Как правильно совершить зиярат к Пророку ﷺ

20 январь 2023 1027 0
Режим чтения

Мир и благословение, вам дорогие читатели. В этой статье я хотел бы поделиться с вами выдержками из книги выдающегося учёного шафиитского мазахаба Ибн Хаджара Аль-Хайтами «Аль-Джавхар аль-Муназзам».

Эта книга полностью посвящена совершению зиярата к Посланнику Аллаха ﷺ и описывает его достоинства, нормы и правила этикета. Надеюсь, Аллах сделает эти заметки полезными для вас и для меня.

1. Сообщается, что Нубайт ибн ‘Умар передал со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал:

‌مَنْ ‌صَلَّى ‌فِي ‌مَسْجِدِي ‌أَرْبَعِينَ ‌صَلَاةً، لَا يَفُوتُهُ صَلَاةٌ، كُتِبَتْ لَهُ بَرَاءَةٌ مِنَ النَّارِ، وَنَجَاةٌ مِنَ الْعَذَابِ، وَبَرِئَ مِنَ النِّفَاقِ

«Тому, кто совершит в моей мечети сорок намазов, не пропустив ни одного, будет записано избавление от (адского) Огня, спасение от наказания и избавление от лицемерия» (Имам Ахмад, 12583; Табарани, «Аль-Му’джам аль-Аусат», 5444)

2. Большой честью для тех, кто посещает могилу посланника Аллаха ﷺ, является то, что Пророк ﷺ слышит их голоса без посредников и сам отвечает на их салям. Так как же тот, кто услышал об этом, может не совершить или лениться совершить зиярат к нему?!

3. От Ибн Умара передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ ‌زَارَ ‌قَبْرِي ‌وَجَبَتْ ‌لَهُ ‌شَفَاعَتِي

«Тот, кто посетит мою могилу, обязательно получит моё заступничество» (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 4159)

Одно из значений слов Пророка ﷺ «обязательно получит моё заступничество…» подразумевает радостную весть для того, кто посетил могилу Пророка ﷺ – весть о том, что он умрёт, будучи верующим мусульманином, так как заступничество даётся лишь мусульманам.

4. Самая большая польза от зиярата (могилы) Пророка ﷺ – это ответ Пророка ﷺ на салават, прочитанный возле его могилы, или адресованный ему салам. Пророк ﷺ услышит это в прямом смысле слова и ответит ему. Этого должно быть достаточно в качестве довода о пользе.... Доводом этому служат многочисленные хадисы, из которых: «Я услышу того, кто благословит меня возле моей могилы...»

5. Как же тот, кто услышал об этом, может медлить совершить к нему зиярат и предстать перед ним? Клянусь Аллахом, человек, у которого есть возможность, услышав подобные хадисы, не замешкается с совершением зиярата, если только Всевышний не отдалил его от благ и самых высоких дел, которые приближают его [к Аллаху]. Пусть Аллах нас защитит от этого по Своей милости.

6. Тому, кто вознамерился совершить зиярат к Пророку ﷺ, желательно посоветоваться с набожным, достойным доверия религиозным человеком, совершить желательный намаз-истихару и сделать дуа.

7. Человеку, который выходит в сафар, желательно брать собой много еды и питья (в наше время – деньги), чтобы иметь возможность помогать нуждающимся.

8. Самый важный аспект перед выходом в сафар – выбор спутника. Нужно выбирать религиозного, набожного, знающего и благонравного человека.

9. Перед выходом в сафар Пророк ﷺ навещал своих сподвижников, а при возвращении из сафара сподвижники навещали его. Нам тоже следует поступать так.

10. Я видел многих, кто не совершил зиярат к могиле Посланника Аллаха ﷺ, имея такую возможность, из-за чего их лица омрачились, стали вялыми, вследствие чего они не совершали богослужение Аллаху и до конца своей жизни занимались лишь мирским.

Также те, кто притеснял людей, были лишены возможности совершать зиярат, хотя и готовились к этому. Поэтому, тот, кто намерен совершить зиярат к Пророку ﷺ, должен покаяться и сделать намерение больше никогда не притеснять людей и не грешить.

11. Тому, кто намерен посетить Медину, желательно поселиться вблизи мечети Пророка ﷺ, чтобы был виден зелёный купол. Смотря на него, следует размышлять о тех благах, которые ниспосылаются Пророку ﷺ.

12. По дороге в Медину желательно много читать салават Пророку ﷺ.

13. Каждый раз, при виде какого-нибудь асара Пророка ﷺ человеку настоятельно рекомендуется учащать чтение салавата. От дочери Абу Бакра Асмы (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда та проходила рядом с горой Хаджун (гора в Мекке), она говорила:

صَلَّى اللهُ عَلَى رَسُولِهِ مُحَمَّدٍ، لَقَدْ نَزَلْنَا مَعَهُ هَاهُنَا

«Да благословит Аллах Его посланника, мы с ним останавливались тут…» (Бухари, 1796)

14. Нет имеет значения, читать салават вслух или про себя, лучше читать его таким образом, чтобы человек чувствовал больше хушу‘ (смиренности).

15. Перед входом в Медину желательно надеть чистую одежду. Лучше всего – белую. Также желательно умаститься благовониями.

15. При входе в Медину нужно вспомнить о её величии и том, что она обособлена Пророком ﷺ.

17. Человеку, который вошёл в Медину, по мере возможности следует ходить по городу пешком, а не ездить верхом.

18. После входа в Медину человеку следует постоянно чувствовать почтение к Пророку ﷺ. Сердце должно быть переполнено страхом перед ним, как будто видишь его воочию.

19. Войдя в Медину, желательно раздать милостыню, вспомнив слова Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ لَكُمْ وَأَطْهَرُ ۚ فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

{ياأيها الذين آمَنُواْ إِذَا نَاجَيْتُمُ الرسول} أي إِذا أردتم محادثته سراً {فَقَدِّمُواْ بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً} أي فقدموا قبلها صدقة تصدَّقوا بها على الفقراء {ذَلِكَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَأَطْهَرُ} أي تقديم الصدقاتن قبل مناجاته أفضل لكم عند الله لما فيه من امتثال أمر الله، وأطهر لذنوبكم {فَإِن لَّمْ تَجِدُواْ فَإِنَّ الله غَفُورٌ رَّحِيمٌ} أي فإِن لم تجدوا ما تتصدقون به فإِن الله يسامحكم ويعفو عنكم، لأنه لم يكلف بذلك إِلا القادر منكم

(смысл): «О вы, которые уверовали, если хотите тайно поговорить с Посланником, предварите вашу тайную беседу милостыней (дав её нуждающимся). Это (дать милостыню перед тем, как поговорить с ним) лучше для вас [тем, что вы получите за это награду от Аллаха], и чище (для ваших сердец от греха). А если не найдёте что дать в качестве милостыни, то нет в этом греха, поистине же, Аллах прощает вас, Он милостив к вам, ибо вменил это в обязанность только тому, кто может сделать это» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль- Муджадала: 12)

20. При виде мечети Пророка ﷺ следует вспомнить о её величии и о том , что это место, куда ниспосылалось вахью (откровение) и которое Аллах выбрал Пророку ﷺ для поклонения в течение десяти лет, что Пророк ﷺ сам принимал участие в его постройке, таскал кирпичи вместе со сподвижниками. Также следует вспомнить, что Пророк ﷺ в этой мечети сидел со своими сподвижниками и наставлял их.

21. При приближении к мечети желательно обновить тавбу (покаяние) и постараться соблюдать все условия тавбу.

22. Следует очистить сердце от всех мирских проблем и от того, что не связано с зияратом, дабы сердце подготовилось к восприятию милости от Пророка ﷺ.

23. Нужно по мере возможности воспрепятствовать порицаемому в мечети, особенно если это связано с нарушением этикета в отношении Пророка ﷺ. Признаком любви является ревность, самые сильные в плане религии – самые ревностные (в отношении Пророка ﷺ). Верующий может лишиться ревности к Пророку ﷺ только из-за отсутствия любви к нему.

24. После совершения намаза приветствия (тахията) в мечети Пророка ﷺ и до того, как пойти на зиярат к Пророку ﷺ, желательно воздать хвалу Аллаху за это огромное благо (возможность совершить зиярат) и попросить Его принять зиярат.

25. Когда стоишь или сидишь, желательно смотреть на землю или на низ стены могилы, к которой обращён человек. Следует не обращать внимания на красоту вокруг неё и на тех, кто находится рядом. Нужно быть предельно почтительным к Пророку ﷺ, очистив сердце от всего мирского и понимая, перед кем ты стоишь, зная, что он на тебя смотрит, и, быть может, Аллах даст тебе знание о том, что у тебя на сердце.

26. Следует не повышать голос в мечети Пророка ﷺ. Передано, что правитель правоверных Абу Джафар аль-Мансур как-то вступил в дискуссию с имамом Маликом в мечети Пророка ﷺ, и имам Малик сказал ему: «О правитель правоверных, не повышай голос в этой мечети. Поистине, Всевышний Аллах научил людей этике по отношению к Посланнику Аллаха, сказав [в Кyр`ане]: “О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка”, – и восхвалил некоторых, сказав: “Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил для богобоязненности”, – и упрекнул других, сказав: “Поистине, большинство из тех, кто (громким голосом) вызывают тебя, [о Пророк], из [твоих] задних комнат, не разумеют, [как уважать и как обращаться к Посланнику Аллаха]”. Поистине, нужно выказывать Пророку ﷺ такое же почтение после его смерти, как и при его жизни», – и успокоился Аль-Мансур.

27. Ибн Асакир сказал: «Стремись провести хотя бы одну ночь в мечети (Пророка ﷺ), оживляя её поминанием Аллаха, мольбами, чтением Кyр`ана, воздавая Ему хвалу и благодарность за то, что Он тебе дал».

28. Если получится не отлучаться из мечети без нужды или ради серьёзной пользы, то поступи так, поистине, этом приносит бесчисленные блага и дары.

29. Желательно стремиться делать дуа и находиться возле минбара, так как Пророк ﷺ часто находился возле него. И следует просить в своих мольбах обо всём благе в мире и защите от всего зла.

30. Некоторые учёные сказали, что тому, кто находится внутри мечети (Пророка ﷺ), желательно долго и со смиренностью смотреть на дом Пророка ﷺ, а тому, кто снаружи – на купол.

31. В мечети (Пророка ﷺ) совершать намаз следует именно в том месте, которое принадлежало к территории мечети во времена Пророка ﷺ.

32. Имам Аль-Газали сказал, что любое деяние в Медине умножается в тысячу раз.

33. Во время совершения намаза не стой таким образом, чтобы дом Пророка ﷺ оказался за спиной. Проявляй к нему такое же уважение, которое бы ты проявил к нему при жизни.

34. Вне намаза поворачиваться спиной к могиле Пророка ﷺ – нарушение этикета.

35. Пребывание в лучезарной Медине – это шанс, который достаётся не всем. Воспользуйся им и расходуй всё время там на самые важные и лучшие деяния. Не трать сезон благ впустую, так как это приведёт к лишению (благ), да сохранит нас Аллах от этого.

36. Каждый день желательно выходить, искупавшись и с омовением для зиярата к тем, кто похоронен на кладбище Баки‘, подражая в этом Пророку ﷺ, так как он часто ходил туда и делал дуа за тех, кто там похоронен. Как-то раз в ночь половины месяца Ша‘бан он пошёл в Баки‘, пал в земном поклоне и оставался в таком положении так долго, что люди уже начали думать, что он покинул этот мир. Лучше делать зиярат на Баки‘ после приветствия Пророка ﷺ и его двух сподвижников.

37. Желательно выходить к могилам шахидов в Ухуде, искупавшись и с омовением, и начать с господина шахидов – Хамзы (да будет доволен им Аллах), дяди Посланника Аллаха ﷺ. Желательно выйти утром, совершив утренний намаз в мечети Пророка ﷺ, чтобы успеть совершить обеденный намаз в мечети Пророка ﷺ. Лучший день для этого – четверг, так как покойные узнают о тех, кто посещает их в пятницу, в четверг и в субботу.

38. Также стоит посетить саму гору Ухуд, так как в хадисе сообщается:

 ‌أُحُدٌ ‌جَبَلٌ ‌يُحِبُّنَا ‌وَنُحِبُّهُ

«Ухуд – это гора, которая любит нас и которую любим мы» (Бухари, 1482; Муслим, 1392)

39. Также настоятельно желательно, искупавшись и совершив омовение, посетить мечеть Кубаъ с намерением приблизиться к Аллаху, так как в хадисе сообщается:

الصَّلَاةُ فِي مَسْجِدِ قُبَاءٍ كَعُمْرَةٍ

«Намаз в мечети Кубаъ приравнивается к ‘умре» (Тирмизи, 324)

Также от Нафи‘ передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им и его отцом Аллах) сказал:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْتِي ‌مَسْجِدَ ‌قُبَاءٍ رَاكِبًا وَمَاشِيًا، فَيُصَلِّي فِيهِ رَكْعَتَيْنِ

«Посланник Аллаха ﷺ прибывал в мечеть Кубаъ пешком и верхом и совершал там молитву в два ракаата» (Бухари, 1193; Муслим, 1399)

40. В Медине желательно поститься по мере возможности и раздавать садака, особенно среди жителей Медины.

41. Запрещается брать с собой камни или землю из Медины, даже в Мекку.

42. Желательно прочитать полностью Кyр`ан в Медине, так как праведные предшественники любили так поступать. Подобно этому, желательно прочитать полностью Кyр`ан и в Мекке. Мудрость этого заключается в том, что Кyр`ан был ниспослан в Мекке и в Медине.

43. Перед выездом из Медины желательно совершить в мечети Пророка ﷺ двухракаатный суннат-намаз с намерением совершить желательный намаз прощания с мечетью Пророка ﷺ. После этого намаза следует сделать дуа с просьбой о чём угодно – о мирском или вечном, но лучше всего – просить Аллаха принять зиярат и мольбы. После намаза следует совершить зиярат к могиле Пророка ﷺ.

44. Желательно взять с собой из Медины в качестве подарка семье мединские финики или воду из колодца. Однако сделать это следует, не перетруждая себя и без горделивых намерений, а наоборот, с намерением вселить радость в сердца своей семьи и любимых.

45. После возвращения из Медины следует участить свои благие деяния, так как это считается признаком принятия зиярата.

Пусть Аллах даст всем возможность посетить могилу Посланника Аллаха ﷺ и проявить соответствующий адаб наилучшим образом. Амин!

 

Муса Багилов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход