Инсульт имана
Мусульманин проявляет себя в двух направлениях: внешнее, такие как намаз, пост и тому подобное и внутреннее, это то, что связано с сердцем человека, его внутренним миром.
Было решено назвать эту тему «инсультом имана». На первый взгляд это может показаться вызывающим, но проблема она настолько остра, что ее больше никак не назовешь. Именно инсульт, а не рак, ведь рак он развивается относительно медленнее, и итоги его предсказуемы. В отличие от него инсульт поражает наш головной мозг и человек буквально за считанное время становится инвалидом, он уже с трудом разговаривает, тяжело ходит. То же самое может произойти и с нашим иманом. Когда мы за короткое время можем причинить своему иману такой вред, как инсульт может причинить за это же время нашему мозгу.
Сейчас мы часто наблюдаем, как многие стремятся заработать средства, чтобы комфортно есть, ездить, спать и отдыхать. Они тратят все свое время на то, чтобы удовлетворить эти мирские потребности. А ведь этому нет предела. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
لَوْ أَنَّ لابْنِ آدَمَ وَادِياً مِنْ ذَهَبِ أَحَبَّ أَنْ يَكُونَ لَهُ وادِيانِ، وَلَنْ يَمْلأَ فَاهُ إِلاَّ التُّرَابُ، وَيَتُوب اللَّهُ عَلَى مَنْ تَابَ
«Если бы заимел человек целое вади (долина, высохшее русло, наполняющееся водой в период дождей), полное золота, то пожелал бы иметь ещё два, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается» (Аль-Бухари и Муслим).
Это и есть то заболевание, которое поражает наш мозг и отвлекает наш разум и сердце от истинного предназначения. От поклонения Аллаху. Ведь Всевышний Аллах говорит:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Причиной этого заболевания является – хирс. Это любовь к этому бренному миру на уровне алчности. Такая маниакальная любовь, что нет ничего, что может заменить ее. Как говорили мудрецы «Чем богаче человек, тем он скупее». Поэтому алчное стремление к мирским благам ни к чему хорошему, кроме как к погоне за следующим куском не приведет. Такое накопительство приведет к скупости и неудовлетворенности. Салман, да будет доволен им Аллах, говорил: «Остерегайся желания копить имущество, которое станет причиной твоего недовольства и жадности».
Человек совершает ошибки именно по той причине, что его любовь к мирскому возвышена. Об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
حب الدنيا رأس كل خطيئة
«Любовь к мирскому – основа всех ошибок».
И если вглядеться в любой грех, который совершает человек, то в их корне всегда лежит любовь к бренному миру и обольщение ее благами. Поэтому нам следует пересмотреть наши взгляды и развернуться на 180 градусов, ведь дальная жизнь противоположна вечной. И если мы сегодня это не осознаем, и не отдадим предпочтение будущей жизни, то уже завтра с нами может произойти этот самый «инсульт имана». В хадисе говорится:
«Если кто-то любит мирское, тот рискует вечностью, кто любит вечность, тот рискует мирским».
Нам следует расставить приоритеты. А чтобы было легче, нужно вспомнить аят, в котором Аллах расставил все точки над «и»:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«О, верующие! Пусть ваше имущество и дети не отвлекают вас от поминания Аллаха (поклонения Ему). А кто поступит так (кого земное отвлечет от религии), тот понесет урон» (63:9).
У нас еще есть такая тенденция в последнее время среди старшего поколения. Они говорят своим детям, внукам, мол погуляйте, пока молодые, а когда состаритесь, выйдите на пенсию так и начнете совершать богоугодные деяния, все то, что приближает к Аллаху. Но когда у этих людей спрашиваешь «вы сами стали на правильный путь? Фатиху выучили?». Они говорят: «ой, сейчас уже возраст не тот, трудно читать, запоминать, сложно совершать намаз, так как все суставы болят. Надо было в молодости этому учиться». И тут возникает вопрос, зачем советовать своим детям то, чего сам он не сделал. Что значит «погуляйте пока молодые» с точки зрения ребенка? Для его мозга это сигнал вседозволенности. Все можно, если осторожно. Делай все, пока есть возможность, ведь все так делают. Не будь как белая ворона. И с такими установками живет наша молодежь. И к чему это все приведет, когда у них на подсознательном уровне все разрешено? Это очень большая проблема.
Тот, кто выбрал иной вариант, то есть решил все же отдать предпочтение мирской жизни, то такого человека можно сравнить с человеком без определенного места жительства. Так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«Дунья (этот мир) - это пристанище для того у кого нет пристанища, имущество того у кого нет имущества, а копит для нее тот у кого нет разума» (Ахмад).
Строить дом и обустраивать его надо там, где он будет стоять вечно. А дунья, как мы все знаем место временного обитания. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الدُّنْيَا مَتَاعٌ
«Мир этот даётся во временное пользование» (имам Муслим).
Надо это всегда помнить и не строить грандиозных планов на бренный мир.
Болезнь мы с вами диагностировали, теперь вопрос встает, как быть с лечением. Что нам делать и как лечить этот хирс. Есть только один способ - это шукр. Шукр - это понимать, что все блага от Всевышнего Аллаха и благодарить Его за это. Шукр - это видеть не блага, а того, кто дает эти блага. Знать дарителя благ и совершать необходимые деяния. Эти деяния исполняются:
1) Сердцем;
2) Языком;
3) Телом.
Сердцем принимается намерение на благие деяния. Языком произносится восхваление (хамд) и шукр. А благодарность телом проявляется в пользовании благами к месту, по назначению.
Кроме названного лекарства есть и то, что мы можем назвать как профилактикой лечения, то есть комплекс мер, направленных на предотвращение развития заболевания. И эта профилактика – связь с Аллахом. Она устанавливается путем:
1) Искренности деяний
Самая тяжелая вещь для человека – это искренность, потому что она требует отказа от стремления к похвалам, славе или вознаграждению от людей за свой поступок;
2) Соответствие сунне
Это обязательное условие для принятия Аллахом любого поклонения. Есть хадис, подтверждающий это:
«Любое деяние того, кто совершит поступок несоответствующий нашему делу, (будет) отвергнуто» (Муслим).
Например: сегодня многие пытаются внедрять в свою религиозную жизнь практики из других течений и религий. Разные виды медитаций, специальные виды жертвоприношений и др. Но мы должны помнить, что любое наше поклонение должно иметь основу в деяниях наших Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
3) Умеренность во всем
Умеренность нужна для того, чтобы мы могли совершать поклонения и иные благие дела на постоянной основе. Так как постоянство это то, что требует от нас Аллах и Его Посланник.
Однажды Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, какие дела Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) больше всего любит? Она ответила: «Постоянные» (Бухари).
4) Баланс
Смысл баланса - это поклонение с тем, чтобы один его вид не превалировал над другим, или, чтобы поклонение не превалировало над мирскими обязанностями, и наоборот. Есть люди, у которых добровольные виды поклонения доминируют над обязательными. Должен быть баланс.
Подведем итог
Если мы не хотим, чтобы с нашим иманом внезапно случился «инсульт», нам следует, как и в любом виде заболевания, сначала диагностировать его, затем уже приступить к лечению и профилактике.
Заболевание |
Хирс |
Любовь к этому бренному миру на уровне алчности |
Лечение |
Шукр |
1.Сердцем - принимается намерение на благие деяния 2.Языком - произносится восхваление (хамд) и шукр 3.Телом - проявляется в пользовании благами к месту, по назначению |
Профилактика |
Связь с Аллахом |
1. Искренность деяний 2. Соответствие Сунне 3. Умеренность во всем 4. Баланс |
Максатбек Каиргалиев - Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"
Источник: Специально для Muslim.kz