Как правильно наказывать ребёнка?

13 август 2018 2242 0
Режим чтения

«Учёные и психологи доказали, что подвергавшийся физическим наказаниям ребёнок страдает от этого всю жизнь: детская жестокость, подростковая преступность и сексуальные расстройства связаны с телесными наказаниями в юном возрасте» (Олеся Елисеева)

Все матери обычно устают к вечеру, а тут дети упорно отказываются идти спать. До этого они разрисовали обои, стены, окна фломастером, рассыпали манку на ковёр, сломали дверь от духовки. «Да что ж это такое!» — готовы воскликнуть многие из нас. Сложно сохранить спокойствие и сдержаться: нет такой матери, которая б ни разу не шлёпнула своего ребёнка по попе.

Давайте разберёмся, что с ними происходит. Дети проходят естественный этап «установления границ». Ваш ребенок не сам решил стать «непослушным» и вовсе не хочет «доводить» родителей капризами. Того требуют законы психологического развития. Малыш не понимает, что с ним происходит: что-то изнутри словно заставляет его раз за разом нарушать запреты.

В этот период малыш нуждается в поддержке и понимании. Взрослым нужно объяснить, что происходит, а не заявлять категорично: «Вот — границы, вот ремень. Нарушишь — получишь. Ясно?» Физическое наказание унижает ребёнка, порождает обиду и провоцирует агрессию. Малыш начинает «вредничать» и делать всё наперекор своим обидчикам.

Когда и как следует наказывать ребёнка?

Наказание — это один из методов воспитания. Мы не рассматриваем физическое наказание, которое порождает в душе страх и тормозит развитие ребёнка. Я считаю, что наказывать детей надо, только правильно. В некоторых случаях шлёпнуть ребёнка необходимо, но это не должно быть больно и обидно. Например, если 2-летний малыш тянет пальчик к розетке, то лучше ударить по руке и объяснить причину. Если кроха выпускает руку и выскакивает на дорогу, то необходимо резко одёрнуть и вернуть на тротуар. Вы должны смотреть по обстоятельствам: при угрозе для жизни и здоровья шлёпните ребёнка по руке или попе, чтобы вывести его из «зоны опасности», а потом проведите воспитательную беседу.

Но следите за тем, чтобы такие воздействия не вошли привычку и постарайтесь найти альтернативу шлепкам. На каждый поступок надо реагировать в зависимости от намерений. Например: ребёнок разбил чашку, потому что он хотел помочь маме убрать со стола или заявил: «Не буду чай, а буду сок!» В первом случае малыш имел благородное желание, поэтому можно только попросить его крепче держать посуду. Во втором случае ребёнка можно и в угол поставить за капризы.

С ранних лет нужно учить малышей уважать родителей. Иначе взрослым не избежать проблем с детьми подросткового возраста. Нельзя наказывать ребёнка лишением обеда или ужина, заставлять сидеть целый день дома за уроками.

— Наказание должно быть справедливым. Например: брат и сестра поссорились. Девочка спровоцировала скандал, забрав его любимую машину, и теперь истерично плачет. Вы, не разобравшись в сути дела, наказываете сына. Что чувствует мальчик?

— Установите в семье правила, распишите по пунктам, что можно, а что нельзя. Объясните детям, что правила одинаковы для всех: кто их нарушит, тот будет наказан.

— В разговоре не употребляйте слова, унижающие достоинство, например: «ты дурак», «ты тупица», «ты плохой», «ты упрямый». Дети верят всему, что им говорят, и действительно становятся глупыми и упрямыми. Разумнее сказать: «Ты не подумал», «Ты упрямишься». Почувствуйте разницу: «Ты плохой» и «Ты поступил плохо». Правильно подобранные слова воздействуют на психику ребёнка, которая очень ранима.

Наиболее эффективными мерами могут быть:

1) Разъяснительная беседа

Разговор по душам, без обвинений и ругательств даст ребёнку понять, что он поступил плохо и нужно вести себя иначе. Необходимо воспитывать в детях ответственность за свои поступки, ибо трёхлетние малыши уже понимают нравственные законы и уважают ценности семьи. Если «беседа по душам» не превращается в обвинительный приговор, то в будущем можно избежать трудностей подросткового возраста.

2) Символическое наказание

Щлепнуть по попе, по руке, поставить в угол или заставить сидеть на одном месте, то есть ограничить движения, чтобы ребёнок задумался о своём поведении. Можно запретить малышу смотреть мультфильмы, но при этом стоит заранее обговорить временные рамки — час, вечер, до завтра.

3) Естественное наказание

Оно приходит словно само собой. Например, баловался за столом — разлил сок, разбросал игрушки — куда-то запропастилась любимая машинка, не захотел надеть тёплую куртку — замёрз и придётся идти домой с прогулки.

Нужно заранее предупредить ребёнка о последствиях такого поведения. А все произошедшее следует обязательно объяснить, найти причины. Но только избегайте слов: «Я же тебе говорила…», которые вызывают противоположную реакцию.

Пользуясь различными методами наказаниями, вы объясняете, «что такое плохо и что такое хорошо». Воспитание начинается с детства; по мнению некоторых психологов, с возраста 2,5—3 года. До этого ребёнок может воспринять наказание как проявление нелюбви к нему. К 7 годам, когда у детей формируется совесть и моральное поведение, наказание уже носит другой характер. Мы порицаем конкретный поступок, который ребёнок совершает сознательно, зная о том, что этого делать нельзя.

Мне очень понравился пример одной женщины. Она заметила, что её сын стал тайком брать сладости из магазина. Вот что она сделала: вместе с ребёнком они шла к кассе, где малыш с извинениями возвращал всё, что взял. Через какое-то время он избавился от пагубной привычки. Мать не стала кричать и ругать сына, а терпеливо объяснила, «что такое хорошо и что такое плохо», а также что значит «своё» и «чужое».

Если ребёнок начинает воровать:

1) Это указывает на неразвитые нравственные представления (маленький человек не различает понятия «хорошо», «плохо», «своё», «чужое»);

2) Это может быть проявление внутренних переживаний, психологическая неудовлетворённость;

3) Неразвитая сила воли.

Это может быть протест против слишком жёсткого контроля в семье, когда ребёнку всё запрещено. Задача родителей в этом случае — не ругать, а оценить, что подвигло к воровству и рассказать ребенку о разнице между преступниками и хорошими людьми.

Ошибаются все дети. Взрослым важно вовремя принять решения и скорректировать их поведение. Так ребёнок учиться жить, действовать в критической ситуации, делает выводы. Малыш должен чувствовать поддержку родителей, даже когда совершает ошибки. Хуже, когда дети перестают нас любить и доверять, когда мы постоянно пытаемся показать им своё превосходство.

Ребёнку необходимы многие годы, чтобы научиться управлять своими желаниями, эмоциями и поведением. Станьте ему лучшим другом и по-товарищески исправляйте ошибки детей — без унижений, оскорблений, угроз и шлепков. Частые наказания, особенно незаслуженные, тормозят развитие, огорчают ребёнка и вызывают у него недоверие к взрослым.

Рашида Сабитова

По материалам: http://www.islamisemya.com/

Комментарии Вход