Глазные капли из куркумы и... рубаха пророка Йусуфа (Иосифа)

14 октябрь 2019 2983 0
Режим чтения

О трех рубашках, красавица, читал я в притче седой. 

Все три носил Иосиф, прославленный красотой. 

Одну окровавила хитрость, обман разорвал другую, 

От благоухания третьей прозрел Иаков слепой 

(Рудаки, персидский поэт и учёный IX-X вв., основоположник персидской и таджикской классической литературы)

Согласно информации Scientific Reports (конец июля 2018 г.), ученые Университетского и Имперского колледжей Лондона достигли положительных результатов в исследовании, проведенном в направлении лечения глаукомы, приводящей к снижению остроты зрения и слепоте. Им удалось вывести, что это возможно при помощи содержащегося в куркуме вещества куркумин. Созданные на его основе глазные капли способствовали уменьшению потери клеток сетчатки у крыс, которая является ранним признаком глаукомы.

Попытаемся рассмотреть, хотя бы в общих чертах, что такое куркума?  

 

О полезности куркумы, в том числе и в лечении глазных проблем

Родившаяся в Индии куркума (растение из рода имбирных), нередко именуемая «индийским шафраном», считается одной из базовых индийских специй. В Азербайджане куркуму (в основном используемую в качестве приправы к плову) называют сарыкёк (желтый корень). В ней содержатся кальций, железо, фосфор и йод, витамины С, В1 В2, В3. Она очищает кровь, стимулирует обмен веществ, эффективно выводит токсины из организма.

Куркума, часто называемая природным антибиотиком, повышает активность кишечной микрофлоры; улучшает пищеварение; останавливает кровотечение; помогает при кожных заболеваниях. В Индии ее широко используют и как косметическое средство, которое улучшает цвет лица и чистит кожу. В сочетании с медом куркуму применяют наружно при растяжениях и воспалениях суставов. Ее антисептические и обезболивающие свойства позволяют снять боль в горле. В народной медицине куркуму применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, а также при болезнях почек.

Известный немецкий фармакогност Мадаус указывал, что куркума употребляется при кровавых поносах, дизентерии, детской лихорадке, воспалении прямой кишки и др. Паста из куркумы — отличное средство против экземы, быстро рассасывает фурункулы.

Сегодня исследователи выявили 230 фитохимических соединений в куркуме. В ее корневище содержится менее 5% куркумина, но именно этот компонент обладает целебными свойствами. Куркумин способствует улучшению памяти, о чем свидетельствуют современные исследования, проведенные в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес, США). В 2017 году ученые университета Центральной Флориды (Орландо, США) сообщили об использовании куркумы для создания наночастиц, вызывающих массовую гибель раковых клеток мозга и других частей тела.

Весьма симптоматично, что о лечебных свойствах куркумы писал еще знаменитый персидский учёный, философ, врач X–XI вв. Авиценна (ибн Сина).

В частности, ее использовании при рождении ребенка, лечении десен, болей в печени, желтухи и т.д. В свою очередь, многочисленные полезные свойства куркумы используются в Аюрведе (традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины). Заваривается 2 ч. л. куркумы на 1 л кипятка. Когда полученное процеживается и оседает, в верхнюю часть раствора опускается салфетка, после чего она прикладывается к глазам. Также можно промывать глаза, моргая ими в растворе, помещенном в столовую ложку.

Таким образом, в сегодняшнем открытии факта эффективного лечения на ранней стадии глаукомы с помощью куркумы ничего удивительного нет. Другое дело, что британские ученые сумели достичь положительного результата в возможности использования куркумина в составе глазных капель.  

 

Бельмо на глазу пророка Йакуба (Иакова, мир ему)

На данной ноте, как это кому-то и не покажется неожиданным, автор решил под особым углом зрения взглянуть на эпизод из коранической истории о пророке Йусуфе (Иосифе, мир ему) — с момента, когда он, волею Аллаха, оказался на одной из высших ступеней властной иерархии в Египте.

Как мы помним, после ряда проволочек, его отец, пророк Якуб (Иаков, Израиль) наказал другим сыновьям найти Иосифа и Вениамина. «Как жаль Йусуфа!», — произнес он, и глаза Якуба «покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал», — гласит Кyр`ан. Ну а затем, раскрывшись перед братьями, Иосиф попросил их накинуть свою рубаху на «лицо моего отца», который от этого «прозреет». После того, как рубашка Иосифа оказалась на лице Якуба, «тот прозрел» (Кyр`ан, 12:84,93,96).

Правда, согласно Торе, Иаков заболел уже после того, как стал жить у сына Иосифа в Египте. Но и по Торе, «глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно» (Библия, Бытие 48:1,10).

Обратим внимание, в кораническом изложении прозрение Иакова произошло не вследствие властного слова Аллаха — в том аспекте, что «когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” — как это сбывается» (Кyр`ан, 3:47). Да, безусловно, в описанном эпизоде — воля Аллаха, как и в каждом мгновении на земле, но в данном случае имело место реальное бытовое действие, т. е. конкретная форма излечения утерявшего зрение (а не внезапное чудодейственное излечение больного). К слову, здесь проходит определенная ассоциация с евангелической притчей об исцелении Иисусом слепорожденного. Увидев «человека, слепого от рождения», Иисус, произнеся, что «мне должно делать дела Пославшего меня», плюнул на землю, «сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». Который, исполнив наказ умыться, вернулся «зрячим» (Библия, Ин. 9:1–7).

Обратим внимание, Иисус исцелил незрячего не словом, а конкретным действием. Аналогичная ситуация произошла и в кораническом описании вылечивания от слепоты Иакова. Причем в обоих источниках констатируется, что все происходило по воле Всевышнего. Это констатировал как непосредственно Иисус, что подтверждается приведенным выше отрывком из Евангелия от Иоанна, так и Кyр`ан: 

«По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением)» (Кyр`ан, 5:110).

Вполне естественно, что и Иаков (мир ему) вылечился по воле Господа, но, опять-таки, благодаря некоему действу. Вот здесь возникает вопрос: если в описанном контексте отсутствует некая чудодейственность, быть может, зрение вернулось к Иакову благодаря какому-либо лекарственному снадобью?

Обратим внимание, что и в Библии, и в Кyр`ане, речь идет о поразившей Якуба глазной болезни, приведшей к слепоте. Но Кyр`ан конкретизирует, что у него появилось бельмо на глазу. Эта фиксация вновь подводит нас к знаменитому труду Авиценны, где мы можем ознакомиться со следующей строкой: «Урук ас-саббагин — куркума, чистотел большой», вслед за чем ученый раскрывает, что «выжатый сок его очень помогает обострить зрение и свести "воду" и бельмо перед зрачком».

Интересно, не правда ли?  

 

Куркума и чистотел в Древнем Египте периода Иосифа?

В целом, чистотел в научной, так сказать, формулировке именуется «Chelidoniummahus», что в переводе с латинского звучит как «ласточкина трава». И на то имеется свое объяснение, которое можно почерпнуть из стихотворных строчек ученого и поэта XI в. Одо из Мена:

Как сообщают врачи, у травы чистотела известны 

Два ее вида и первый название носит «большого», 

«Малым» зовется второй; и глазам они оба целебны; 

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки, 

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает; 

Он говорит, что трава с их прилетом расти начинает 

И засыхает, когда по привычке они улетают; 

И «хелидонии» имя отсюда у ней: ведь «хелидон» 

Эта крылатая птичка обычно зовется у греков... 

Средства для глаз, говорят, не найдется полезней, чем это, 

Тьмой пораженных, — и надо глаза им намазывать часто.

К слову, куркума способствует вылечиванию печени в сочетании с чистотелом.

Вопрос тут даже не в том, почему у Авиценны чистотел большой идет через запятую после куркумы. Наверняка, специалисты в области медицины разберутся в этом профессиональнее. Мы лишь хотим попытаться предположить, а не было ли в Древнем Египте знаний о приготовлении на основе куркумы или чистотела растворов (отваров) для лечения тех или иных болезней, включая глазные?

Естественно, сразу же может возникнуть вопрос о родине этих растений, ответ на который вызовет вполне объяснимые сомнения в том, было ли в эпоху правления в Древнем Египте Иосифа их хождение в регионе?

Согласно библейской хронологии, продажа Иосифа братьями в Египет и последовавшее потом переселение туда Иакова имели место за 18 веков до рождения Иисуса (Исы, мир ему). Некоторые историки устанавливают точно дату переселения Иакова, а именно 1825 год до н. э. (период египетских фараонов XII династии, в частности царствовавшего с 1841 по 1792 гг. до н.э. Аменемхета III).

Возможно, являйся Северная Африка родиной куркумы и чистотела, версия о вылечивании Иакова благодаря использованию полезных свойств куркумы либо чистотела не вызывала бы особых вопросов. Но важнейшая тонкость тут в том, что хотя родиной чистотела большого нередко называется Европа и Средиземноморье, при этом встречается информация о происхождении данного растения также из Центральной и Северной Азии.

В свою очередь, родиной куркумы является Индия. А отсюда — возможные сомнения даже в самом факте наличия в период жизни Иосифа в регионе данных растений. Однако ряд источников свидетельствуют, что куркума более двух тысяч лет тому назад начала поставляться купцами-арабами в Египет в качестве специй, а оттуда уже переправлялась в Грецию и в более позднее время в остальные части Европейских раннесредневековых государств.

А если рассмотреть вариант попадания куркумы в Египет даже раньше? Например, родина шафрана — Центральная Азия, но он получил значительное распространение в Древнем Египте. Первое упоминание шафрана отмечается в ранних медицинских текстах более чем 4000-летней давности, обнаруженных на территории Индии и Ближнего Востока. И кто может утвердительно сказать, что куркума не была распространена в Древнем Египте даже до XII династии? Благо, в этом ареале, как о том пишут специалисты, в додинастический период бурно развивались торговые отношения, что подтверждается находками: изделий из керамики, привезенных из Средиземноморья, меди и бирюзы из Синая, золота из Нубии, Малой Азии и Индии, серебра из малой Азии, пшеницы с виноградом из Кавказа, благовоний из Азии и Африки.

В Древнем Египте развивалось судоходство. В гробницах III династии были найдены изображения грузовых судов, приводимых в движение не только веслами, но и парусом. Правда, суда этого типа — в основном речные. Но постепенно рождалось мореходное торговое судно, с увеличением его водоизмещения, что вполне позволяло совмещать сухопутные и морские перевозки в ареале Ближнего Востока и северной Африки. Отдельные источники подчеркивают, что караваны ослов и верблюдов, везущих дорогостоящий груз — корицу, кассию, кардамон, имбирь, куркуму, благовония и драгоценности, следовали чрезвычайно опасными путями. Их путь мог начаться в Китае, Индонезии, Индии или на Цейлоне (ныне Шри-Ланка).

Зачастую предприимчивые китайские купцы отплывали к островам Пряностей (ныне Малуку, группа островов в Индонезии), а затем везли свой груз специй и благовоний к побережью Индии или Шри-Ланки, где перепродавали арабским торговцам. Арабы старались держать в тайне и источник их поставок, и сухопутные маршруты к местам, изобилующим пряностями. Классический маршрут пересекал реку Инд, шел через Пешавар, перевал Хибер, по территории Афганистана и Ирана, а затем поворачивал на юг, к городу Вавилону на реке Евфрат. Откуда специи, типа куркумы, без проблем могли попадать в Египет. Также и чистотел вполне мог наличествовать в регионе.  

 

Глазная медицина в Древнем Египте?

Хорошо, скажет читатель, пусть даже и так. Но с чего древние египтяне могли придти к решению о возможности апробирования куркумы или чистотела в плане изготовления из них лекарственных препаратов, да к тому же в глазных?

Но разве в таком развитии событий есть что-либо особо невероятное? Древнеегипетская медицина считается наиболее древней из документированных медицинских систем. В гробницах египетских фараонов были найдены флаконы с остатками глазных снадобий, возраст которых приближается к 4400 годам. В тексте надгробного памятника, датируемого 2500 годом до н. э., уже содержится упоминание о некотором «окулисте». Анатомические и клинические познания древних египтян в области офтальмологии известны и из медицинских папирусов, в которых описаны 28 различных глазных заболеваний и способы их лечения. Так, результаты палеографической экспертизы относят Кахунский медицинский папирус к 1950 году до н.э. Правда, на обратной стороне третьего листа папируса сохранился короткий письменный подсчет с упоминанием имени Аменемхета III, но даже если принять это за дату создания папируса, Кахунский папирус является наиболее древним медицинским документом, свидетельствующим о необычайно высоком уровне развития науки врачевания в Древнем Египте.

По содержанию текста, Кахунский медицинский папирус с описанием конкретных практических приемов можно отнести к разряду справочной литературы для врачей, завершивших относительно непродолжительный период ученичества. На первом листе папируса говорится, в том числе, о лечении «женщины, у которой болят глаза, которая почти ничего не видит».

В папирусе Эберса, представляющем собой своего рода «медицинскую энциклопедию» древних египтян, болезням глаз посвящено 9 «страниц» текста. Кроме обычных определений страданий, таких, как слепота, кровь в глазу, воспаление глаз, описываются катаракта (помутнение хрусталика глаза), лейкома (бельмо) и т.п. В папирусе приводится описание приемов лечения глазных болезней. Важный нюанс тут в том, что если большинство исследователей рождением папируса Эберса первоначально называли последнюю четверть XVI века до н. э., современные палеографические исследования относят его написание к более ранним десятилетиям, содержащим выдержки из предшествующих произведений.

Кроме того, не так давно в руках ученых оказалось древнейшее лечебное средство. В оазисе Райоум в гробнице принцессы Нефру-Птах (дочь Аменемхета III) вместе с мумией был обнаружен флакон с каким-то косметическим средством. Химический анализ содержимого показал, что во флаконе находится смесь смол и сульфида свинца. Из расшифрованных иероглифов, вырубленных на стенах гробницы под рисунками молодой принцессы, ученые узнали, что ее в свое время лечили от «белых пятен в глазах». Специалисты полагают, что такое описание характерно для катаракты, а данная смесь смолы и сульфида свинца могла помочь при этом заболевании. Описывалось и такое средство: «Лекарство от слепоты. Возьми воду из обеих глаз свиньи, настоящую черную краску для глаз — 1 часть, красной охры — 1, продукт брожения меда — 1. Все тщательно растереть, приготовить смесь и всыпать в ухо человека. Он тотчас станет здоровым».

Тем самым, насколько проявляется, как в предшествующий попаданию Иосифа в Египет период, так и в дни его нахождения там, местные жители имели значительнейший опыт в лечении глазных болезней. Следовательно, нет ничего фантастического в версии о возвращении Иакову зрения благодаря медицинскому вмешательству. Мы со своей стороны лишь пытаемся предположить, что это могло быть сделано при помощи куркумы или чистотела.

Но, опять-таки, можно столкнуться с замечанием о конкретном свидетельствовании Кораном прозрения Иакова исключительно по причине накидывания на его глаза рубахи Иосифа. Безусловно, это так. Но позволим себе задать другой вопрос: а не могло ли быть так, что «внутри» рубашки находилось какое-то лекарственное средство? Речь тут ни в кой мере не о том, что в Кyр`ане наличествуют «аяты, являющиеся иносказательными» (Кyр`ан, 3:7).

По убеждению автора, в аспекте накидывания рубашки Иосифа на глаза отца и его прозрения нет какого-либо иносказания. Тут все четко и однозначно. Автор лишь не исключает, что в рубашке (или с ней вместе) Иакову могли быть переданы лекарственные принадлежности (либо рецепт изготовления чего-то типа отвара или глазных капель), что поспособствовало возвращению отцу Иосифа зрения. Также вполне возможно, что непосредственно рубаха имела «медицинское» предназначение и оставалось только окунуть ее в какой-то раствор для вылечивания глаз.

В ракурсе предполагаемого, не исключено, что, с учетом наделения Аллахом Иосифа умением читать сны, он получил информацию о возможности излечения отца определенным образом посредством разгадки мотива своего сна.

В свете чего пророк мог уловить подсказку, каким образом достичь этого, а уже далее дал указание, говоря сегодняшним языком, соответствующим структурам, посодействовать в реализации идеи.

Утопия? Фантастика? Не вопрос. У каждого может быть свой взгляд на высказанное. Также, как и предположение об излечении Иакова иными лекарственными средствами (при предоставлении рубахе Иосифа особой роли).

А Творец знает лучше!

 

Теймур Атаев - азербайджанский политолог, публицист

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход