Исламский феминизм - несет ли в себе опасность модный тренд?
Всё чаще в исламском медиа-пространстве поднимается тема прав женщины в Исламе, причём поднимают её не только исламофобы всех мастей (у них это уже давно заезженная тема), но и сами мусульмане, причём с чётким разделением по половому признаку, то есть с выраженной поляризацией между ахишками и ухтишками. Всё чаще можно встретить взаимные обвинения и упрёки, которые постепенно, но последовательно складываются в идеологию, известную, как феминизм [1] с одной стороны, и маскулизм [2] – с другой.
На первый взгляд всем более-менее понятно, что такое феминизм, вместе с тем он прошёл ряд исторических этапов в своём формировании, и феминизм в современном варианте (как и его антагонист маскулизм) – это не то же самое, что и 100 лет назад. В современном мире у женщины нет необходимости бороться за право голосовать или за равенство в гражданских правах, а именно с борьбы за эти права начинался феминизм как движение (тогда оно называлось суфражизм). Казалось бы, с получением этих прав феминизм должен был закончиться, но нет, он продолжил своё существование, начал принимать новые формы и затрагивать всё более широкие пласты общественной и частной жизни.
В современном мире (в первую очередь в его «либеральной модели») феминизм стал очень мощным политическим и культурным рычагом, так как он хорошо укладывается в тренд на всеобщую либерализацию и борьбу с дискриминацией (даже в несуществующих формах). Данный тренд должен неизбежно затронуть и гендерные роли, разрушить прежние до основания как архаичные [3] и патриархальные, не заслуживающие существования в «дивном новом мире», и воздвигнуть новые, полностью им противоположные. Поэтому современный феминизм, с одной стороны, борется с любыми гендерными отличиями, включая внешние, начиная от бодипозитива (социальное течение, которое учит позитивному отношению к своему телу, его тотальному принятию и свободному самовыражению) до общих кабинках в уборных, а общепринятые нормы считаются навязанными мужчинами; а с другой стороны, он борется с этими самыми мужчинами, которые доминируют над женщинами и угнетают их. Данная концепция – это развитие идей марксизма (или неомарксизма). Если в классическом марксизме угнетённым классом были пролетарии, которых угнетали проклятые буржуи, то для новых левых таким угнетённым классом становятся меньшинства (отсюда тренд на популяризацию ЛГБТ) и женщины (а именно феминистки), а угнетателем становится как раз мужской пол. «Власть белых мужчин» – новый класс угнетателей для новых левых. Мы хорошо помним, что сделали большевики с классовыми врагами, когда пришли к власти. У новых левых нет того духа, чтобы решить вопрос столь радикальными методами, поэтому используется концепция, разработанная одним из отцов неомарксизма Грамши: культурная гегемония, последствия которой вполне конкретны – политические и юридические. Например, дело американского продюсера Харви Вайнштейна с целой кампанией в медиа #ятоже, которая стоила ему карьеры и репутации, или нынешнее дело сестёр Хачатурян, когда определённые силы предлагают обвиняемых в убийстве отца сестёр освободить прямо в зале суда как невиновных жертв. То есть мужчина в данной концепции лишён презумпции невиновности и заранее считается виновным, а доказывать как раз надо его невиновность. Но это на Западе, в России данная концепция только набирает популярность, но ещё не доминирует.
А что же Ислам? Понятно, что данные принципы противоречат основам Ислама, но исламские феминистки и не выступают пока со столь радикальными лозунгами, хоть и ориентируются на западные тренды. Более того, некоторые претензии, выдвигаемые со стороны исламских феминисток к мужчинам-мусульманам, вполне объективны, например, акцент на нравственном облике женщины и упущение из виду нравственного облика мужчины, а точнее, возложение вины за падение нравов в обществе именно на женщин, хотя в этом виновато общество в целом и все его члены обоих полов. Сюда же можно отнести постоянное указывание мужчинами на обязанности и запреты, возложенные шариатом на женщину, и несоблюдение при этом обязанностей и запретов, возложенных на них самих.
Также надо понимать, что в изменяющимся мире у женщины появляется всё больше возможностей для самореализации, в том числе профессиональной, что делает её более независимой от мужчины, а следовательно, традиционные классические ценности и модели поведения становятся всё менее актуальными. И процесс этот неизбежен, так как сам ход научно-технического прогресса формирует эти тенденции, например, доминирование в современной экономике сферы услуг, в которой женщина порой имеет преимущества в профессии, а те качества, которые веками выводили мужчин на лидирующие роли, такие как физическая сила, храбрость, мужество, всё меньше нужны. Взамен этого приходят такие качества, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, мобильность, всё это меняет традиционные гендерные роли, вплоть до того, что женщин всё чаще можно видеть в армии, уже никого не удивляет женщина – министр обороны, так как современная армия всё больше роботизируется и цифровизируется, и в ней также теряют актуальность такие качества, как физическая сила, храбрость и готовность пожертвовать собой на поле боя. Из этого следует, что рост влияния женщины в обществе неизбежно будет приводить и к актуальности феминизма, а значит, нам нужно учиться жить в новой реальности с новыми тенденциями, и одни только запретительные меры тут не будут эффективны.
И если пытаться бороться с научно-техническим прогрессом и его последствиями бессмысленно, то научиться управлять ими вполне реально. И не допустить скатывание женского самосознания в болото современного радикального феминизма – наша обязанность, вместе с тем нельзя забывать, что это не будет возможным, если мужчины не будут выполнять свои роли, нельзя требовать от женщины быть подобной сподвижницам, если ты сам далеко не Умар ибн аль-Хаттаб, кризис маскулинности (мужского начала) – одна из причин роста феминизма, как мы писали выше, обусловленный в свою очередь изменением гендерных ролей в современном обществе.
[1] Фемини́зм (от лат. femina — женщина) — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин.
[2] Маскулизм (от лат. masculinus «мужчина»; англ. masculism) — идеология мужского движения, целью которой является устранение дискриминации мужчин и уравнение их в правах с женщинами. Объектом его внимания являются те области общественной жизни, где гендерное равноправие нарушено в ущерб мужчинам и мальчикам.
[3] Архаичный — (от греч. archaios древний) древний, старинный, устаревший, вышедший из употребления.
Хамид Бекери
По материалам: https://darulfikr.ru/