Экология и сунна
Без сомнения, в современном мире одним из самых важных вопросов является проблема окружающей среды. Эта проблема, которая в серьезном масштабе угрожает жизни человека и общества не является проблемой определенной страны, а глобальной проблемой всего мира. Со времени становления мира проблема окружающей среды не достигала таких огромных размеров.
В основе и центре данной проблемы находится человек. Охрана окружающей среды и очистка загрязненности в руках человека, стараться в передаче последующим поколениям чистой и благоприятной среды является для всех религиозной и национальной обязанностью. Ислам в отношении среды предосматривает в первую очередь охрану среды, в которой мы проживаем.
Пророк Мухаммад ﷺ на протяжении всей жизни занимался охраной окружающей среды и по этой теме оставил нам если можно так выразиться "экологическую сунну". Под этим выражением имеется ввиду любовь Пророка ﷺ к живым существам и природе, словесное учение относительно охраны природы и животных и непосредственная деятельность в данном отношении. При изучении источников хадиса можно встретить множество хадисов напрямую или косвенно связанных с этой темой.
В хадисах имеются множество предупреждений о предотвращении загрязнения и соблюдении чистоты рек и морей: запрет на использование вместо туалета водных путей, окружение фруктовых деревьев, дорог и места отдыха людей; места содержания животных должно быть вдалеке от колодцев. И даже говорится, что использование таких мест под туалет является харамом. По соблюдению чистоты мечетей и неиспользовании под туалет источников воды, берегов рек и застойных вод имеются серьёзные предупреждения. Хадис
"Один из вас не совершайте туалет в застойную воду, потом вынужден будет совершить этой водой омовение" (Бухари, "Вуду" B.68; Муслим, "Тахарат" H. No: 95 - 96)
является примером этому.
Пророк Мухаммад ﷺ с детства находился в тесной связи с окружающей средой и природой. В детстве, как и другие пророки, занимался пастушеством и говорил об этом следующим образом:
"Аллах не послал ни одного пророка, который бы не пас овец". Асхабы спросили: "И ты тоже, о Посланник Аллаха?" Он ответил им: "Да, я тоже за определенную цену пас овец жителей Мекки". (Бухари, "Иджаре" B.2; Ибн Мадже, "Тиджарат" B.5).
Помимо этого в жизни Пророка ﷺ было много животных (лошади, овцы, козы и др.), сады и виноградники. Вернее, живя в тесной связи с природой, с землей Пророк Мухаммад ﷺ непосредственно интересовался озеленением и умножением саженцев деревьев, показал образцовые примеры в этом отношении.
Пророк Мухаммад ﷺ проявлял заботу об превращении в лес места под названием "Зурейбут Тавил" поблизости Медины и произнеся:
"Кто срубит отсюда одно дерево, вместо него пусть посадит одно дерево"
поставил обязательное условие садить дерево, вместо выубленного. Таким образом данная местность со временем превратилась в зеленый лес. Пророк ﷺ долину в радиусе 12 миль от центра Медины объявил "харам" и запретил там выубку деревьев, покос листьев и травы, и убийство животных.
Многочисленность хадисов о поощрении озеленения и соблюдения чистоты и охраны окружающей среды в большой степени отражают понятие окружающей среды Пророка Мухаммада ﷺ.
"Если мусульманин посадит дерево или пашню и оттуда будет питаться одна птица, человек или какое - либо животное, это будет считаеться его милостыней" (Бухари, Mуслим)
"Во время светопредставления держите в руках саженец финикового дерева, если в силах посадить его, то сразу немедля садите этот саженец" (Бухари)
Здесь смысл в осознании важности посадки деревьев и приучение к этому.
"Kто посадит дерево, тому Аллах сочтет блага в размере урожая этого дерева" (Aхмад б. Ханбал)
"Kто посадит дерево и будет ухаживать за ним вплоть до урожая, то ему будут приписаны милости и блага в размере каждой штучки использованного урожая" (Ахмад б. Ханбал)
"Kто посадит дерево и это дерево вырастет, то из-за этого Аллах посадит для него дерево в раю" (Ахмад б. Ханбал)
Пророк Мухаммад ﷺ в первую очередь подчеркивал необходимость учета любви в положительном и чутком отношении к окружающей среде и выразил любовь к горе Ухуд следующим образом:
"Это любящая нас гора, и мы любим ее" (Бухари)
Религия Ислам сообщила об ответственности человека за все живое, не делая никаких различий. Как положено соблюдать права человека в обществе, так и следовать соблюдению прав животных, конечно же не унижая их. Человек должен заботливо и милосердно относиться ко всему живому в рамках объективных норм.
"К милосердным и Аллах милостливо отнесется. Будьте милосердными к тем кто на земле, чтоб заслужить милость тех, кто на небесах" (Tирмизи)
"...Кто не проявит милосердия к тому не будет проявлена милость..." (Бухари, Муслим)
В этих двух хадисах указывается, что проявлять милосердие надобно не только по отношению к людям, но и всем живым существам.
Пророк ﷺ настрого запретил применение грубой силы к животным, принимать их за цель при стрельбе, устраивать драки между ними, охотиться ради настроения, из-за мучений животных использование капкана при охоте. В хадисах совершенно точно указано, что по поводу причененных мучений животным, человек будет отчитываться перед Аллахом.
Пророк Мухаммад ﷺ, сказав
"От убившего просто так одного воробья, Аллах будет спрашивать в день Воскресения" (Муслим)
просит не мучить и не наносить боль живым существам. Запретил клеймить животных, проклинать их, разрушать птичьи гнезда и забирать оттуда птенцов; требовал - содержать в чистоте тела и сараи домашних животных и очень чутко относиться к их детенышам. Пророк Мухаммад ﷺ подчеркнул о наличии воздаяния за каждую проявленную доброту к животным, принимал кошек за членов семьи.
Дополняющих жизнь человека, имеющих важную роль в сохранении равновесия природы, к животным относиться по-человечески, всем чутко и тонко относиться к ликвидированию неправильных манер поведения и суждения идущих от традиции и избегание всяческих мучений по отношению к ним - все это необходимое условие для цивилизованного человека.
Оповеститель веры Ислама и самый большой охраник окружающей среды Пророк Мухаммад ﷺ на протяжении всей жизни принимал непосредственное участие в работах относительно окружающей среды. В основе хадисов относительно окружающей среды имеет место чуткое воспрятие окружающей среды, охрана и сознательность окружающей среды.
Доц. Др. Саффет Санджаклы
По материалам: https://www.posledniyprorok.info/