Как подниматься по карьерной лестнице?

05 июнь 2023 803 0
Режим чтения

Бороздя просторы интернета, нашла интересную статью, посвящённую вопросам продвижения по карьерной лестнице. В ней резюмировались основные ошибки, которые совершает человек при выполнении своей деятельности. Но раз уж мы позиционируем себя мусульманами, стремящимися соблюдать всё, что нам предписано, то возникло желание сравнить, насколько вообще понятие карьеры применимо в Исламе, и если да, то как правильно взбираться по её ступенькам, и так ли ошибочны некоторые наши действия, когда мы, желая усмирить свой нафс, скромно скрываем свои способности, или всё же подобные проявления действительно мешают обрести заслуженную награду… В общем, попробуем разобраться, строить или не строить карьеру и каковы особенности для женщин в такой непростой ситуации.

Впервые человек задумывается о том, хороши ли у него дела на работе, когда обнаруживает, что уже лет 10 занимает должность офисного клерка, при этом достаточно ответственного, но которому так и не подняли зарплату или так и не поручили выполнение важного задания. Ещё острее эти мысли проявляются на фоне процветающего соседа по офису: вроде и не такой он и сознательный в работе, но вот у него всё складывается как нельзя лучше. Итак, ведомые то ли завистью, то ли желанием личностного роста, мы анализируем самих себя.

 

1. Первая ошибка, по мнению некоторых экспертов, – это отсутствие саморекламы

Мы приходим на работу ровно по расписанию, порой отказывая себе в чашке чая, не говоря уже об обеде, трудимся во благо фирмы, корпим ночами над отчётами, отрекаемся от семейных дел, и всё это молча! И наше руководство даже не догадывается, кто же так блестяще выполнил работу, что комар носа не подточит! А мы в это время скромно похлопываем себя по плечу, радуясь собственному достижению, и снова – молча. А это как раз и есть те первые камни преткновения, разбросанные по нашей карьерной лестнице и так мешающие нам по ней подняться. Нам советуют в такой ситуации делать всё, чтобы руководитель знал обо всех наших достижениях, даже самых незначительных.

Но если разобраться с точки зрения Ислама, то возникает вопрос: ведь самореклама – это удобрение для нафса. Нам так тяжело бывает с ним бороться, а тут такое достижение – и всё зря?!

Однако всему, как мне кажется, есть объяснение. Во-первых, хорошо работать и быть довольным своей работой не есть нарушение Шариата; во-вторых, если нам поручают работу и мы с ней справляемся, то услышать в свой адрес одобрительное «молодец!» тоже не зазорно при выказывании хвалы Всевышнему и осознании, что это Он вам помог, тем более что это даст дополнительный толчок нашему развитию, позволит накопить опыт в решении неких стратегических задач фирмы.

 

2. Вторая ошибка, мешающая карьере, – это защитное поведение

Если вы занимаете оборонительную позицию, когда слышите нелестные слова о вашей работе, то вы ставите крест на своей карьере. Многие люди не хотят иметь дело с теми, кто не может спокойно воспринимать адекватную критику в свой адрес. Это приводит к тому, что ваш босс перестаёт давать советы, как улучшить работу, и не рассматривает вас в качестве кандидата на повышение. Наверно, всё же стоит согласиться: мало кому, а руководителю тем более, понравится, когда критика, которую он выдаёт, не принимается, более того, её пытаются опровергнуть. Однако стоит разобраться, поскольку начальник не всегда истина в последней инстанции, да и критиковать можно по-разному.

Что говорит Ислам по этому поводу? Однозначно можно сказать следующее. Если критика касается твоей работы, причём она конструктивная, в ней не присутствуют оскорбления, то работник обязан её воспринимать и немедленно исправляться. А что делать, если начальник, мягко говоря, ругает просто так?.. Ислам призывает нас проявлять терпение – это ключ ко всем дверям. Яхья ибн Муаз ар-Рази (да будет доволен им Аллах), упоминая о методах воспитания нафса, говорил: «…перенося трудности от людей (проявляя терпение), человек достигает своих целей». Будем всегда держать этот «ключик» в своей связке!

 

3. Ещё одна причина, мешающая подниматься вверх по карьерной лестнице, – излишняя эмоциональность, нафс, который побуждает нас вершить необдуманные поступки

Ну что же, с этим сталкивался каждый из нас хотя бы раз в жизни – стремительный уход с рабочего места из-за неприятной реплики начальника или категорический отказ от предложения работать в новой должности. А психологи всё чаще говорят о том, что необдуманное и импульсивное решение может очень повредить карьере. Решения, связанные с работой, напрямую отражаются на вашем кошельке, репутации и уровне жизни. Хотя в ряде случаев от этого может выиграть наша нервная система.

Теперь, отодвинув эмоции в сторону, посмотрим на такие ситуации через бриллиант Ислама, и его блестящая огранка позволит нам увидеть во всём этом новые грани. Руководитель, каким бы он ни был, – тоже человек, такой же раб Аллаха, а значит, ему свойственны злость, агрессия и прочие неприятности. Конечно, трудно в момент, когда тебя ставят в очень затруднительное положение, проявлять выдержку, но писать заявление об уходе уж точно не стоит. Думается, что будет гораздо благоразумнее подойти к своему начальнику и с поистине волшебного слова «Бисмилля» начать разговор. Безусловно, каждая такая ситуация индивидуальна, но универсальным рецептом будет всё то, что нам рекомендует Ислам: сделать омовение, совершить суннат-намаз, сделать дуа за этого начальника – и вот увидите, злость уйдёт. Каждый наш шаг на работу во имя Аллаха, следуя Его велению зарабатывать себе и своей семье на пропитание, непременно оценит Наищедрейший!

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт прекрасный хадис от Пророка (мир ему и благословение), в котором сказано:

«Воистину Аллах любит каждого верующего, занимающегося своим ремеслом (профессией) для своей семьи, и не любит бездельника, который не делает ни мирскую, ни ахиратскую работу» (см. в книге «Маджмау аз-Заваид», № 62/4).

 

4. Четвёртая «ошибка» чем-то схожа с первой, вернее они следствие друг друга – это страх

Можно подумать, что человек, который «не высовывается», скорее получает повышение, но в реальности нерешительность и боязливость чаще негативно отражаются на карьере. Если вы уверены, что решение неправильное, или проект движется к катастрофическому концу, или, наконец, вы давно заслужили повышения зарплаты, хороший руководитель будет рад вашей смелости. Сотрудник обязан выполнять свои трудовые обязанности хорошо, честно, ответственно, не для того, чтобы выслужиться, а действительно с любовью относиться к своей работе, и руководство это непременно оценит. Однако начальство не всегда может быть в курсе всего, поэтому набраться смелости и подойти к начальству, чтобы рассказать о своих проектах, или предупредить о надвигающейся угрозе, или обоснованно поделиться своими мыслями относительно повышения зарплаты. Важно понимать, что каким бы ни оказалось решение по этому вопросу – мы должны уповать на Аллаха и бояться должны только Его, никаким образом не опуская голову, сердце и душу ни перед одним начальником.

 

5. Ещё одним пунктом в череде карьерных ошибок эксперты называют нашу негативную настроенность буквально на всё, в первую очередь в рабочие будни

Если вы постоянно недовольны новым проектом, внутренними правилами компании или любыми решениями вашего начальника, то вы, скорее всего, создаёте не очень приятную атмосферу для ваших коллег. То же самое относится и к чёрному юмору: если вы с сарказмом шутите о боссе или сотруднике в другом отделе, то очень скоро приобретёте репутацию злого и неприятного человека.

С этим остаётся только согласиться – Ислам учит нас всегда и во всём проявлять радушие, доброжелательность. А когда мы на работе сами себе создаём солнечное настроение, то даже самое колкое замечание нашего шефа может показаться не таким ужасным, ведь у начальства тоже может быть плохое настроение, постарайтесь входить в положение каждого, в умеренных дозах. А улыбающийся человек, с пониманием относящийся к проблемам окружающих, может быть только на хорошем счету, тем более у руководства.

 

6. Ложь страшнее трусости и скупости

От Сафвана бин Суйи (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: “Может ли мусульманин быть трусливым?” Он ответил: “Может”. Далее ему задали вопрос: “Может ли мусульманин быть скупым?” – “Да, может”, – отвечал Пророк (мир ему и благословение). И наконец последовал вопрос: “А может ли мусульманин быть лжецом?” Пророк (мир ему и благословение) отвечал: “Нет, никогда”» (имам Байхаки).

Из этого хадиса мы понимаем, что ложь страшнее трусости и скупости.

Говоря сегодня о наших ошибках в карьерном продвижении, можно с уверенностью сказать, что если вас уличили во лжи, пусть даже незначительной, то вам больше не будут доверять, и это отношение будет практически невозможно изменить. Вы можете быть стопроцентно честным в следующие три года, но вас, тем не менее, будут считать человеком, которому нельзя доверять. Заработать честное имя на работе, среди большого коллектива, быть на хорошем счету – дело всей жизни, и порой одна маленькая ложь может перечеркнуть абсолютно все наши добрые дела. Ислам запрещает нам лгать вне зависимости от того, находимся мы в мечети или в офисе. Быть честным с самим собой и со всеми окружающими – ещё одна ступенька вверх к успеху в работе, к обеспечению своей семьи, к самовоспитанию, и самое главное – к довольству Аллаха.

 

7. Люди обычно обращают внимание на соответствие слова и поступка

Поэтому, если вы что-то обещаете, пусть даже самую мелочь, как, например, передача документа в другой отдел, обязательно выполните это. Сдерживая слово, вы создаёте себе репутацию человека, на которого можно положиться. Самоорганизация должна присутствовать везде, и Ислам нас этому учит, ответственность за порученное нам дело – превыше всего. Проявите себя в этом качестве, и повышение по службе не заставит себя долго ждать.

 

8. Быть в ногу со временем – то, что сегодня обязательно должно присутствовать в наборе профессиональных качеств

Вы можете думать, что успешно справляетесь со своими обязанностями и вам не надо постигать последние технологии и новые методы работы. Однако если вы сопротивляетесь новшествам, то вы вскоре окажетесь позади своих коллег и будете подсчитывать свои убытки на тех же старых счётах. Не стоит отрицать научно-технический прогресс, автоматизация рабочего места не отвергает вашего присутствия там, она лишь помогает лучше выполнять свою работу и, возможно, даже научиться быть оперативным, что тоже будет оценено по достоинству вашим руководством.

А в завершение хочется отдельной строкой сказать о женщине на работе. Несомненно, самая главная карьера женщины – это её семья, но и работать ей не запрещено, если работа не выходит за рамки Шариата. Есть примеры в истории праведных предков, когда, например, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил женщину аш-Шифау бинту Абдулла главной по подсчётам на рынке.

Есть правила, следуя которым женщина может быть не просто успешной на работе, но и заслужить довольство Аллаха. Они нам известны, но повторение – это тоже залог успешной карьеры.

Итак, вот основные необходимые правила, которые должны соблюдаться мусульманкой на работе:

– хиджаб;

– не украшаться;

– не смешиваться с мужчинами;

– сама работа должна быть халяль.

А учитывая тот факт, что есть разные мнения относительно женщины в качестве начальника, то тут тоже есть условия, к примеру соответствующий возраст. А в целом, независимо от того, женщина это или мужчина, – руководитель должен соответствовать этому ответственному званию.

Вот такой нехитрый набор правил способен помочь нам в построении своей карьерной лестницы. Конечно, кому-то справедливо может показаться, что написать легко, а как воплотить в жизнь? Управляя персоналом или подчиняясь руководству, важно и той и другой стороне помнить об одном: Аллах нас видит и слышит всегда и везде. Каждая ошибка – это опыт, а опыт бесценен, он ведёт к знаниям, а потому будем получать знания, надеясь на Милость и повинуясь воле нашего Творца.

Досточтимый шейх Саид-афанди (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Я советую вам быть правдивыми, чистыми в своих помыслах, и тогда у вас всё получится, вы будете нужны людям. Работайте честно, и тогда, ин шаа Аллах, всё у вас будет хорошо». Как же прекрасны и правдивы эти слова!

Удачи каждому из нас на рабочем месте! Пусть Аллах поможет нам соответствовать этим словам и выполнять свои обязанности так, чтобы у нашего руководства было только одно желание – поблагодарить Аллаха за такого хорошего работника. Амин!

 

Айша Ахмедова

По материалам: https://islam.ru/

Комментарии Вход