Как Пророк относился к новообращенным мусульманам
Всем нам нравится момент, когда человек заходит в пятницу в мечеть, произносит шахаду (свидетельство веры), и вся мечеть говорит «Такбир, Аллаху Акбар!»
Это такой удивительный момент — быть свидетелем того, как кто-то только что встал на путь истинный и сделал столь важный большой шаг к Богу. Но возникает горький вопрос: а что дальше? Как мусульманская община будет приветствовать этого нового мусульманина? Какие советы ему дадут и как он начнет свой долгий путь в изучении религии Аллаха?
Я попытался проанализировать жизнь Пророка (мир ему и благословение), чтобы выяснить его подход к тем людям, которые становились мусульманами. Иногда мы упускаем из виду этот аспект, когда сосредотачиваемся на самом событии (говоря о шахаде) и считаем его конечной целью даваата (исламского призыва). Мы пренебрегаем тем, чтобы дать новообращенным мусульманам важные советы или программу изучения Ислама.
Признание талантов новообращенных
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лучшие среди вас в дни невежества - лучшие в дни после принятия ислама, при условии, что они приобретают истинное знание и понимание ислама (фикха)» (Бухари и Муслим).
У каждого человека есть свой уникальный набор талантов и навыков, и Пророк (мир ему и благословение) признал этот факт и мотивировал людей с того момента, как они приняли ислам.
Две легенды мусульманской истории — Халид ибн Аль-Валид и Амр ибн Аль-Ас — приняли Ислам в один и тот же день и оказали огромное влияние на свою новую религию. Халид был тем, кто привел мусульманскую армию к завоеванию Ирака, Персии (Ирана), Армении и Шама (Сирии и Ливана). Амр ибн Аль-Ас был тем, кто распространял ислам в Палестине и Египте.
Представьте себе огромную услугу, которую эти два человека оказали исламу. Сколько людей ознакомились с исламом, а затем внесли свой вклад в него и человечество через них?
Все это было под влиянием этих новых (и, по сравнению с другими сподвижниками, поздних) мусульман. Интересно отметить, что в первые годы оба сражались против Пророка (мир ему и благословение) и мусульман. У обоих на руках была кровь мусульман, особенно это касается Халида ибн Аль-Валида, который был главной причиной поражения мусульман в битве при Ухуде. Несмотря на все это, посмотрите, как Пророк (мир ему и благословение) приветствовал два новых дополнения в мусульманской семье:
«О Аллах, он (Халид) — один из твоих мечей, так поддержи его».
С тех пор Халида прозвали «Мечом Аллаха».
«Все люди стали мусульманами, но что до Амра ибн аль-Аса, то он стал верующим» (что указывает на то, что он сразу вошел в более высокий ранг веры, чем другие новообращенные мусульмане) (Ат-Тирмизи).
Халид получил руководство мусульманской армией во многих битвах, и это не беспокоило тех сподвижников, которые знали наизусть большую часть Кyр`ана, чем он, и приняли ислам гораздо раньше него.
В «Сире» (жизнеописании Пророка) рассказывается о некоторых битвах, в которых Халид принял неправильное решение из-за недостатка знаний. Это не дискредитировало его и не позволило Пророку умалить его таланты и потенциальный вклад в мусульманскую нацию.
Проявление особого внимания к новообращенным
Амр ибн Аль-Ас был поражен особым вниманием, которое Пророк (мир ему и благословение) уделял ему. Он даже думал, что он самый любимый сподвижник посланника Аллаха, и однажды задал ему прямой вопрос: «О, Пророк Аллаха, кто для тебя самый любимый человек?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Аиша (жена)»
«А из мужчин?»
«Ее отец (Абу Бакр Ас-Сиддик)».
«А потом кто?»
«Умар».
Амр сказал: «После этого Пророк начал перечислять имена людей, и это заставило меня замолчать, потому что я боялся, что он поместит меня в конец списка…» (Аль-Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) мягко обращался со всеми, кто его окружал, особенно с новообращенными мусульманами, что и заставило Амра всерьез думать, что он лучший сподвижник в глазах Пророка.
Даваат с первого дня
Некоторым сподвижникам было поручено проповедовать ислам с первого дня, и для этой цели они даже прошли специальные курсы даваата. Ат-Туфаил ибн Амр Ад-Дауси принял ислам в первые дни в Мекке и немедленно вернулся в свое племя, чтобы донести до него послание истины. У него был сложный способ проповедовать ислам; он говорил людям: либо вы следуете исламу, либо я никогда больше не буду с вами разговаривать! Хотя этот метод может не работать сейчас в центре Лондона или Парижа, очевидно, он работал для некоторых членов его племени, но, конечно, не для всех.
Он вернулся к Пророку (буквально, это была его вторая встреча с Посланником после принятия ислама) и пожаловался на своих людей. Пророк (мир ему и благословение) прочитал дуа за его племя и сказал ему:
«Возвращайся к своим людям, призывай их к Аллаху и будь к ним снисходительным» (Ибн Исхак).
Постепенное изменение в поведении людей
Люди могут принять идею подчинения единому Богу, но у них могут быть проблемы с соблюдением некоторых заповедей (таких как хиджаб, пост в долгие дни Рамадана и т. д.).
Племя такъиф согласилось принять ислам, но сказало Пророку (мир ему и благословение): «Мы не будем раздавать милостыню и не будем сражаться на пути Аллаха (идти на джихад)». Пророк (мир ему и благословение) принял это от них и сказал своему сподвижнику:
«Они будут (охотно) раздавать милостыню и совершать джихад, когда полностью примут ислам» (Абу Дауд).
Опять же, мы отмечаем здесь его мудрость в признании слабостей людей.
Другие сподвижники предъявляли определенные требования, например, молились, совершая суджуд, но без руку (Ибн Раджаб, Джами Аль-Улум Валь-Хикам), а другие просили разрешения молиться два раза в день вместо пяти. Здесь действительно важно отметить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не «подстраивал» религиозные учения под этих людей; он всего лишь считал это вступительным этапом, который был дан конкретному человеку в его новом путешествии по исламу. Например, такие исключения не давались во время пятничной проповеди и не преподавались и не распространялись другими сподвижниками.
Все эти и другие случаи учат нас тому, что последователям Посланника Аллаха (мир ему и благословение) — то есть нам — необходима мудрость в приглашении людей к этой великой религии. Порой в определенных ситуациях с определенными людьми, поднимая планку и бросая вызов людям, можно извлечь из них наилучшее.
В других случаях необходимо понимать человеческие слабости и давать людям постепенный план действий, пока они набирают скорость, конечно, без ущерба для фундамента и основ нашей религии.
д-р Моханнад Хаким (Dr. Mohannad Hakeem)
По материалам: http://islam.plus/