Экология и сунна

10 сентябрь 2021 1149 0
Режим чтения

Без сомнения, в современном мире одним из самых важных вопросов является проблема окружающей среды. Эта проблема, которая в серьезном масштабе угрожает  жизни человека и общества не является проблемой определенной страны, а глобальной проблемой всего мира. Со времени становления мира проблема окружающей среды не достигала таких огромных размеров.

В основе и центре данной проблемы находится человек. Охрана окружающей среды и очистка загрязненности в руках человека, стараться в передаче последующим поколениям чистой и благоприятной среды является для всех религиозной и национальной обязанностью. Ислам в отношении среды предосматривает в первую очередь охрану среды, в которой мы проживаем.

Пророк Мухаммад  на протяжении всей жизни занимался охраной окружающей среды и по этой теме оставил нам если  можно так выразиться "экологическую сунну". Под этим выражением имеется ввиду любовь Пророка  к живым существам и природе, словесное учение относительно охраны природы и животных и непосредственная деятельность в данном отношении. При изучении источников хадиса можно встретить множество хадисов напрямую или косвенно связанных с этой темой. 

В хадисах имеются множество предупреждений о предотвращении загрязнения и соблюдении чистоты рек и морей: запрет на использование вместо туалета водных путей, окружение фруктовых деревьев, дорог и места отдыха людей; места содержания животных должно быть вдалеке от колодцев. И даже говорится, что использование таких мест под туалет является харамом. По соблюдению чистоты мечетей и неиспользовании под туалет источников воды, берегов рек и застойных вод имеются серьёзные предупреждения. Хадис

"Один из вас не совершайте туалет в застойную воду, потом вынужден будет совершить этой водой омовение" (Бухари, "Вуду" B.68; Муслим, "Тахарат" H. No: 95 - 96)

является примером этому.

Пророк Мухаммад  с детства находился в тесной связи с окружающей средой и природой. В детстве, как и другие пророки, занимался пастушеством и говорил об этом следующим образом:  

"Аллах не послал ни одного пророка, который бы не пас овец". Асхабы спросили: "И ты тоже, о Посланник Аллаха?" Он ответил им: "Да, я тоже за определенную цену пас овец жителей Мекки". (Бухари, "Иджаре" B.2; Ибн Мадже, "Тиджарат" B.5).

Помимо этого в жизни Пророка  было много животных (лошади, овцы, козы и др.), сады и виноградники. Вернее, живя в тесной связи с природой, с землей Пророк Мухаммад  непосредственно интересовался озеленением и умножением саженцев деревьев, показал образцовые примеры в этом отношении. 

Пророк Мухаммад  проявлял заботу об превращении в лес места под названием "Зурейбут Тавил" поблизости Медины и произнеся:

"Кто срубит отсюда одно дерево, вместо него пусть посадит одно дерево"

поставил обязательное условие садить дерево, вместо выубленного. Таким образом данная местность со временем превратилась в зеленый лес. Пророк  долину в радиусе 12 миль от центра Медины объявил "харам" и запретил там выубку деревьев, покос листьев и травы, и убийство животных.

Многочисленность хадисов о поощрении озеленения и соблюдения чистоты и охраны окружающей среды в большой степени отражают понятие окружающей среды Пророка Мухаммада .

"Если мусульманин посадит дерево или пашню и оттуда будет питаться одна птица, человек или какое - либо животное, это будет считаеться его милостыней" (Бухари, Mуслим)

"Во время светопредставления держите в руках саженец финикового дерева, если в силах посадить его, то сразу немедля садите этот саженец" (Бухари)

Здесь смысл  в осознании важности посадки деревьев и приучение к этому.

"Kто посадит дерево, тому Аллах сочтет блага в размере урожая этого дерева" (Aхмад б. Ханбал)

"Kто посадит дерево и будет ухаживать за ним вплоть до урожая, то ему будут приписаны милости и блага в размере каждой  штучки использованного урожая" (Ахмад б. Ханбал)

"Kто посадит дерево и это дерево вырастет, то из-за этого Аллах посадит для него дерево в раю" (Ахмад б. Ханбал)

Пророк Мухаммад  в первую очередь подчеркивал необходимость учета любви в положительном и чутком отношении к окружающей среде и выразил любовь к горе Ухуд следующим образом:

"Это любящая нас гора, и мы любим ее" (Бухари)

Религия Ислам сообщила об ответственности человека за все живое, не делая никаких различий. Как положено соблюдать права человека в обществе, так и следовать соблюдению прав животных, конечно же не унижая их. Человек должен заботливо и милосердно относиться ко всему живому в рамках объективных норм.

"К милосердным и Аллах милостливо отнесется. Будьте милосердными к тем кто на земле, чтоб заслужить милость тех, кто на небесах" (Tирмизи)

"...Кто не проявит милосердия к тому не будет проявлена милость..." (Бухари, Муслим)

В этих двух хадисах указывается, что проявлять милосердие надобно не только по отношению к людям, но и всем живым существам.

Пророк  настрого запретил применение грубой силы к животным, принимать их за цель при стрельбе, устраивать драки между ними, охотиться ради настроения, из-за мучений животных использование капкана при охоте. В хадисах совершенно точно указано, что по поводу причененных  мучений животным, человек будет отчитываться перед Аллахом.

Пророк Мухаммад , сказав

"От убившего просто так одного воробья, Аллах будет спрашивать  в день Воскресения" (Муслим)

просит не мучить и не наносить боль живым существам. Запретил клеймить животных, проклинать их, разрушать птичьи гнезда и забирать оттуда птенцов; требовал - содержать в чистоте тела и сараи домашних животных и очень чутко относиться к их детенышам. Пророк Мухаммад  подчеркнул о наличии воздаяния за каждую проявленную доброту к животным, принимал кошек за членов семьи. 

Дополняющих жизнь человека, имеющих важную роль в сохранении равновесия природы, к животным относиться по-человечески, всем чутко и тонко относиться к ликвидированию неправильных манер поведения и суждения идущих от традиции и избегание всяческих мучений по отношению к ним - все это необходимое условие для цивилизованного человека.

Оповеститель веры Ислама и самый большой охраник окружающей среды Пророк Мухаммад  на протяжении всей жизни принимал непосредственное участие в работах относительно окружающей среды. В основе хадисов относительно окружающей среды имеет место чуткое воспрятие окружающей среды, охрана и сознательность окружающей среды.

 

Доц. Др. Саффет Санджаклы

По материалам: https://www.posledniyprorok.info/

Комментарии Вход