Болезни нафса и пути их излечения (2 часть)
Убежденность в собственном спасении
Одной из болезней нафса является убежденность человека в собственном спасении от наказания Аллаха и в своем гарантированном вхождении в Рай. Человек с такой убежденностью стучит в двери спасения и вечного довольства, считая, что все его намазы, дуа, тасбихи и зикры приняты Всевышним Аллахом. Однако из-за его грехов и упущений эта дверь прочно закрыта для него, а он, несчастный, об этом даже не подозревает.
Хусейн ибн Яхья рассказал мне одну историю, которую он услышал от Масрука. В этой истории говорится о том, как однажды Рабиа аль-Адавия проходила мимо собрания, на котором Салих аль-Мурри (да помилует их всех Аллах) говорил собравшимся: «Дверь откроется тому, кто усердно стучится».
Услышав эти слова, Рабиа аль-Адавия сказала Салиху: «Дверь открыта, но ты бежишь от нее! Если ты сходишь с пути после первого шага, как же хочешь достичь своей цели? Если раб позволяет своему нафсу бегать за похотью и порочными желаниями, сможет ли он излечить ее от болезней? Если он не может уберечься от многочисленных страстей, как же он хочет спастись от бесполезных и пустых желаний?»
Мухаммад ибн Ахмад ибн Хамдани поведал мне слова одного мудреца, которые дошли до него по цепочке от Мухаммада ибн Исхака ас-Сакафи, от Ибн Аби ад-Дунья. Эти прекрасные слова звучат следующим образом: «Пока у тебя есть недостатки (упущения), не думай, что душа твоя найдет успокоение. И пока ты несешь на себе бремя греха, никогда не будь уверен в том, что избежишь наказания и попадешь в Рай».
Средство исцеления
По мнению известного исламского ученого Сари ас-Сакати (772-867), метод лечения этой болезни заключается в следовании прямым путем, употреблении в пищу только чистых, дозволенных (халяль) продуктов и в устремлении к Всевышнему Аллаху посредством богобоязненности и добрых поступков.
Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий не избавится от страха (перед наказанием Аллаха), и не успокоится его сердце, пока он не перейдет через мост над Адом и не оставит его позади себя».
Уместным будет привести здесь также следующее изречение Хариса аль-Мухасиби (да помилует его Аллах): «Мы считаем себя богобоязненными и чистыми (от прегрешений). Однако, возможно, мы – грешники и нечестивцы. Как нам быть уверенными, что мы не такие? Ведь каждый день мы лишь прибавляем совершаемые нами злые поступки, высокомерие и эгоизм к грехам, совершенным нами в прошлом».
Привычка находить облегчение в слезах
Иногда человеку требуется немного поплакать, чтобы успокоиться и найти облегчение в слезах. Это тоже одна из болезней нафса.
Подходящее лекарство от этой болезни таково: надо научить человека не стараться поскорее избавиться от печали, немного поплакав, а жить с постоянной грустью в душе. Нужно плакать не из-за внезапно наступившей печали, а полностью погрузившись в состояние глубокой печали. Лишь тот, кто плачет из-за грусти, находит успокоение в слезах. Слезы же того, кто плачет с наполненным грустью сердцем, лишь усиливают его грусть и печаль.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я вижу то, что вы не видите, и слышу то, что вы не слышите. Небо заскрипело, и как же ему не заскрипеть, когда нет на нём места даже размером с четыре пальца, чтобы не было на нём ангела, павшего ниц. И если бы вы знали то, что знаю я, то плакали бы больше» (Тирмизи и Ибн Маджа)
Упование на людей
Одна из болезней человеческого нафса – это привычка полагаться на людей, вместо того, чтобы уповать на Аллаха, просить у них помощи, когда они неспособны помочь даже самим себе. Проявлением этой болезни является также то, что человеком охватывает беспокойство о собственном пропитании, в то время как Всевышний Аллах взял на себя обязательство обеспечить уделом всех сотворенных.
Средство исцеления
Чтобы избавиться от подобного недуга, необходимо строить свою веру на основе следующих слов Всевышнего Аллаха:
وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلَا رَادَّ لِفَضْلِهِ يُصِيبُ بِهِ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَهُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«И если Аллах предпишет тебе вред [духовный или материальный], то никто не избавит тебя от этого, кроме Него. А если Он пожелает тебе благо, то никто не лишит Его щедрости. Он дает ее тому из Своих рабов, кому пожелает. И Он – Прощающий, Милосердный» («Йунус», 10:107)
Кроме того, необходимо всегда помнить о следующем кораническом аяте:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
«И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения [от утробы матери до воскрешения из могилы]. Все это записано в ясной [Хранимой] Книге» («Худ», 11:6)
Однажды Ахнафа ибн Кайса (да помилует его Аллах) спросили: «Как ты стал главой этих людей, будучи не самым старшим среди них?» Ахнаф ответил на их вопрос: «Это по той причине, что я безукоризненно выполнял свои обязанности и не вмешивался в те дела, выполнение которых не были в моей ответственности. Ведь говорит Всевышний Аллах:
فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ
«Так поклоняйся же Ему и уповай на Него» («Худ», 11:123)
Если человек осознает, что люди слабы и не способны помочь ему без соизволения Всевышнего, он избавится от этого недуга. Поняв, что не могут помочь те, которые сами нуждаются в помощи, он уже перестанет надеяться на людей, а всецело станет уповать на Всевышнего Аллаха.
Абу Али ас-Сакафи (да помилует его Аллах) сказал: «Эта община (мусульман) увидит такие времена, когда верующий не сможет достойно зарабатывать себе на пропитание, не прибегая к помощи какого-нибудь лицемера-мунафика».
2 часть
Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулами (умер в 1021 г.), из книги: «Болезни нафса и пути их излечения», стр. 8-10
По материалам: http://islamdinr.ru/