Как стать хорошим руководителем? Техника пророка Мухаммада (ﷺ)
Личность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) является одной из самых вдохновляющих в истории человечества. Именно Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) смог объединить арабские племена Аравии VII века, которые до него представляли разрозненное общество.
И сегодня мы хотим рассмотреть пять уроков из жизни Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), которые будут особенно полезны для тех, кто руководит коллективом или является лидером группы.
1. Ответственность
Сообщается, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
«Каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за своё собственное стадо» (Бухари).
Это поистине вдохновляющий хадис, поскольку он напоминает нам, что в любой области нашей жизни, будь то семья, работа, волонтёрская деятельность или что-либо другое, каждый из нас несёт ответственность перед другими членами группы. Это не означает, что мы должны быть «лидером» в группе, скорее, у каждого есть своя зона ответственности.
Обратите внимание на своё поведение: движетесь ли вы вперёд или ждёте, что кто-то другой сделает всю тяжёлую работу, проявляем ли мы активное участие, мотивируя других, сознательно внося вклад в укрепление группы?
2. Ясность в принятии решений
Сообщается, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
«Когда вы путешествуете, даже если вас всего трое, сделайте одного лидером».
Часто даже в небольшой группе нам свойственно уклоняться от руководства, предпочитая скромность: «я предпочитаю оставаться в тени, за кулисами». Безусловно, смирение имеет свою пользу, но помните о том, что Пророк (мир ему) советовал нам также проявлять решительность и ясность в отношении взятия на себя руководства группой, в принятии решений.
3. Расширение прав и возможностей молодёжи
Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) делал огромный акцент на молодёжь. Однажды перед военным сражением он назначил командиром 19-летнего Усаму бин Зайда ибн Хариту из-за его высоких лидерских качеств и навыков. Он не побоялся дать ему власть над более старшими и опытными людьми. Конечно, не обошлось без тех, кто жаловался на Усаму, говоря, что парень слишком юн. Однако Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пресекал подобные высказывания, отмечая положительные качества молодого командира.
А теперь давайте подумаем, отдадим ли мы бразды правления молодым людям, дадим ли им шанс показать себя, проявить лидерские способности, или же отмахнёмся, ссылаясь на молодость и неопытность? А сможем ли мы обеспечить передачу знаний и обучение следующего поколения? А сможете ли вы, будучи старшим и более опытным в группе, обучить молодых коллег всему тому, что вы уже умеете?
4. Дипломатия и политическая осведомленность
Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) должен был хорошо знать не только местность, но и разбираться в людях, понимать все тонкости межплеменной политики своего времени. Всё это нужно было для того, чтобы внедрить в обществе позитивные изменения. Пожалуй, лучший пример этого – замена чёрного камня (аль-Хаджар-уль-Асвад) на Каабе во время восстановления.
Каждый участок Каабы перестраивался одной из курайшитских семей, каждая из которых считала за величайшую честь заменить принадлежащий ей чёрный камень. Но когда разгорелись разногласия о том, чья семья удостоится этой чести, Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) было поручено разрешить спор.
Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) положил свою мантию на пол, взял священный Чёрный камень и положил его в самый центр мантии. Затем он попросил главу каждой семьи взять один уголок одеяния и поднять его вместе. Когда мантия с чёрным камнем была поднята на определённую высоту, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) взял чёрный камень и положил его на своё место собственными руками. Таким образом, простым способом Пророк (мир ему) разрешил возникшую проблему.
Зачастую в своей работе мы забываем об этикете и дипломатии ведения беседы, взаимодействия и сотрудничества с другими организациями и коллективами.
5. Прощение
А как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к тем людям, кто наносил ему вред или обижал?
Сообщается, что «...он не ответил бы на злое дело злым делом, а скорее простил бы и простил».
Конечно, простить кого бы то ни было очень тяжело, особенно когда мы чувствуем себя крайне обиженными и разочарованными. При любом взаимодействии между людьми или целыми коллективами разногласия и конфликты – это нормальное явление. Однако, когда энергия, стоящая за конкретным разногласием, не может быть направлена в позитивном направлении и усугубляется нежеланием приходить к общему решению, то коллектив раскалывается.
По материалам: https://islam-today.ru/