Исламские корни современной фармацевтики

24 январь 2022 1252 0
Режим чтения

«Специалист, который занимается собиранием всех лекарственных средств, выбирая из каждого простого или сложного наилучшие, и приготовлением из них хороших снадобий, следуя самым точным методам и приемам, рекомендуемым знатоками целительского искусства» (Абу аль-Рейхан аль-Бируни (973-1048))

Определение фармацевта, данное аль-Бируни, могло быть написано и в наши дни. Пройдя путь от колдовства и шаманизма до научного метода, фармацевтика многим обязана нескольким векам новаторского труда богословов, алхимиков, лекарей и ученых-универсалов мусульманского Ближнего Востока, чьи правила, приемы и блестящие догадки применяются сегодня практически повсеместно.

На Западе и Ближнем Востоке добрую половину первого тысячелетия ранняя медицина представляла собой, прежде всего, смесь греческих, индийских, персидских, а позднее, римских приемов, которые развивались и улучшались. Были распространены тексты о лекарственных средствах, однако, по большей части эти фармакологические материалы (materia medica) сводились просто к перечню растений и минералов с указанием их действия.

К началу VII века в Европе и большей части Ближнего Востока наблюдался упадок культуры, научно-художественные достижения эпохи эллинизма были прочно забыты, либо находились под угрозой забвения.

Подъем ислама в середине VII века принес с собой новую жажду знаний. Эта готовность к открытиям выразилась в сохранении, а со временем и приумножении, античного наследия. Нигде это не проявлялось так ярко, как в сфере медицины, где врачи руководствовались хадисами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), например, этим, из собрания Бухари:

«Аллах не ниспослал ни одной болезни, не сотворив излечения от нее».

От Абу Дарды передается, что Пророк сказал:

«Поистине, Аллах Великий ниспослал болезнь и лечение, и сделал для каждой болезни лекарство (исцеление), так лечитесь же, но не лечитесь запрещенным».

Эти слова возлагают на врача ответственность за то, чтобы честно искать лечебные средства.

Через сто лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) в 632 г. в Дамаске при дворе Омейядов была предпринята одна из самых ранних попыток систематизации лекарственных препаратов, в том числе, снадобий от укусов змей и собак, последствий воздействия яда скорпионов, пауков и других животных. Кроме того, изучались ядовитые свойства минералов и растений, таких как аконит, мандрагора, морозник черный. Как и в большинстве отраслей медицины того времени, авторитетами в этой области считались античные врачи Гален и Диоскорид, и разрабатывая их труды, мусульманские ученые с особым интересом обсуждали яды и противоядия.

Внезапная смерть была нередким явлением при дворах, и часто – нередко ошибочно – ее приписывали отравлению ядом. Неудивительно, что страх быть отравленными толкал владык на покровительство ученым, изучающим яды, умеющим их определить и излечить отравление. В результате в раннеисламский период фармакология сводилась, по большей части, к углублению познаний алхимиков в токсикологии.

Первым алхимиком, служившим лекарем при первом халифе из династии Омейядов Муавии, был христианин Ибн Усал. Это был известный алхимик, знаток ядов и противоядий. По сообщениям, он же был причиной смерти Муавии, а в 667 г. сам был отравлен мстительными родственниками одной из его предполагаемых жертв. Еще один лекарь-христианин Абу аль-Хакам аль-Димашки служил при дворе второго омейядского халифа, Язида.

Сын Язида, Халид бин Язид, проявлял особый интерес к алхимии и приглашал на работу греческих философов из Египта. За щедрое вознаграждение они переводили на арабский греческие и египетские труды по химии, медицине и астрономии. Современником Халида был Джабир ибн Хайян, которого на Западе называли Гебером. Он продвигал алхимию как профессию и одним из первых заложил основы химических и биохимических исследований.

Эти первые исламские алхимики оказались педантичными и настойчивыми экспериментаторами и тщательно записывали результаты своих наблюдений. Их опыты были направлены на сбор информации и поиск ответов на те или иные вопросы. Благодаря им, произошел подъем «научной алхимии». Они избегали бездоказательных верований и суеверий и отдавали предпочтение сбору данных, старались следовать определенным приемам, проводили расчеты и ставили опыты, которые можно было проверить и повторить, таким образом, их работа способствовала становлению истинно научного метода.

Роль «научной алхимии» трудно переоценить. К IX в. тенденции, подход и тип информации, содержащиеся в арабских учебниках по алхимии, делали их наилучшими в своей области. Тщательная методология, разработанная алхимиками, применялась и в других областях, таких как фармацевтика. В процессе опытов по амальгамации и приготовлению эликсиров использовались различные минералы и химические соединения, такие как нашатырный спирт, купорос, сера, мышьяк, поваренная соль, негашеная известь, малахит, марганец, медный колчедан, кристаллическая сода, бура и уксус.

Из растений особой популярностью пользовались фенхель, шафран, кожица плодов граната, сельдерей, лук-порей, кунжут, руккола, оливки, горчица и лишайник. Применялись смолы, такие как ладан и гуммиарабик, а также продукты животного происхождения: шерсть, кровь, яичный белок, молоко (свежее и сквашенное), мед и помет.

Лабораторное оборудование состояло из горшков, противней, трубок, реторт, перегонных кубов, котлов и всевозможных аппаратов для дистилляции, блюд, керамических горшков, стаканов, ступок и пестиков (из дерева, стекла или металла), треног и весов и медицинских склянок. Процессы, применявшиеся в алхимии, практикуются до сих пор, — это дистилляция, возгонка, испарение, порошкование, промывание, фильтрация, варка, прокаливание, конденсация (сгущение жидкого вещества).

Перевод греческих, персидских и индийских научных трактатов на арабский язык начался при Омейядах, а в IX веке при багдадском халифате Аббасидов эта традиция процветала. Вероятно, величайшим переводчиком того периода был Хунайн ибн Исхак, великолепно знавший сирийский, греческий и арабский, его перу принадлежат переводы сочинений Гиппократа и Галена.

Мощная интеллектуальная закваска в сочетании с покровительством правящей элиты обеспечили 400 лет прогресса. Методы извлечения и приготовления лекарственных средств были возведены до уровня высокого искусства, и приемы их изготовления стали важнейшими процессами в фармацевтике и химии.

 

ПРАВИЛА КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ИБН СИНЫ

Среди множества достижений Ибн Сины (Авиценны) в области медицины – разработка правил тестирования эффективности лечебных средств, которая до сих пор составляет основу современных клинических испытаний.

1. Лекарство не должно иметь посторонних случайных свойств.

2. Оно должно применяться при простом, а не сложном (комплексном), заболевании.

3. Лекарство необходимо тестировать на двух болезнях противоположных типов, так как иногда при лечении одной болезни помогают основные свойства лекарства, а при лечении другой – его случайные свойства.

4. Свойства лекарства должны соответствовать силе заболевания. Например, есть лекарства, жар которых меньше, чем холод, вызванный болезнью, поэтому при этой болезни их применение неэффективно.

5. Необходимо следить за временем действия, чтобы не перепутать вещество и его действие.

6. Результат воздействия лекарства должен наблюдаться постоянно или в большинстве случаев, так как если этого нет, то результат был случайным.

7. Испытание должно проводиться на человеческом организме, так как испытание лекарства на льве или лошади может ничего не сказать о результатах его воздействия на человека.

Фармацевта называли «сайдалани». Слово произошло от санскритского,  обозначающего торговца сандаловым деревом. Сайдалани пополнили арсенал широко применяемых лекарственных средств такими лекарствами естественного происхождения, как сандаловое дерево (разумеется!), а также камфора, сенна, ревень, мускус, мирра, кассия, тамаринд, мускатный орех, квасцы, алоэ, гвоздика, кокос, чилибуха (из которой получают стрихнин), перец кубеба, аконит, амбра, ртуть и другие. В качестве анестезирующих препаратов они использовали коноплю и белену в различных лекарственных формах: мазях, пилюлях, эликсирах, сиропах, микстурах, суппозиториях и ингаляциях.

В исламских землях многие известные врачи самостоятельно готовили лекарства для своих пациентов (в Европе и Америке эта традиция сохранялась до новейшего времени). Аль-Хорезми, Аль-Захрави и Ибн Сина могут служить в этом смысле хорошими примерами, но как правило лекари все же чаще поощряли практику отдельных специалистов-сайдалани, чья работа отличалась от работы врача, как труд переписчика отличается от труда писателя.

К началу IX в. в Багдаде повсеместно возникали частные аптеки, со временем то же наблюдалось в других мусульманских городах. Сначала это были неупорядоченные заведения, где зачастую работали случайные люди, но все изменилось с тех пор, как фармакологии стали учить как отдельной науке, которая постигалась и путем упражнений в классах, и путем практических занятий в непосредственном соприкосновении с лекарственными средствами. Кроме того, указами халифов аль-Мамуна и аль-Мутасима, аптекари должны были получать государственную лицензию, согласно которой они брали на себя обязательство следовать предписаниям врача. Чтобы избежать столкновения интересов, врачам запрещали владеть аптекой или иметь долю в аптечном деле.

Аптеки периодически инспектировались мухтасибами – государственными инспекторами, проверявшими меры и веса, правильность составления лекарственных препаратов – в правильных ли пропорциях их готовят, не разбавляют ли водой – и соблюдение санитарно-гигиенических норм – готовят ли их в чистой посуде. Нарушителям присуждали штраф или подвергали телесному наказанию.

При больницах были собственные аптеки с лабораториями для изготовления лекарств. Больницей руководил совет, состоящий из трех человек: одного администратора, одного врача (мутвалли) и одного главного фармацевта (шейх-сайдалани). Примерно в этот период появилась специализированная литература по фармакологии. Сначала она строилась на ‘Materia medica’ Диоскорида, в этот справочник входили около 500 лекарственных средств.

Позднее лекарь-несторианец и фармаколог во втором поколении Юханна ибн Масавайх написал трактат о лекарственных и ароматических растениях. Позднее его коллега Абу аль-Хасан Али ибн Сахл Раббан аль-Табари сказал, что терапевтическая ценность каждого лекарства должна соответствовать конкретному заболеванию, и предложил врачам не спешить с назначением привычного лекарственного средства. Он перечислил лучшие источники компонентов для лекарственных препаратов, указав, например, что лучший «черный миробалан» привозят из Кабула, алоэ – с Сокотры, душистые специи – из Индии.

Для хранения жидких лекарств он рекомендовал стеклянные или керамические сосуды, особые маленькие кувшинчики – для глазных капель, а свинцовые контейнеры – для жирных субстанций. Для лечения язвенных ран он назначал мазь на основе сандарака (можжевеловой смолы), жира, масла и дегтя. Кроме того, он предупреждал, что прием одного миткаля (около 4 г) опиума или экстракта белены вызывает сон, а также смерть.

Первый из известных фармакологических справочников составил в середине IX в. Сабур ибн Сахл, он назывался «Аль-Акрабазин» и был предназначен как для частных, так и для больничных аптек. В книгу входят рецепты лекарственных средств, описание методов их составления и дозировок, а также административных методов. Рецепты разбиты в зависимости от формы лекарственного средства: таблетки, порошки, мази, лекарственные пасты, сиропы. Позднейшие справочники составлялись по этому образцу.

В целом, фармакологические препараты разделяли на простые (муфрадат) и составные (мураккабат). Крупнейший и самый популярный учебник по materia medica, написанный Ибн аль-Байтаром, ученым из Малаги (Гранадский эмират) в конце XII в., предлагает алфавитный список более чем 1400 простых лекарственных средств, составленный по собственным наблюдениям автора, и еще 150 наименований лекарств, почерпнутых из поименованных источников.

Сегодня отражение этого исламского наследия мы видим в каждом выписанном рецепте, в каждом фармацевтическом сертификате, в каждом лекарственном средстве.  И если то, что делали алхимики и первые врачи, кажется нам слишком очевидным, то это только потому, что сегодняшнее очевидное вчера было открытием.

 

В КАБИНЕТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСЛАМСКОГО ЛЕКАРЯ

Средневековая исламская фармакология была не только обширной, но и строжайшим образом эмпирически обоснованной наукой. Как практически вся средневековая медицина, исламская тоже развилась из гуморальной теории Галена и занималась приведением в равновесие всех телесных жидкостей (от лат. humor — влага).

Для этого считались совершенно необходимыми всевозможные послабляющие и чистящие средства. Самым популярным растением для этих целей была – и, пожалуй, остается по сей день – сенна, невысокий кустарник с мелкими желтыми цветочками, желто-зелеными листьями и мясистыми семенными коробочками. Листья имеют особый запах, а настой из них – приторно-сладкий вкус. Действительно, настой, употребляемый сам по себе, вызывает тошноту. Этот вкус и эффект можно приглушить при помощи добавления ароматических пряностей.

В качестве безопасных, мягких и надежных слабительных средств арабы также применяли манну и тамаринд. Вьюнок стреловидный (скаммония) – вьющееся растение с толстыми корнями – воспринимался в Европе неоднозначно. Некоторые врачи считали его слишком сильным слабительным, небезопасным при любых условиях, тогда как другие утверждали, что не могут без него обходиться. Исламские фармацевты изобрели надежный способ приглушить слишком сильное действие растения, сохранив при этом его эффективность. Они добились этого, отварив корень скаммонии внутри плода айвы, после этого корень извлекался, а мякоть плода смешивалась с семенами подорожника, успокаивающе действующими на желудочно-кишечный тракт. Данный препарат назывался diagridium.

Составление рецептов было настоящим искусством, требующим множества шагов и использования разных компонентов. Величайший клиницист и самый оригинальный мыслитель в исламской медицине Ар-Рази сочетал для лечения камней в почках горький миндаль с изюмом. Для той же цели Хали Аббас рекомендовал отваренный зизифус, плоды кордии, семена сельдерея, фенхель, водяной орех и чабрец.

 

ПРОСТЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Помимо составных первые фармацевты знали сотни простых растительных лекарственных средств. Например, кунжутное масло они использовали при кашле и для смягчения боли в горле. Сок из стеблей и листьев солодки считался полезным при респираторных заболеваниях, воспалении гланд, смягчении сухого кашля, а корни использовались для лечения язв на ногах и ран.

Считалось, что кардамон охлаждает тело и способствует пищеварению. Он является основным ингредиентом арабского кофе. Кумин и тогда, и сейчас используется как ветрогонное и для облегчения спазмов желудка. Фенхель применяли для предотвращения ожирения.

Мирра высоко ценилась как вяжущее средство, при лечении диспепсии, хронических бронхитов, белей и как средство для местного применения при болезнях десен.

Некоторые простые растительные препараты использовались в исламской медицине и как анальгетики. В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина перечисляет в качестве эффективных болеутоляющих несколько видов мака, мандрагору, белену, паслен черный, семена латука.

Аконит назначали при ревматизме, подагре, коклюше, лихорадке. При зубной боли и рвоте использовали гвоздику. Средневековые мусульманские врачи впервые использовали кассию с ее легким слабительным действием, вследствие чего ее широко назначали маленьким детям и пожилым людям. Масло тмина применяли для усиления пищеварения. Отвар из чабреца назначали при простуде, а в сыром виде – при несварении и зубной боли. Чабрец входит в пряную смесь заатар, которая и по сей день используется при выпечке хлеба и ценится как средство для освежения дыхания.

Мусульманские врачи использовали масло грецкого ореха для лечения болезней желудка и почек, «особенно у упитанных», писал Ибн Сина. Абу Мансур называл сладкий миндаль полезным для «открытия кишечника и при болях в желудке, почках, печени, груди и легких». Для лечения диабета использовали настой полыни горькой, гармалу обыкновенную – при головных болях, кожуру граната – для лечения кожных язв.

Это лишь некоторые растительные средства, которые арабские медики ценили за их собственные целительные свойства и как ароматизаторы для улучшения вкуса лекарственных препаратов.

 

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход