Эти знания – самые лучшие

16 ноябрь 2022 1042 0
Режим чтения

Нет, наверное, человека, не знакомого с цитатой «Знание – сила». Истинность данного выражения ещё никому не удалось опровергнуть. Однако, к сожалению, мало кто понимает, насколько важны знания. Знание – это то, что оберегает нас от совершения ошибок на нашем жизненном пути. О том, какие же знания являются самыми востребованными, повествуется в книге «Побуждение внять призыву Кyр`ана».

В хадисе говорится:

وفي الحديث : طلب العلم فريضة على كل مسلم (أي مكلف ذكرًا كان أو أنثى)

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки (умственно полноценных и достигших половой зрелости)».

Что же это за знания, приобретение которых является обязанностью каждого мужчины и каждой женщины? У учёных по данному вопросу нет единого мнения.

Учёные-богословы (мутакаллимы) говорят, что это их наука, ссылаясь на то, что посредством её познаётся таухид, то есть единственность Бога и Его качества. Факихи (правоведы) говорят, что это исламская юриспруденция (фикх), основываясь на том, что посредством неё познаётся способ совершения поклонения и различение дозволенного и запретного. Толкователи Кyр`ана и хадисоведы утверждают, что науки Кyр`ана и хадиса самые достойные. Последователи тасаввуфа называют свою науку.

Словом, обязательное для каждого знание – это фарду-ль-‘айн, то есть знание, усвоение которого одним человеком не снимает этой обязанности с другого. Это, например, знания, связанные с совершением намаза, соблюдением поста, а также знание (и убеждённость в этом) смысла шахады (то есть того, что наряду с произнесением языком обязательно и принятие её сердцем), знание о том, что ждёт нас после смерти: о допросе Мункара и Накира, могильных мучениях, воскрешении в Судный день, взвешивании деяний на площади ‘Арасат, существовании Рая, Ада, моста Сират. Можно сказать, что знание, являющееся фарду-ль-‘айном, подобно пище, которую каждый человек должен потреблять ежедневно, и недостаточно для одного, если поел другой.

А фарду-ль-кифайат – это знание, при возникновении необходимости в котором достаточно обратиться к знающему, как, например, обращаются к имаму для вынесения шариатского решения, – такое знание подобно лекарству, необходимому только при болезни. Например, тот, кто не владеет скотом, не обязан знать, как выплачивать с него закат. Но если у него появится скот, тогда знание этого возлагается на него. Торговец обязан знать, как платить закат с товаров. Так же и с остальными знаниями.

وبالجملة علم التوحيد أشرف العلوم لشرف معلومه وكل علم نافع إن كان له مدخل في القرب إلى الله تعالى إلا أن القربة التامة إنما هي بالعلم الذي اختاره الصوفية المحققون على ما اعترف الإمام الغزالي رحمه الله في (المنقذ من الضلال)

Вообще же, самым достойным из знаний является знание единобожия, так как ценность познания соответствует ценности познаваемого. А после единобожия – знания, благодаря которым человек приближается к Богу. Однако полноценное приближение к Господу приобретается только посредством знания, избранного последователями тасаввуфа, то есть только знанием ильм аль-мукашафа. Человек познает эту науку не по книгам, а на собственном опыте. После того как имам аль-Газали, оставив преподавание, обратился к тасаввуфу и познал его суть, он сказал:

إني علمت يقينا أن الصوفية هم السالكون طريق الله تعالى خاصة وأن سيرهم أحسن السير وطريقهم أصوب الطرق وأخلاقهم أزكى الأخلاق بل لو جمع عقل العقلاء وحكم الحكماء وعلم الواقفين على أسرار الشرع من العلماء ليغ وّريا شيئا من سيرهم وأخلاقهم ويُبدّلونه بما هو خير منه لم يجدوا إليه سبيلا وأن جميع حركاتهم وسكناتهم في ظاهرهم وباطنهم مقتبسة من نور مشكاة النبوة وليس وراء نور النبوة على وجه الأرض نور يستضاء به. (المنقذ من الضلال)

«Я воистину удостоверился в том, что последователи тасаввуфа, то есть тариката, следуют по истинному, правильному пути Всевышнего. Их путь – самый лучший и самый правильный из всех путей, и их нрав – самый чистый из нравов. Более того, если собрать разум всех разумных, мудрость всех мудрецов, знания учёных Шариата, то есть учёных явных знаний, и попытаться улучшить что-либо в пути тасаввуфа и в нравах его последователей, то не найдут они ничего, что нуждалось бы в улучшении. Все движения и пребывание в покое последователей тасаввуфа, в явном и сокрытом, – всё это они заимствуют из окна пророчества, то есть от Пророка ﷺ, и ничто не освещает мир так, как свет пророчества».

Обратите внимание, мусульмане, какую высокую оценку даёт великий имам, Худжату-ль-Ислам Мухаммад аль-Газали последователям тасаввуфа, их знаниям и образу жизни.

وكان المتورعون من علماء الظاهر يعترفون بفضل أرباب القلوب ويحضرون إلى مجالسهم

И другие благочестивые учёные явных знаний, так же как имам аль-Газали, признавали достоинство и превосходство над ними последователей тасаввуфа и посещали их собрания.

وسأل بعض الفقهاء أبا بكر الشبلي اختبارا لعلمه وقال : كم في خمس من الإبل ؟ فقال : أما الواجب فشاة وأما عندنا فكلها لله . فقال : وما دليلك فيه ؟ قال : أبو بكر الصديق حين خرج عن جميع ماله لله ولرسوله فمن خرج عن ماله كله فإمامه أبو بكر الصديق  ومن ترك بعضه فإمامه عمر ومن أعطى لله ومنع لله فإمامه عثمان ومن ترك الدنيا لأهلها فإمامه علي

Один из правоведов задал вопрос тарикатскому шейху по имени Абу-Бакр аш-Шибли, чтобы испытать его знания: «Что необходимо выделить в виде заката с пяти верблюдов?» Шейх ответил: «Обязательный закат с пяти верблюдов – одна овца, но наш путь – отдать всё ради Всевышнего Аллаха». Правовед спросил его: «Каков ваш довод (то есть почему надо отдать всё)?» Он ответил: «Для нас является доводом то, что Абу-Бакр (да будет Господь доволен им) пожертвовал всё свое состояние ради Всевышнего Аллаха и Его Посланника ﷺ. Кто жертвует всё своё имущество, его имамом является Абу-Бакр (да будет Господь доволен им). У того, кто, оставив определённую часть себе, жертвует остальное, имамом является Умар (да будет Господь доволен им). А если кто, жертвуя, делает это искренне, ради Всевышнего Аллаха, и то, что оставляет себе, оставляет ради Всевышнего Аллаха, с тем чтобы прокормить себя и свою семью, не нуждаясь в чужой помощи, – его имамом является Усман (да будет Господь доволен им). А кто оставит мирское людям, занятым мирским, то есть будет равнодушным к земным благам, у того имам – Али (да будет Господь доволен им)».

Подобная же история произошла и у имама Ахмада с тарикатским шейхом по имени Шайбан ар-Ра‘и. Разумный человек не станет отрицать достоинства последователей тасаввуфа, которые признали даже такие великие учёные. Разве только из зависти…

فكل علم لا يدل على ترك الدنيا فليس بعلم وقد قال: (أعوذ من علم لا ينفع) وهو العلم الذي لا يمنع صاحبه عن المنهي ولا يجره إلى المأمور به

Таким образом, знание, которое не приводит к отрешению от мирского, не считается знанием, ведь и Пророк ﷺ говорит: «О Господь, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания». А бесполезным является знание, которое не удерживает человека от нарушения Божьих запретов и не приводит к исполнению Его повелений.

فالعلم أشرف جوهرًا ولكن لا بد للعبادة من العلم فإن العلم بمنزلة الشجرة والعبادة بمنزلة الثمرة فالشرف للشجرة وهو الأصل لكن الانتفاع بثمرتها

Словом, знание само по себе обладает великим достоинством, без него невозможно совершать поклонение. Знание подобно дереву, а поклонение – плодам, и, несомненно, дерево ценнее плодов, так как оно основа. Но всё же, несмотря на ценность дерева, пользу мы извлекаем из плодов. Подобно тому как дерево является основой плодов, основой поклонения является знание.

И Пророк ﷺ сказал так:

حضور مجلس علم أفضل من صلاة ألف ركعة وعيادة ألف مريض وشهود ألف جنازة

«Присутствие на собрании учёных лучше совершения намаза в тысячу ракаатов, посещения тысячи больных и участия в тысяче похорон». А когда сподвижники (да будет Господь доволен ими) спросили: «О Посланник Аллаха, оно достойнее и чтения Кyр`ана?» – Пророк ﷺ молвил:

وهل ينفع القرآن إلا بالعلم

«Разве Кyр`ан приносит пользу без знания?»

И из этого хадиса мы должны понять, что для того, кто не владеет знанием фарду-ль-‘айна, его усвоение важнее, чем чтение Кyр`ана. Да и как же иначе, если тот, кто читает Кyр`ан, не умеет, например, правильно совершать намаз, являющийся столпом Ислама.

И в другом хадисе говорится:

النظر إلى وجه الوالد عبادة والنظر إلى الكعبة عبادة والنظر في المصحف عبادة والنظر في وجه العالم عبادة ، من زار عالما فكأنما زارني ومن صافح عالما فكأنما صافحني ومن جالس عالما فكأنما جالسني ومن جالسني في الدنيا أجلسه الله معي يوم القيامة 

«Смотреть на лица родителей – поклонение, и смотреть на Каабу – поклонение, и смотреть на Кyр`ан – поклонение, смотреть на ученого также является поклонением. Кто посетит ученого, тот как будто посетил меня (то есть Пророка ﷺ). Кто пожмет руку ученому, тот будто пожал руку мне. Кто сидит с учёным, тот будто сидит со мной, а кто сидит со мной в этом мире, того Всевышний Аллах посадит рядом со мной в Судный день».

Но тот, кто не следует своим знаниям, не входит в число учёных, упомянутых в этом хадисе.

Некоторые говорят, что нельзя оставлять в доме Кyр`ан тем, кто не умеет читать его, и об этом много спрашивают. Обратите внимание, что сказано в этом хадисе о достоинстве Речи Всевышнего: смотреть на Кyр`ан с почтением является поклонением, даже если человек не умеет его читать. Смотреть на Кyр`ан, чтобы читать его, – это поклонение глаз, а прикосновение к нему – поклонение рук.

Чтобы понять степень достоинства знания и его обладателей, достаточно того, что об этом говорится в Кyр`ане. Невозможно перечислить и все хадисы Пророка ﷺ, в которых говорится об этом, и всё же упомянем некоторые из них:

من يرد الله به خيرا يفقهه في الدين ويلهمه رشده

«Если Аллах желает кому-то добра, Он даёт ему понимание религии и вкладывает в его сердце истину».

العلماء ورثة الأنبياء (ومعلوم أنه لا رتبة فوق النبوة ولا شرف فوق الوراثة لتلك الرتبة)

«Учёные – наследники пророков» – не в смысле, что они наследуют имущество или состояние, поскольку пророки не оставили никакого состояния, а в значении «наследники знания». Мы знаем, что нет степени выше степени пророчества, также нет и достоинства, сравнимого с достоинством наследников этих пророков.

العالم أمين الله سبحانه وتعالى في الأرض

«Учёный – это доверенный Всевышнего Аллаха на земле, которому Он поручил наставить людей на правильный путь».

صنفان من أمتي إذا صلحوا صلح الناس وإذا فسدوا فسد الناس الأمراء والفقهاء

Пророк ﷺ также сказал: 

«В моей общине есть две категории людей: если они будут праведными, хорошими будет и весь народ, а если они будут неправедными, плохими будут и остальные. Это правители и учёные».

فضل العالم على العابد كفضل القمر ليلة البدر على سائر الكواكب

«Превосходство учёного над усердно поклоняющимся невеждой подобно превосходству полной луны над звёздами».

Всевышний Аллах сказал пророку Ибрахиму (мир ему) в откровении:

أوحى الله عز وجل إلى إبراهيم يا إبراهيم إني عليم أحب كل عليم

«О Ибрахим! Я – ‘Алим (Обладатель знаний) и люблю всех ‘алимов (знающих)».

Не достаточно ли для понимания достоинства ‘алима одного лишь того, что Бог охарактеризовал его Своим качеством «‘Алим»? Что же может быть отвратительнее вероломства человека, считающегося учёным, которого Всевышний охарактеризовал таким качеством и назначил Своим доверенным на земле?

 

По материалам: https://islam.ru/

Комментарии Вход