COVID-19: Обзор фетв
В ряде мусульманских стран были изданы специальные фетвы, касающиеся коллективных намазов после того, как коронавирус был объявлен пандемией. В связи с тем, что эпидемия быстро распространяется в людных местах, пятничные и коллективные намазы в мечетях были приостановлены.
Верховный муфтий Наурызбай кажы Таганулы сказал в интервью:
«...Однако Совету улемов было непросто издать фетву по пятничной молитве. Это решение огорчило всех священнослужителей. Конечно, мы считаем это временным испытанием.Это решение было принято не только нами, но и многими мусульманскими странами по всему миру.Некоторые страны даже призывают людей молиться дома после чтения азана.Такая фетва имеет основу в шариате. Цель состоит в том, чтобы предотвратить распространение этой болезни».
Давайте рассмотрим фетвы, изданные Египтом, Турцией, Саудовской Аравией и соседними Кыргызстаном, Узбекистаном, а также Советом улемов Казахстана, и сосредоточимся на их аргументах.
Существует одно общее понятие, которое привело к данной фетве, это - защита жизни и здоровья человека, сохранение которых обязывает шариат. Это также отражается в таких поклонениях, как омовение, молитва и пост. Например, разрешается не выполнять омовение холодной водой, когда холодно. На этой основе осуществляется временное освобождение больных от поста в месяц Рамадан. Это доказательство того, что Ислам - религия облегчения. Совет улемов единогласно принял это решение на благо человечества.
Фетва соседнего Кыргызстана основывается на следующих аятах Кyр`ана:
«Аллах не хочет для вас затруднения, а хочет облегчения» (Сура аль-Бакара, 185),
«…Не обрекайте себя на гибель» (Сура аль-Бакара, 195),
и хадисе
«Не навреди ни себе, ни другим» (Ибн Маджа, Даракутни).
Фетва, изданная Советом улемов Узбекистана, основана на следующих доказательствах:
«Не подвергайте себя на гибель» (Сурат аль-Бакара, 195);
Хадис:
«Не навреди ни себе ни другим»;
Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал муэдзину в дождливый день: «Не говори: «Спешите на молитву», но скажи: «Молитесь в своих домах», на что джамаат стал протестовать. Он сказал: «Вы удивлены тем, что я говорю? Это было сделано лучшим человеком (имеется в виду Посланник Аллаха). Пятничная молитва - это поклонение. Однако я не хочу, чтобы вы были запачканы грязью» (Бухари и Муслим);
Из фикха, в качестве доказательства, приводится следующее: «Прежде чем получать пользу, нужно избегать вреда» и «трудности требуют облегчения».Эти принципы означают, что, когда происходит что-то вредное и что-то полезное, в первую очередь необходимо избегать вреда, и что шариат позволяет смягчать его в случае причинения вреда. Мы являемся свидетелями того, что болезни и эпидемии создают людям трудности и бремя. В таких случаях шариат призывает смягчать некоторые постулаты, дабы предотвратить их распространение.
В фетве, изданной учеными из известного египетского университета Аль-Азхар, говорится: «... Самая важная цель шариата - защитить людей от опасности». Совет улемов издал следующую фетву на основе ответственности шариата и опираясь на его учения. Египетские ученые также опираются на хадис, приведенный в сборниках Бухари и Муслима, где сподвижник Абдулла ибн Аббас во время ливня сказал муэдзину, чтобы вместо «Спешите на молитву» прочел «Молитесь в своих домах». «Если муэдзин призывает к молитве, то разрешается не приходить лишь человеку в состоянии узр. Они спросили: «Что такое узр?». Он сказал: «...опасность и болезнь» (Абу Дауд). Исходя из этого хадиса, ученые фикха пришли к выводу, что коронавирус может представлять угрозу для жизни, имущества и семьи, и является причиной приостановления пятничного и коллективных намазов.
«Если вы услышали о чуме в некой местности, не ходите туда. Если в том месте, где вы находитесь, распространилась чума, не покидайте ее» (Бухари и Муслим).
«Любой, кто ест лук или чеснок, пусть совершает намаз отдельно от нас» или «пусть не приходит в мечеть, а молится дома», поскольку даже запах изо рта причиняет вред окружающим, что уж говорить о пандемии, которая быстро распространяется в общественных местах?!
В фетвах Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана приводятся следующиедалили:
«Не подвергайте себя на гибель» (Сура аль-Бакара, 195);
«Не причиняй вреда ни себе ни другим» (Ибн Маджа, Даракутни).
Общий далиль в фетвах Казахстана и Турции таков:
«Больной не должен приближаться к здоровому человеку» (Бухари, Муслим).
Что касается общих решений, принятых во всех фетвах.
Во-первых, из-за чрезвычайного положения и высокого риска эпидемии пятничные молитвы в мечетях были приостановлены, и каждый читает у себя дома полуденный намаз вместо пятничного.
Во-вторых, мечети не закрыты, призыв к молитве читается, но в мечетях пятикратная молитва не совершается джамаатом.
В-третьих, похоронную молитву лучше выполнять только с близкими родственниками, т.е. в небольшой группе.
В-четвертых, следует выполнять официальные инструкции Министерства здравоохранения против распространения коронавируса.
Как видите, единые решения и доказательства - объединяют взгляды мировых ученых в борьбе с коронавирусом, показывая, что инфекционные заболевания являются глобальной проблемой и, что меры предосторожности являются общими для мусульманского общества. Все предприняли шаги для обеспечения благополучия человечества путем предотвращения эпидемии. За этими фетвами стоят многие ученые Совета улемов, которые взяли на себя большую ответственность. Это не решение одного или двух шейхов. Приостановка пятничных молитв была ударом не только для правоверных мусульман, но также и для ученых. Но это только временное испытание. Решение, принятое для соблюдения мер предосторожности - это благополучие и здоровье страны.
В 18 году по хиджре, во время правления халифа Омара, когда в местности Шам распространилась чума Амвас, местный правитель Амр ибн Ас предстал перед народом и сказал:
«О люди! Эта чума подобна пылающему огню. И люди как его топливо. Поэтому разделитесь! Идите в горы и будьте подальше друг от друга. Таким образом, огонь не сможет найти топливо, чтобы зажечь пламя, и погаснет сам по себе».
В тот момент люди послушались правителя, и начали расходиться по горам. Вскоре чума спала, и люди вылечились от болезни.
Дорогие братья и сёстры! Давайте не будем ходить в общественные места и быть топливом коронавируса. Давайте послушаем советы соответствующих экспертов по предотвращению дальнейшего распространения заболевания в стране. Оставайтесь в своих домах! Таким образом мы защитим себя и окружающих от болезни.
Если мы хотим вновь встретиться в священную пятницу, давайте примем все эти меры предосторожности и попросим Аллаха искоренить пандемию!
Толеби кажы Оспан, Главный имам Актюбинской области
По материалам: https://www.muftyat.kz/