Для чего люди искажают смыслы Кур`ана и Сунны?

25 январь 2024 333 0
Режим чтения

В 51-ом аяте суры “Аль-Анкабут” сказано: 

أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

“Разве им недостаточно того, что Мы (в качестве знамения, после которого не нужно просить никаких чудес) ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом (в том, что Коран навсегда останется чудом в отличие от кратковременных чудес других пророков) – милость и напоминание для верующих (не тех, кто упорствует в своем неверии)” (Аль-Анкабут, 51).

Вот о чем сказано в этом кораническом аяте: 

“(Эй, мушрики!) Неужели для признания вами пророческой миссии Почтенного Пророка оказалось недостаточным Кyр`ан Карима - величайшего из чудес?”

Ниспровергатели, беря этот коранический как довод в пользу своих безосновательных претензий, пытаются доказать, будто Кyр`ан Карим оставил верующих без потребности в каком-либо другом источнике. Даже если этот другой источник - благодатная сунна.

Такое толкование является ошибочным пониманием этого аята. Если для более подробного изложения вопроса посмотрим на предыдущий аят, то там Всевышний Аллах говорит следующее:

وَقَالُوا لَوْلَا أُنزِلَ عَلَيْهِ آيَاتٌ مِّن رَّبِّهِ قُلْ إِنَّمَا الْآيَاتُ عِندَ اللَّهِ وَإِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُّبِينٌ

“Они (многобожники) спрашивают: «Почему же ему не ниспосланы знамения от его Господа (как показанные пророками Мусой и Исой (алейхиссалям) чудесный посох или ниспосланная с неба трапеза)?» Ответь (им): «Поистине, знамения – у Аллаха (это Он может ниспослать чудеса по Своему желанию, а у меня нет таких полномочий, чтобы при желании показывать чудеса), я – только увещеватель, разъясняющий (истину)»” (Аль-Анкабут, 50).

Кyр`ан Карим передает содержание разговоров многобожников, продолжающих горделиво отворачиваться от имана. То есть они требуют, чтобы Господь ниспослал нашему Пророку ﷺ множество чудес (муджиза). И при этом произносят эти слова уже после того, как были ниспосланы многие аяты и суры Кyр`ан Карима. В этот период наш Пророк ﷺ давал им послушать Кyр`ан Карим, многократно доводил до их ушей его прекрасное звучание, вселял страх в их сердца его содержимым, изящной манерой повествования давал им почувствовать себя беспомощными (от осознания своей неспособности придумать нечто подобное).

Из-за сильного воздействия Кyр`ана на их сознание и чувства, они называли его колдовством, или же говорили, что это стихи. А между тем, когда дело касается стихов, то для них это всегда отдельный разговор. Поэзия - это неотъемлемая часть их жизни, это искусство, принесшее им известность. Вплоть до того, что кроме поэзии у них не было других видов искусства.

Хорошо понимая, что Кyр`ан Карим обладает делавшим их беспомощными изяществом стиля, они делали вид, будто у него нет такой особенности. Так они старались отрицать высокие достоинства Кyр`ан Карима (упаси Аллах!) и принимали нашего Пророка ﷺ за лишенного всяких чудес посланника или же того, кто лишь притязает на посланничество.

Отвергая такую манеру их поведения, Аллах Всевышний ниспослал этот известный аят:

أَوَلَمْ يَكْفِهِمْ أَنَّا أَنزَلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ يُتْلَى عَلَيْهِمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَرَحْمَةً وَذِكْرَى لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

“Разве им недостаточно того, что Мы (в качестве знамения, после которого не нужно просить никаких чудес) ниспослали тебе Книгу, которую им читают? Поистине, в этом (в том, что Коран навсегда останется чудом в отличие от кратковременных чудес других пророков) – милость и напоминание для верующих (не тех, кто упорствует в своем неверии)” (Аль-Анкабут, 51).

Иначе говоря, Кyр`ан Карим, стиль изложения которого они признают более изящным, чем красноречие любого среди сотворенных, язык которого считают более стройным, чем речи любого другого, чьи слова признают более мудрыми, чем изречения любого мудреца, разве не стал тем чудом, которого достаточно для признания посланнической миссии Расуль Акрама? Разве есть потребность в каком-нибудь знамении (муджиза), кроме него?

Когда содержание этого коранического аята изложено в таком виде, то становится понятным, что отрицатели пророческой сунны отрывают содержание этого аята от его конструкции и метода изложения и для подтверждения собственных взглядов умышленно придают ему совершенно иной смысл. Искажение смысла текстов первоисточников (Кyр`ан Карима и пророческой сунны) для того, чтобы подогнать их под собственные нужды, для подобных типов не является чем-то невиданным. Наоборот, это их постоянная привычка.

В 89-ом аяте суры «Ан-Нахль» в фразе: 

تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ

“Для объяснения всего...” также присутствует повеление обращаться к сунне, дополняющей изложение всего (всех религиозных предписаний) Кyр`ан Каримом. Если мы посмотрим на высказывания муфассиров относительно слов нашего Господа:

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِّكُلِّ شَيْءٍ

“Мы ниспослали тебе Книгу (Кyр`ан) для объяснения всего (что имеет отношение к религии и в чем нуждаются люди), как верное руководство, милость и радостную весть для мусульман” (Ан-Нахль, 89),

то увидим такие слова Ибн Масуда:

«В Кyр`ан Кариме нам были изложены все знания и была разъяснена каждая вещь».

Имам Авзаи (рахимахуллах) же говорит так:

“Мы ниспослали тебе книгу/сунну, чтобы твоя сунна поведала обо всем”.

Между этими двумя толкованиями нет противоречий. Ибн Масуд имеет в виду не детальные, подробные знания, а кратко изложенные, общие знания. Имам Авзаи (рахимахуллах) же имеет в виду детальное, подробное разъяснение благодатной сунной этих общих знаний.

В соответствии с этим, слово ( الكِتَابِ ) “книга” означает и Кyр`ан Карим, и благодатную сунну. Наличие разного понимания значения слова ( الكِتَابِ ) “книга” происходит из-за многозначности этого слова.

Ведь словосочетание “китабуллах” (книга Аллаха) используется как относительно Кyр`ан Карима, так и для обозначения обязательных (фарз) и других предписаний Всевышнего Аллаха, как например в выражении ( الكِتَابِ ). И нет разницы в том, записаны эти фарзы и хукмы в Кyр`ан Кариме или не записаны.

Эти употребленные в Кyр`ан Кариме выражения означают: “Если Всевышний Аллах сделал что-то фарзом для вас, то это значит, что судить о вас Он будет исходя из этого”. И наличие этого хукма в Кyр`ане в явной форме вовсе не обязательно.
 

Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»

По материалам: https://islam-today.ru/

Комментарии Вход