Достоинства главы семьи
Крепкую основу дома составляют праведные муж и жена. Для этого мужчина — глава семьи выполняет возложенные на него обязательства: защищает, обеспечивает необходимым и воспитывает детей. Всё это требует от него образованности: жизненного опыта, проницательности, веры и нравственности.
Счастье семьи зависит от нравственности супругов. Крепкую основу дома составляют праведные муж и жена. Для этого мужчина — глава семьи выполняет возложенные на него обязательства: защищает, обеспечивает необходимым и воспитывает детей. Всё это требует от него образованности, жизненного опыта, проницательности, веры и нравственности.
Прежде чем принять решение о создании семьи, мужчина должен позаботиться о своём материальном благосостоянии. Не следует вступать в брак тому, кто не может обеспечить самого себя: после женитьбы положение его близких станет ещё плачевней.
Аллах помогает тем, кто не имеет достаточных средств, но хочет исполнять предписания Ислама, жить нравственно и чисто. В одном из аятов Кyр`ана Он поощряет это желание:
وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاءَ يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Помогайте людям избежать прелюбодеяния и всего ведущего к этой мерзости. Поэтому соединяйте браком неженатых мужчин и незамужних женщин и праведных из ваших рабов и рабынь. Пусть недостаток не будет причиной, препятствующей браку. Поистине, Аллах дарует надел для хорошей жизни тем, кто желает хранить своё целомудрие. Щедрость Аллаха велика, и не отяготит Его обогащение людей. Ведь Он знает намерения людей, и Его знание объемлет всякую вещь во Вселенной» (Тафсир «аль-Мунтахаб», сура «ан-Нур», 24/32)
В этом аяте содержится предписание тем, у кого есть возможности, создать семью как можно раньше. А остальным обязано помочь общество. Это не столько особенность мусульманской общины, сколько её долг. Так умма зарабатывает саваб, получает баракат, духовные и материальные блага.
Семья ставит преграду разрушительному влиянию безнравственного поведения, защищает честь каждой личности и общества в целом. Чистота помыслов, целомудрие, стыдливость должны быть достоинствами любого человека. Другие творения Всевышнего лишены разума, их поведение обусловлено инстинктами. Однако если мусульманин перестанет различать нравственное и греховное, халяль и харам, то способен опуститься до уровня животного.
Всевышний даровал людям различные физические и психические особенности, ум, силу, способность к самосовершенствованию. Оттого при создании семьи важно учитывать сходство в положении мужчины и женщины; в исламском правоведении это означает «соответствие супругов по некоторым критериям». Это касается не только материального достатка, но и культуры, традиций, образования. Если будет соблюдаться принцип равенства, то супруги будут лучше понимать друг друга. В противном случае могут возникнуть проблемы бытового и мировоззренческого характера. Если мужчина берёт в жёны девушку из более состоятельной семьи, но не может обеспечить ей привычный уровень жизни, то со временем разница в денежном достатке станет причиной раздора. Её недовольство выльется в раздражение и может даже привести к разводу. Конечно, материальное неравенство не является камнем преткновения, если брак скреплён узами уважения, истинной любви и привязанности. Такие семьи — редкие исключения. Поэтому лучше всего заключать браки, где супруги будут равны между собой. Как правило, людям из одинаковой социальной и культурной среды легче понять друг друга: у них схожие чувства, желания и стремления.
Супруга и дети не вправе требовать от главы семьи большего обеспечения, чем его халяльный доход. Между тем, мужчина чётко должен знать свои обязанности. В первую очередь, это касается жилья, пищи и одежды.
Собственный дом или арендованное помещение должно быть выбрано с учётом удобства проживания: просторное, с хорошими соседями. Если есть возможность поселиться в благополучном районе, то недопустимо жить среди безнравственных людей в месте, которое угрожает психическому и физическому здоровью. Жизнь семьи должна протекать в окружении благородных людей, чтобы соседство с ними укрепляло духовность, любовь, справедливость и человечность. Глава семьи должен приложить усилия к поиску праведников, так как большинство людей склонны к сознательному или бессознательному подражанию. Поэтому, видя образец высокой нравственности, ребёнок (и даже взрослый человек) переймёт хорошие манеры; окружённый же дурными примерами будет подражать соответствующему типу поведения.
В процессе поиска таких людей необходимо изучать жизнь и наставления Пророка Мухаммада ﷺ. Эти знания способны исправить мусульман или удержать от греховного. Его судьба, характер, воплощение в жизни всего того, о чём говорил, имеет сильное воздействие на людей даже 1400 лет спустя. Пример Посланника Всевышнего ﷺ способен пробудить благородные чувства. Для этого в семье нужно устраивать уроки Ислама, читать Кyр`ан, хадисы, истории из жизни пророков, смотреть тематические художественные фильмы вместе с друзьями и соседями, напоминать о вечных нравственных ценностях.
Бескорыстная помощь людям в разрешении их проблем умножает в обществе добрые чувства, доверие и стремление к чистой жизни. Когда же глава семьи понимает, что негативное влияние окружения увеличивается и пагубно для его супруги и детей, он должен сделать намерение на Хиджру. Если плохое окружение у него на работе, то «совершить Хиджру» — значит, поменять компанию. Если на его семью отрицательно влияют телевизор и интернет, он должен «переселить» их из дома или же оградить сознание подопечных от грязной информации. В любом случае, мужчина должен быть в курсе всего того, что происходит в его семье, знать, куда направляется «корабль его жизни»: в открытое море или на мель, к опасности или в тихую гавань.
Нравственный облик семьи зависит от того, на какие средства мужчина содержит жену и детей, — халяльные, сомнительные или харамные. Если пища добыта честным трудом, то в доме будут царить покой, умиротворение, радость и понимание. Для халяльного заработка отец должен прикладывать усилия, но вместе с тем не взваливать на себя непосильную работу. Обязанность мужчины — обеспечивать семью в соответствии со своими способностями и возможностями. Всё должно быть в разумных пределах: расходы не переходить в расточительство или же сводиться к минимуму. К сожалению, необдуманные траты — одна из болезней современного общества: многие семьи далеки от бережливости. Между тем, мужчина обязан избегать транжирства, даже если он имеет достаточно средств. Иначе он станет плохим примером для своей семьи, и болезнь расточительства распространится на всех его подопечных. Ведь состояние, деньги, богатство — это испытание. В День Суда человек будет спрошен за все блага, которым владел.
Нужно соблюдать меру в еде. Фард (обязательное) для человека — кушать, чтобы не умереть, есть по потребности — мубах, то есть «не грех», а не знать меру в употреблении пищи — грех. Люди высокой нравственности относились к хлебу насущному почтительно, соблюдая определённую меру. В зависимости от уровня духовности каждый давал своё определение исрафа — расточительности. Для одних был приемлем закон шариата, где исрафом считается то состояние, когда человек продолжает кушать даже после того, как почувствовал сытость. Уровень тариката называет исрафом употребление пищи до ощущения сытости. Уровень хакиката ещё выше: исрафом считается употреблять пищу в гафлете (беспечности), забывая о Всевышнем и о том, что Он видит дела человека.
Глава семьи обязан знать вкусовые предпочтения своих детей, потому что ребёнок из-за стеснения или уважения может не попросить любимую пищу. Отец должен быть чутким и предупредительным, проводить время с детьми, наблюдать за ними, изучать их желания, интересы, уважать их выбор. Мужчине предписано быть щедрым в угощении гостей, но соблюдать меру, чтобы не переходить в демонстрацию возможностей и не выходить за рамки бюджета. Давать салям, быть гостеприимным — это обязанность мусульманина, дело его чести и достоинства.
Глава семьи должен проявлять внимание к гардеробу членов своей семьи, обеспечить себя, супругу и детей минимально двумя сменами летней и зимней одежды. Ислам рекомендует покупать, шить, заказывать новые наряды к торжественным датам, например, для коллективной пятничной молитвы, для мусульманских праздников и свадеб. Изысканные предметы гардероба и украшения разрешены религией, если будут соблюдены условия. Но запрещено одеваться вызывающе, пёстро, гордиться своими нарядами и быть вследствие этого высокомерным. Также мужчинам запрещено носить золото и одежду из шёлка. Главе семьи нужно следить за стилем одежды детей, нельзя относиться к этому вопросу незаинтересованно или попустительски. При этом не стоит навязывать ребёнку роль взрослых: дети должны прожить разноцветный и беззаботный период. Одежды сыновей должны быть такого покроя и цвета, которые соответствуют формированию личности будущего ответственного человека. Девочек нужно приучать к нарядам скромным, но стильным, в мусульманской традиции. Нужно объяснять им, что язык одежды не менее важен, чтобы они сами осознавали, что должны носить и почему. Одежда защищает тело и выражает отношение человека к миру, передаёт утончённость вкуса и духовную красоту. Мусульманки, соблюдающие повеления Ислама, вызывают в обществе чувство уважения, сколь бы ни стремились масс-медиа сделать угрозу из образа верующих.
У главы семьи масса самых серьёзных обязанностей, и самая основная — воспитание детей. Ошибочно считать, что этим должны заниматься только женщины. Отцу-мусульманину нужно воспитать высоконравственного, религиозно зрелого и всесторонне развитого человека так, чтобы ребёнок стал счастливым в земном и вечном мире. Глава семьи должен искренне чтить Кyр`ан, знать его предписания, приучить детей получать удовольствие от поклонений, давать знания по адабу — исламской культуре поведения. Ребёнок должен получить от благочестивого отца обязательный минимум знаний по Исламу. Форма их передачи может быть различной: домашние занятия, летние курсы, воскресная школа. Особое внимание следует уделить обучению основам Ислама девочек — будущих матерей. Самое лучшее наследство, которое могут оставить родители, — это Кyр`ан. Как счастливы отец и мать, которые дали детям правильные знания, способствовали тому, чтобы те стали хафизами и алимами!
Ислам требует от мусульман постоянного духовного и материального роста. Воспитывая ребёнка, родители должны помнить, что формирование высоконравственной личности начинается с себя. А детям следует расти в атмосфере Кyр`ана, изучая истории Пророков, извлекая из них мудрость. Такие знания помогут юным душам не впасть в заблуждения современности.
Да поможет нам Всевышний достойно прожить земную жизнь: быть Его верными рабами, преданными последователями Пророка ﷺ, внимательными учениками своих наставников, послушными детьми и мудрыми родителями! Да одарит нас Аллах Своей Милостью! Аминь
Шейх Осман Нури аль-Ханафи, из книги: «Тайна, именуемая человек»
По материалам: http://islamdinr.ru/