Два урока от Марии, матери Иисуса
Для многих немусульман совершенно неожиданно узнать, что мать Иисуса Мария (по-арабски Марьям) занимает особое место в исламе.
Например, в Кyр`ане в ее честь названа целая сура. И на самом деле, она упоминается в Священной книге мусульман чаще, чем во всем Новом Завете. Мария не только является очевидной точкой соприкосновения между мусульманами и христианами, но также из ее жизни мы можем многому научиться.
История Марьям в Кyр`ане во многом схожа с христианской версией в Евангелии от Святого Луки, но в них есть и много отличий.
Ее отец Имран был священником, преданным служению Богу. Ее мать Ханна была сестрой Елизаветы, жены Закарии, отца пророка Яхьи (мир ему). Ее родители были стары и бездетны, и Ханна молила Бога послать ей ребенка. Ожидая, что ребенок будет мальчиком, она поклялась посвятить будущего ребенка служению в Доме Господнем в Иерусалиме.
«Одни из них были потомками других. Аллах – Слышащий, Знающий. Вот сказала жена Имрана: "Господи! Я дала обет посвятить Тебе одному того, кто находится в моей утробе. Прими же от меня, ведь Ты – Слышащий, Знающий"» (Кyр`ан, 3:35).
Имран умер до рождения ребенка. И к удивлению Ханны, это была девочка. Ханна все равно исполнила слова своей клятвы и посвятила Марию с самого рождения служению Богу.
Вера в Бога
При отсутствии отца, который был бы ее опекуном, дядя Закария заботился о юной Марьям, когда она находилась в Доме Господнем. Каждый раз, приходя навестить Марьям в ее небольшой комнатке, он обнаруживал там много еды и спрашивал, откуда она взялась:
«Господь принял ее прекрасным образом, вырастил ее достойным образом и поручил ее Закарийи (Захарие). Каждый раз, когда Закарийа (Захария) входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: "О Марьям (Мария)! Откуда у тебя это?" Она ответила: "Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает"» (Кyр`ан, 3:37).
Эти слова позволяют нам понять, что пищу чудесным образом ей посылал Аллах, или что еда была для нее одним из постоянных благословений Аллаха, как и для всех нас.
Тем не менее, это также свидетельствует о том, что даже с раннего возраста Мария была полна веры в Аллаха и видела Его могущество во всем. Именно это мы все призваны делать как мусульмане. Как и Мария, мы призваны доверять Аллаху и видеть Его мощь во всем творении.
Однако ее истинное «подчинение» воле Божьей проявлялось в ответе на то, что Он ей предписал, когда появился ангел Гавриил (по-арабски Джибриль) и заговорил с ней.
«Он сказал: "Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика". Она сказала: "Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?"» (Кyр`ан, 19:19–20).
Исполнять Волю Бога
Как и христиане, мусульмане верят, что Мария была девственницей, когда родила Иисуса. Это, между прочим, не означает, будто сексуальные отношения между мужем и женой порочны, но цель этого — показать чудесную природу рождения Иисуса, а также избранность и особый статус его матери Марии.
Христиане славятся своей глубокой преданностью матери Иисуса. Мусульмане тоже считают, что Мария была избранной женщиной. Кyр`ан очень четко настаивает на том, что она избрана из числа всех женщин, которые когда-либо жили на свете:
«Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров"» (Кyр`ан, 3:42).
В каком-то смысле в лице Марии возвышены все женщины. Остальные женщины рожают обычным способом, но, тем не менее, родить ребенка — это поистине замечательная вещь, это один из даров Аллаха Его творению.
В Кyр`ане нет ангелов или пастухов, присутствующих при рождении Иисуса, он не родился в хлеву, пока ангелы пели ему гимны в небесах. Роды — это нелегко. В действительности, рождение Иисуса более точно отражает ситуацию на Ближнем Востоке, а также положение и боль многих женщин при родах.
«Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели ее к стволу пальмы, и она сказала: "Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!"» (Кyр`ан, 19:22–23).
Мария осталась одна со своей болью, не было никаких хоров ангелов, которые бы ее сопровождали. Остальная часть истории рождения Иисуса проста. Марии было велено потрясти ствол пальмы, чтобы с нее упали свежие спелые финики. Аллах также предоставил ей ручей, чтобы утолить жажду.
И в те дни, так же как это бы случилось в наши, если бы незамужняя девушка родила ребенка, о ней стали распространяться нехорошие слухи. Мария не отвечала на эти комментарии, но ее ребенок высказался от ее имени:
«Она показала на него, и они сказали: "Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?" Он сказал: "Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком"» (Кyр`ан, 19:29–30).
В нашей собственной жизни мы призваны исполнять волю Аллаха независимо от того, что говорят другие. Большую часть времени мы не будем получать благодарности за то, что делаем. Однако наши благодеяния будут известны Аллаху.
Доверие и верность Марии Аллаху не только вознаграждаются рождением прекрасного мальчика, но этот ребенок говорит в колыбели, оправдывает ее и становится великим Пророком Ислама, предвещая приход последнего Пророка, Мухаммада (мир ему и благословение).
Аллах знает все, что мы делаем. Он — Тот, Кому мы должны стремиться угодить, а не людям вокруг нас. И именно Он вознаградит нас, по Своей великой воле.
Жизнь Марии учит нас верить в Аллаха и исполнять Его волю. Чего же еще может желать мусульманин?
Идрис Тауфик (Idris Tawfiq)
По материалам: http://islam.plus/