов, на которые приобрёл одежду и еду (Абу Давуд).
Посмотрите на кризис с лучшей стороны. Отчаяние это своего рода толчок, который может реанимировать в вас «уснувшие» способности или погасить их напрочь. Все зависит только от вас самих. Ежедневно практически каждый из нас плывет по течению, даже не пытаясь бороться со своей ленью и лишь во время кризиса мы просыпаемся и начинаем прогрессировать в своей деятельности. Вчера – все схвачено, сегодня – берега размыты, а впереди лишь пейзаж оазиса, которого можно достичь путем кропотливого и усердного труда.
«Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник», - говорил немецкий историк Иоганн Гердер.
Во времена правления Рузвельта во время Великой депрессии был жесточайший кризис. И выстояли, сделав колоссальный упор на мобилизационную экономику и прямое вмешательство государства в рыночные дела. Рузвельт организовал громадные по масштабам общественные работы: строительство дорог, мостов, школ, больниц – и дал не только работу миллионам американцев, но и мотивацию от бездействия к действиям.
Не делая попыток вперед нет надежды увидеть свет в конце тоннеля, а физическое бездействие израсходует ваши силы больше, чем прогрессивные попытки к цели.
Нам даны все возможности для того, чтобы двигаться вперед, не смотря на обрушившиеся на нас трудности - «постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату» ( Ж-П Сартр).
Следовательно, с какими бы ситуациями человек не встречался, ему не следует впадать в отчаяние. Это предписание Аллаха верующим:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Кур`ан 65, аяты 2-3).
Вот и тут необходимо разобрать вопрос кризиса и с духовной точки зрения. Потому как в большинстве случаев в своем благополучии человек забывает о вере, его все устраивает, кажется он нашел то самое «мифическое счастье» этой жизни.
Религиозные догмы дают нам все условия для жизни, но об этом мы вспоминаем в трудные минуты:
«Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми» (Кyр`ан 71, аят 10).
Люди созданы такими – в благополучии забывать о самом важном этой жизни для вечности.
Для каждого из нас это испытание от Всевышнего, а для многих напоминание:
«Они забыли Аллаха, и Он забыл их» (Кур`ан 9, аят 67),
и повод обратиться к Нему.
Во многом именно расточительство нас губит, мы привыкаем жить в роскоши, кушать то, что дороже, но не значит лучше. Тратим баснословные деньги на красивую обертку, на бренд. И в моменты кризиса нас печалит сразу не то, что мы остались без работы и физической активности, а скорее – насиженное место, престиж, хорошая зарплата и конечно «придется экономить». У нас стирается понятие работы как таковой. Если заглянуть в толковый словарь Даля, то само слово «работа» в расшифровке обозначает «трудиться телесной силой и уменьем, а иногда и умственно; упражняться, заниматься чем-либо, образовывать что-либо, стараться».
Ислам призывает нас бороться с ленью и праздностью, не покладая рук не только в какой-либо одной сфере, но и в целом над собой, уповая на Творца. Однако некоторые люди неправильно понимают, как это – уповать на Аллаха?! Упование на Аллаха – это не бездействие, а проявление усердия в делах, потому как все возможности нам дарованы Всевышним, уже то, что утром мы проснулись – это тоже возможность, возможность пересмотреть свою жизнь, свои позиции и бороться в этом мире, в этой жизни.
Все испытания кратковременны, и даже если тьма затмила свет в вашем сознании, вспомните слова Всевышнего:
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Кyр`ан 94, аят 5).
Удачи Вам в делах, дорогие братья и сестры!
Аиша (Татьяна) Сыщенко
По материалам: http://islam.kz/