Дозволен ли механический забой животных?
Механический убой используется на многих европейских, американских и российских фабриках. Это настолько общепринято, что многие мусульмане не видят в таком методе забоя ничего дурного, предполагая, что если соблюдаются определенные формальности (например, на ноже аппарата выгравирована басмала), то никаких проблем с точки зрения религии здесь нет. И это большая ошибка.
Шариат устанавливает определенные правила, при которых мясо убитого животного становится дозволенным в пищу. Мы много раз об этом писали. В частности, одно из таких установлений — ручной забой, когда действие (забой животного перерезанием горла) производится ножом (или другим аналогичным острым предметом) и относится к человеку, который в свою очередь отвечает еще некоторым условиям (произносит басмалу, является мусульманином). Если острый тяжелый меч упадет с большой высоты и случайно перережет горло животному, в основе мясо такого животного не будет дозволено (халяль), потому что нет забойщика. Нож не забойщик, это неодушевленный предмет.
В этой статье мы ответим на три расхожих аргумента, которые используют те, кто защищает механический забой.
Есть ситуации, когда и по Шариату можно не резать горло животному вручную. Почему нельзя провести аналогию?
Действительно, есть ситуация, когда допустимо отклонение от принятого стандарта (человек закалывает животное ножом, произнося басмалу и перерезая животному горло). Такое допустимо на охоте, когда животное недоступно: его невозможно настичь, не убив. Да, на охоте можно убить, например, копьем или пулей издалека, не перерезая горло самостоятельно. Но это исключение, которое допускается лишь потому, что нет иного способа.
Если же во время охоты животное только ранено и охотник может подойти к нему и зарезать по всем правилам, он обязан это сделать, иначе, если оно умрет от раны, хотя охотник мог подойти и заколоть его по нормам Шариата, мясо будет считаться мертвечиной. Иными словами, даже в таких условиях, как только животное становится доступно, его обязательно заколоть вручную.
وأما الصيد إذا جرحه السهم أو الكلب فأدركه صاحبه حيا فإن ذكاه يؤكل بلا خلاف بين أصحابنا كيف ما كان سواء كانت فيه حياة مستقرة أو لم تكن، وخرج الجرح من أن يكون ذكاة في حقه وصار ذكاته الذبح في الحياة المستقرة ذكاة مطلقة فيدخل تحت النص
(Бадаи’ ас-санаи’, 5/51)
Так о каком механическом забое может идти речь, если животные доступны для ручного забоя? А на фабриках они доступны.
Механический забой — это шариатская дарура (крайняя необходимость), иначе фабрики не справятся с объемом производства и потеряют покупателей
Нет, никакой крайней необходимости (даруры) нет ни в выпуске мясной продукции тоннами, ни в гонке за потребительскими прихотями. Более того, увлеченность мясом сверх меры, так что человек трижды в день ест мясные блюда, не отвечает сунне умеренности. Впрочем, отметим и то, что при грамотном руководстве технологов можно оптимизировать ручной забой так, чтобы достичь достаточно высоких производственных показателей.
Забой на фабриках — это действие человека, который опускает рычаг. В чем проблема считать это правильным ручным забоем?
Сразу скажем, это тема для книги, а не статьи. Есть как минимум три момента, которые вызывают много вопросов.
Во-первых, при механическом забое не всегда правильно перерезается горло птицы на конвейере. Очень часто нож режет сбоку, нет гарантии, что горло будет перерезано спереди. И вообще нет гарантии, что каждая забитая так птица — халяльна, ведь для дозволенности мяса необходимо, чтобы было перерезано минимум три канала из четырех, это происходит не всегда.
في حالة القدرة إذا قطع الحلقوم والمرىء والودجان فقد أتم الذكاة وإن قطع الأكثر من ذلك حل أكله واختلفت الروايات في تفسير ذلك ورى الحسن عن أبي حنيفة رضي الله تعالى عنه وهو قول أبي يوسف الأول إنه إذا قطع الثلاث من الأربعة أي ثلث ما قطع فقد قطع الأكثر ثم رجع أبو يوسف عن هذا وقال يشترط قطع الحلقوم والمرىء وأحد الودجين وعن محمد رحمه الله تعالى أنه يعتبر قطع الأكثر عن كل واحد من هذه الأشياء الأربعة وعنه أيضا إذا قطع الحلقوم والمرىء والأكثر من كل الودجين يحل وما لا فلا قال مشايخنا وهو أصح الجوابات
(المحيط البرهاني، كتاب الذبائح، الفصل الثاني: 8/449؛ إدارة)
قال رحمه الله ( وقطع الثلاث كاف ) والاكتفاء بالثلاث مطلقا هو قول الإمام وقول أبي يوسف أولا وعن أبي يوسف أنه يشترط قطع الحلقوم والمريء واحد الودجين وعن محمد لا بد من قطع الأكثر من كل واحد من هذه الأربعة وأجمعوا أنه يكتفي بقطع الأكثر من هذه العروق الأربعة
(البحر الرائق، كتاب الذبائح: 8/193؛ المعرفة)
Во-вторых, часть способов произнесения басмалы над убиваемыми животными вообще невербальна (гравировка на ноже, надпись на стене рядом с конвейером). Это не считается. Если же человек, опуская рычаг и запуская процесс механического забоя, произнесет басмалу, то это похоже на то, как если б один убивал животное, а второй рядом произносил басмалу — мясо животного не дозволено было бы в пищу. Чем это отличается?
Но даже если счесть забойщиком опускающего рычаг, то все равно выходит, что он произнес басмалу лишь раз, а потом сознательно не произносил ее над следующей сотней птиц, которых убивает нож на конвейере. Разве это похоже на метод халяльного забоя?
[22] وإذا أراد أن يذبح عددا من الذبائح لم تجزئه التسمية الأولى عما بعدها (المحيط البرهاني ج 8 ص 452 إدارة القرآن)
В-третьих, человека, опускающего рычаг, вообще нельзя считать забойщиком, потому что режет животных не он, а аппарат по специальной программе. Это недопустимо.
Итог
Механический убой нельзя считать вариантом ручного забоя по Шариату. Поскольку животные находятся в доступности забойщиков, нельзя резать их механически. Наш Комитет не выдает сертификат соответствия стандарту «Халяль», если на предприятии используют механический убой.
Малика Умм Яхья
Проверил Специалист Шариатского отдела Абдуллов Х. Д.
По материалам: http://annisa-today.ru/