Имам Абу Ханифа
Основатель мазхаба Ханафитского толка, один из величайших учёных своего времени, имам Агзам Абу Ханифа родился в восьмидесятом году по хиджре, в городе Куфа. Его полное имя: Нугман ибн Сабит Аль-Куфи Аль-Фариси.
Отец имама Сабит занимался торговлей и был довольно состоятельным человеком. Современники Сабита свидетельствуют о том, что после принятия им Ислама он был очень набожным и честным мусульманином.
Так случилось, что еще с детского возраста он знал одного из четырех праведных халифов – Али ибн Аби Толиба (мира ему и благословения), который обратился ко Всевышнему с мольбой о ниспослании Сабиту и его потомству Своей милости. Молитва Али (р.а.) была угодна и Всевышний даровал Сабиту мальчика, которого он назвал Нугманом.
Ввиду того, что имаму Абу Ханифе в молодые годы довелось встречаться с некоторыми из сподвижников Пророка ﷺ, например, с Анас ибн Маликом, Абдуллах ибн Аби Ауфом, Сахль ибн Сагдом (р.а.), его относят к табигинам. Табигин – мусульманин, который сам не видел Пророка ﷺ, но встретился с одним из Его сподвижников.
Детство имама Абу Ханифы, родившегося и росшего в истинно мусульманской семье, прошло в Куфе. Там же он начал посещать медресе и познавать основы вероучений. В то время Куфа была центром исламской науки. И по этой причине у юношей, жаждущих знаний, не было проблем с обучением в достойном медресе или в поиске учёной среды.
Достигнув совершеннолетия имам Абу Ханифа стал заниматься торговлей. Но встреча с одним из известных учёных своего времени – имамом Аш-Шагби, стала причиной его интереса и увлечения фикхом. Однако учение не ограничивалось только познанием фикха.
Наряду с этим имам Абу Ханифа был хафизом. Хафиз – человек, знающий наизусть Кyр`ан. Он также был знатоком в таких областях исламских наук, как наху (грамматика арабского языка), арабской литературы и поэзии, риторики, усулюд-дин (основ религии). Кроме того, имам в совершенстве владел таким важным видом науки, как акида (вероубеждение).
Познания имама Абу Ханифы в области хадисов (хадис – изречение Пророка ﷺ было таковы, что учёные его времени единогласно признавали: «Нет никого, кто понимал бы хадисы лучше, чем Абу Ханифа».
Относительно увлечения фикхом, сам имам Абу Ханифа говорил: «Я понял, что невозможно выполнять предписания Шариата, придерживаться Веры, совершать богослужение, а так же достигнуть благ и этого мира, и Ахирета без познания фикха…».
Благодаря милости Всевышнего, имаму Абу Ханифе довелось получать знания у ряда знаменитых учёных, таких как: мудрейший факих (факих – учёный и знаток Шариата) Куфа, имам Хаммад ибн Аби Сулайман, имам Джагфар Ас-Садык, имам Ато ибн Аби Рабах, имам Аз-Зухри, имам Катада и других.
История свидетельствует о том, что число наставников имама Абу Ханифы достигало четырех тысяч. Сам Хаммад ибн Аби Сулайман, общение с которым многие учёные эпохи считали за великую честь, говорил: «Во время занятий никто не может сесть рядом со мной, кроме Абу Ханифы…».
Когда Абу Ханифа начал учиться у имама Хаммада, ему было всего двадцать два года. Имам Хаммад был последователем учений Ибрахима Ан-Нахи и Аш-Шагби, которые, в свою очередь, получили глубочайшие знания у таких светил Исламского мира, как Абдуллах ибн Масуд и Али ибн Аби Толиб (мира им и благословения). Абу Ханифа был сподвижником имама Хаммада вплоть до его кончины. Когда умер Хаммад ему было уже сорок лет.
Имам Абу Ханифа часто совершал хадж и во время пребывания в Мекке и Медине, он не пропускал случая встреч с другими учёными Корана, хадиса, акиды, фикха и многих областей наук. Известны имена таких учёных – это имам Зайд ибн Али Зануль-Абидин, имам Мухаммад Аль-Бакир, имам Джагфар Ас-Садык, имам Абдуллах ибн Аль-Хасан.
Имам Абу Ханифа, который никогда не навязывал личного мнения, говорил: «Это лишь мое мнение. Оно правильно лишь в той степени, в какой я постиг его суть. И если кто-либо придет с более праведным мнением, то оно предпочтительнее, чем мое…».
Он часто встречался с известными табигинами, которым посчастливилось получить великое знание непосредственно от сахаба, то есть, от сподвижника Пророка (с.а.с.). Сам имам относительно этого сказал: «Мне довелось получить знание Омара, Абдуллах ибн Мас`уда и Ибн Аббаса (мира им и благословения) благодаря их ученикам». Он так же сказал: «Я познал клады знания и фикха. Я был собеседником. И я был неразлучен с самыми сведущими…».
После кончины имама Хаммада, преемником его стал его сын Исмаил, который делал препочтение наху, то есть грамматике арабского языка. По этой причине на его занатиях преобладало изучение грамматики. Это привело к тому, что ученики были вынуждены обратиться к Абу Ханифе с просьбой, чтобы он проводил занятия по фикху.
Так в сорок лет Абу Ханифа начал преподавать фикх и в очень короткий срок стал известен как глубокий знаток Шариата. Будучи одним из крупнейших учёных своего времени, Абу Ханифа никогда не забывал своих учителей, в том числе, имама Хаммада, часто с благодарностью вспоминал о них и обращался ко Всевышнему с молитвой о ниспослании им Своей милости. Имам Абу Ханифа говорил: «Нет ни одно намаза (молитвы), в котором бы я не молился за моего шейха Хаммада, за его учителей и учеников».
Имам Абу Ханифа очень любил чистоту и порядок и был строг к своему внешнему виду. Пользовался благоуханиями. Ему были свойственны степенность и одновременно доброжелательность. Он произносил: «О, Всевышний! Сердца наши всегда открыты для тех, кто с неприязнью смотрит на нас…».
Однажды, когда человек бросил в его адрес оскорбительные слова: «О, еретик! О, безбожник!» – имам Абу Ханифа ответил: «Да смилостивится Всевышний над тобой! Истина сказанного тобой ведома лишь одному Аллаху. Поистине, с той поры, как я познал Аллаха, я не придавал Ему сотоварищей (то есть: я не многобожник). Я не прошу ничего, кроме Его милости и не страшусь ничего, кроме Его наказания…».
На протяжении всей жизни имам Абу Ханифа, наряду с преподаванием, так же как и его отец Сабит, занимался торговлей. В Куфе у него был магазин, в котором он торговал шелком, а прибыль расходовал на себя, свою семью, своих учеников и на учёных людей, которые впоследствии указывали на его великодушие и щедрость.
Однажды он услышал, как один человек, показав на него, сказал другому: «Это – Абу Ханифа. Он не спит и по ночам простаивает в молитве!». И тогда имам воскликнул: «О, клянусь Всевышним! Лучше бы он не говорил обо мне такого, чего я не делаю…».
И, после этого случая, дабы сказавший не прославился лгуном, он стал ночи напролет проводить в бессонных молитвах. По некоторым свидетельствам, на протяжении тридцати лет, имам Абу Ханифа по ночам совершал намаз, читал Коран и часто постился. Он так много усердно и много молился, что люди называли его не иначе, как «аль-уатад», то есть, буквально, «столп».
По причине своей набожности и благоговения перед Всевышним, часто уединившись, он проливал слезы. И соседи, ненароком слышавшие его рыдания, ему очень сочувствовали.
Имам Абу Ханифа был очень требователен в отношении употребления дозволенной пище. Он говорил: «Если кто-нибудь из рабов Аллаха не ведает, что он употребляет в пищу – халал (дозволенное) или харам (запрещенное), то, сколько бы он не совершал поклонений, представ перед Всевышним, всё равно поклонение его не примется». По этой причине, имам сторонился всего, что было хоть в какую-то меру сомнительным.
На набожность имама Абу Ханифы указывает и такой факт, что он никогда не суесловил и не увлекался пустословием. Один из его современников, свидетельствует: «Мне довелось пять лет прожить рядом с Абу Ханифой. И мне не доводилось встречать такого малословного человека, как Абу Ханифа. Но, если у него спрашивали о сути какого-либо предмета или задавали вопрос о фикхе, то тут он уподоблялся бурному неудержимому потоку…».
И, если Абу Ханифа давал кому-то обещание, то наряду с выполненным обещанием, он, как правило, давал садака (милостыню), опасаясь недостатков выполненного обещания. Не зря люди сравнивали имама Абу Ханифу с Абу Бакром Ас-Сыддыком (мир ему и благословение). Имам имел правило раздавать прибыль от товара, в честности которой он сомневался. Известен случай, когда он продал одежду, в которой был небольшой изъян, незамеченный им. Узнав об изъяне после продажи, имам раздал всю прибыль в качестве милостыни.
Имам Абу Ханифа был к тому же мягок и кроток в общении с людьми. Когда кто-то как-то произнес: «Будь богобоязненным!». Он вздрогнул, голова его поникла и он тихо ответил: «Да воздаст тебе Всевышний по заслугам! Люди больше всего нуждаются в том, кто бы напоминал им о Всевышнем…».
При жизни, остерегаясь несправедливого решения какого-либо дела, Абу Ханифа отклонил предложение халифа (правителя) Аль-Мансура Аль-Аббаси занять должность главного судьи халифата, за что навлек на себя недовольство халифа и был подвергнут наказанию – он был посажен в тюрьму. Когда халиф Аль-Мансур приказал освободить его и снова предложил должность главного судьи, Абу Ханифа снова отказался. И был повторно посажен в тюрьму. После того, как имам был выпущен из заточения, ему было запрещено даже общение с людьми.
Имам Абу Ханифа, которому Всевышний предопределил жить во времена двух халифатов – Уммауи и Аббаси, умер в 150-ом году по хиджре, в возрасте семидесяти лет и был похоронен в Багдаде.
Когда Абу Ханифа умер, имам Ибн Джаррах, выражая свою скорбь в связи с его кончиной, сказал: «Какое же знание мы утратили?» На поминальной молитве присутствовало пятьдесят тысяч человек. Среди совершающих молитву был и сам халиф Аль-Мансур, который воздавая должное набожности имама Абу Ханифы сказал: «Кто простит меня за то, что сделал с тобой?»
По некоторым данным, Абу Ханифа умер в ночь, когда родился основатель мазхаба Шафиитского толка имам Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии.
В настоящее время мазхаб Ханафитского толка является наиболее распространенным. Начиная с девятого века, в течении короткого времени, этот мазхаб распространился в Анатолии, на Балканах, Северном Кавказе, в прибережных районах Черного моря, в Приволжье, на территории всей Средней Азии, Афганистана, Индии, в некоторых областях Китая и Индонезии.
Его придерживались ханы Золотой Орды, Великих Моголов и султаны Османской империи. В настоящее время в число мусульман, придерживающихся мазхаба Ханафитского толка, входит население Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Татарстана, Башкортостана, Египта, Индии, Афганистана, Пакистана, Ирака, Сирии, Турции, Гайаны, Тринидада и Суринама.
Известные ученики имама Абу Ханифы
В книге «Абджадуль-Улюм» приводится фрагмент из книги «Мадинатуль-Улюм», в котором говорится, что число наиболее известных учеников имама Агзама Абу Ханифы достигает семи ста тридцати. И это помимо тех учеников, имена которых менее известны мусульманскому сообществу.
Учеников имама Абу Ханифы можно разделить на две группы. Это те, кто приезжал учиться в Багдад и, после получения знаний, возвращался к себе на родину, а так же те, кто прибыв в Багдад, учился у него, и был с ним рядом вплоть до его кончины.
Число таких учеников, которые учились и были постоянно с ним – тридцать шесть, двадцать восемь из которых были в состоянии быть кади, то есть, судьями, а шестеро могли быть муфтиями. И лишь двое из них, это имам Абу Юсуф и имам Зуфар, имели степень знаний, который позволял им обучать как судей, так и муфтиев.
Среди наиболее известных учеников Абу Ханифы можно назвать троих – это:
Имам Абу Юсуф (113–182 гг. по хиджре). Его полное имя: Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб Аль-Ансари. Родился, жил и учился в Куфе. Имам Абу Юсуф был очень беден, что вынуждало его заниматься заработком на жизнь.
Лишь после того, как имам Абу Ханифа стал помогать ему материально, у имама Абу Юсуфа появилась возможность заниматься исключительно приобретением знаний. Обычно имам сначала шел на урок к факиху Ибн Абу Ляйля и, лишь после этого, шел на занятие к имаму Абу Ханифе, что позволяло ему дополнять знания, полученные у имама Ибн Абу Ляйля, знаниями, получаемыми им у имама Абу Ханифы. Затем он шел на занятия к мухаддисам (мухаддис – учёный-толкователь хадисов).
Среди учеников имама Абу Ханифы, Абу Юсуф славился тем, что он был факихом и хафизом хадисов. Хафиз хадисов – человек, знающий наизусть тысячи хадисов. В качестве примера можно сказать, что хафизом хадисов был имам Бухари.
Наряду с имамом Абу Ханифы и имамом Ибн Абу Ляйля, учителями имама Абу Юсуфа являются такие знаменитые учёные, как имам Хишам ибн Уруа и имам Ато ибн Ас-Саиб.
Что касается учеников имама Абу Юсуфа, то ими являются такие учёные, как имам Мухаммад ибн Аль-Хасан, имам Ахмад ибн Ханбал (основатель мазхаба Ханбалитского толка), имам Яхйа ибн Муайан.
Имам Абу Юсуф занимал пост судьи во времена трех халифов-аббаситов. Это: Аль-Махди, Аль-Хади и знаменитый Харун Ар-Рашид. Имам является автором многих научных трудов, среди которых можно назвать такие книги, как: «Китабу Аль-асар», «Китабу Аби Ханифа уа Ибни Аби Ляйля», «Китабу ар-радди `аля сияри Аль-Аузаи».
Существуют свидетельства учёных о набожности и праведности имама Абу Юсуфа: «Я слышал, как имам Абу Юсуф, находясь присмерти, сказал: «Я отрекаюсь от всех вынесенных мною фетв (решений), которые противоречат Корану и сунне» (имам Яхья ибн Яхья Ат-Тамими). «Среди учёных нет таких, которые, подобно Абу Юсуфу, усердно опирались бы на хадис» (имам Яхья ибн Муайан).
Имам Аш-Шайбани (132–189 гг. по хиджре). Его полное имя: Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани. Родился в местности Уасит (Ирак). В год кончины имама Абу Ханифы Аш-Шайбани было всего восемнадцать лет и по причине этого ему не довелось испить всю чашу знаний от имама Абу Ханифы.
После кончины Абу Ханифы учился у имама Абу Юсуфа, у основателя мазхаба Маликитского толка имама Малика, у знаменитых учёных своего времени, таких как имам Аль-Аузаи, имам Ас-Саури и других.
Имам Аш-Шайбани является автором многих книг, среди которых можно назвать такие научные труды, как: «Аль-Мабсут», «Аз-Зиядат», «Аль-Джамиус-Саир», «Аль-Джамиул-Кабир», «Ас-Сиярус-Саир», «Ас-Сиярул-Кабир» и др.
Сборники хадисов, составленные имамом Аш-Шайбани, отличаются тем, что хадисы собранные в них учёные определяют, как мутауатир и машхур. Мутауатир – заслуживающий доверия, достоверный. Машхур – общеизвестный хадис, переданный несколькими мухаддисами.
Наряду с тем, что имам Аш-Шайбани слыл знатоком Корана и его толкования, он так же в совершенстве знал грамматику арабского языка. Существует множество свидетельств, указывающих на праведность и учёность имама Аш-Шайбани.
К примеру, основатель мазхаба Шафиитского толка имам Аш-Шафии, который является одним из учеников имама Аш-Шайбани, говорил: «Мухаммад ибн Аль-Хасан притягивал к себе глаза и сердца людей. Был одним из искуснейших людей в красноречии. Если он начинал говорить, то казалось, что Коран был ниспослан посредством его языка».
Имам Зуфар (110–158 гг. по хиджре). Полное имя: Зуфар ибн Хузайль Аль-Басри. Имам Зуфар отличался остротой ума и неоспоримой логикой, с которой мало кто мог поспорить. И хотя имам Зуфар не является автором книг, он один из тех, кто занимался распространением учений имама Абу Ханифы.
Уже при жизни своего наставника имам Зуфар имел право занимать должность кади (судьи). После кончины имама Абу Ханифы, его место занял, именно, имам Зуфар. И, лишь после смерти имама Зуфара, место первого наставника, занял имам Абу Юсуф.
Современники об имаме Абу Ханифа
«Люди должны отдавать должное Абу Ханифе в вопросах связанных с фикхом» (Имам Шафии)
«Я не видел ни одного человека, сведущего в вопросах фикха, подобно Абу Ханифе» (Ибн Аль-Мубарак)
«Абу Ханифа был факихом, учёность которого была общеизвестна. Он расходовал лучшее из своего богатства на нужды всякого, кто обращался к нему за помощью. И днем, и ночью он проявлял рвение в поиске знаний. Ночи напролет он проводил в молитвах. Абу Ханифа был малословным до тех пор, пока не надо было отвечать на вопросы, связанные с халалом и харамом. Если говорил, то в достаточной мере указывал на суть вещей. И он всячески остерегался получать подарки от султана» (Аль-Фудайль ибн Ияд)
«Человек, не читавший книги Абу Ханифы не может быть учёным, а тем более учёным фикха» (Имам Шафии)
«Просить в намазе Всевышнего, чтобы он оказал милость имаму Абу Ханифа – обязанность каждого мусульманина» (Абдуллах ибн Дауд)
По материалам: https://kazislam.kz/