Бизнес, который не потерпит краха / часть 1
Какой бизнес, может быть абсолютно прибыльным? Когда мы говорим «прибыль» или «успешный бизнес», то, безусловно, для мусульманина это может означать только одно – его нахождение в милости Всевышнего Аллаха в обоих мирах. Последняя конечная точка мусульманина это, конечно же, джаннат (рай). А рай сотворен Всевышним Аллахом для своих рабов, которые выполняли требования Кyр`ана.
Абу Ханифа (да помилует его Аллах) говорил, что человеку, в принципе, свойственно найти божественный почерк во всем, что его окружает. Посмотрев на то, как этот мир устроен, человек в итоге пришел бы к Всевышнему Аллаху. Однако, большой милостью является то, что Всевышний Аллах дал нам Кyр`ан, а еще большей милостью то, что Он послал нам Своего посланника, который разъяснил нам все предписания и запреты Всевышнего Аллаха.
Дальше Всевышний Аллах говорит:
لِيُوَفِّيَهُمْ أُجُورَهُمْ وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ
«Что Он вознаградит их сполна и добавит им сверху от Своих благ» (35:30).
То есть нам будет дано все, что мы пожелаем и еще сверх этого.
Кто эти счастливчики? Про них Аллах говорит:
إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ
«Поистине, читающие Книгу Аллаха, (полноценно) выполняющие намаз и расходующие из того, чем Мы их наделили, — тайно и открыто — надеются на торговлю, которая не принесет (им) убытка» (35:29).
Давайте рассмотри описание тех, кто окажется успешным в бизнесе ахирата:
1) Читающие Книгу Аллаха
Чтение Кyр`ана не значит просто его декламирование. Прежде всего, это:
- проникновение смыслом во время чтения;
- применение всего прочитанного в своих деяниях.
2) Совершающие намаз
Имеется в виду, все виды полонения, которые выполняются телом.
Здесь указывается намаз, именно потому, что из всех видов поклонений, выполняемых телом, намаз является самым лучшим.
3) Расходующие из того, чем Мы их наделили
Это и закят, и садака. Вообще все то, что связано с нашим имуществом.
Вот те самые, кто может надеяться на ту самую милость Аллаха, обещанную Всевышним, а также бонусы. Но, к сожалению, сегодня сложилось все так, что взгляд человека направлен не совсем в правильном направлении. МЫ делаем очень мало для того, чтобы стать в ряд с теми, о ком Аллах говорит в вышеприведенном аяте и очень много ради мирских богатств, которые могут оборваться в любой момент.
Аллах говорит нам о земных богатствах в Кyр`ане:
قُلْ مَتَاعُ الدُّنْيَا قَلِيلٌ وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ لِمَنِ اتَّقَىٰ
«Скажи (им): «Удовольствия земной жизни быстротечны, а вечная жизнь лучше для богобоязненного (верующего)» (4:77).
То есть дунья быстротечна, поэтому не тратьте много сил на нее, мы же, наоборот, уделяем максимум сил этому. А, чтобы получить джаннат, где будет все что ты пожелаешь, тебе следует делать то, что указано в аяте, но для этого мы уделяем очень мало своих сил, времени и средств. Это, во-первых странно, а во-вторых не совсем разумно. Например, когда мы ругаем детей и с родительской заботой говорим «вот зачем эти мультфильмы целый день смотреть, лучше поучи уроки, они тебе помогут в будущем получить все, что ты захочешь. Ты сможешь поступить в университет, а затем и устроиться на хорошую работу, где тебе будут прилично платить и т.д.». Что мы почувствуем, когда мы слышим в ответ «Папа я буду смотреть мультфильмы 10 часов, а заниматься учебой один час. Этого мне хватит для развития и зароботка!». У нас будет, мягко говоря, недоумение в отношении этого поступка нашего ребенка. Точно так же, получается здесь. Пропорция должна быть обратная. Аллах указал нам на что должны быть направлены наши ресурсы.
Однажды к одному бизнесмену, у которого был свой минимаркет, зашел большой учёный, и хозяин магазина спросил:
- Скажите, пожалуйста, самый короткий путь, чтобы я сильно не усердствовал и сразу попал в рай.
Ученый, посмотрел на него, а потом на магазин и принялся задавать вопросы: «Хороший магазин, какая у тебя тут аренда? С чего начинал? Сколько ты шел к этому?
Когда торговец принялся рассказывать, как он начинал с лавочки на базаре, затем расширялся, преодолевал много трудностей, а затем открыл этот большой магазин. И потратил на это 30 лет тяжелой и усердной работы.
Тогда ученый сказал:
- Разве ты не знаешь, что Аллах сказал, что этот мир быстротечен, тогда как ахират вечен? Человек должен распределять свои способности, силы и свое время рационально. Аллах обещает неисчисляемые милости за стремление к ахирату. Ты просишь меня показать тебе легкий путь к несметным благам рая, в то время когда ты потратил 30 лет для того, чтобы открыть этот магазин. Если ты для мирского столько времени и сил потратил, то сколько нужно потратить для вечной жизни? Это подобно тому, если к тебе придет человек с улицы и спросит о том, как ему можно за один день открыть такой же магазин. Каким будет твой ответ?
То же самое сегодня происходит и у нас, то есть, мы хотим очень много, но готовы уделять этому очень мало времени. Поэтому нам необходимо еще раз переоценить и переосмыслить то, что для нас действительно является ценным. Этот мир - наше временное пристанище. И нам надо стараться постоянно думать об ахирате. Когда все очень красиво выглядит, мы думаем что это наша основная цель, но, на самом деле, это просто ловушка, которая нас заманивает.
Как то, спросили одного упитанного человека:
- Какой из приказов Аллаха и какое дуа тебе любимы?
Он ответил:
- Приказ Аллаха, который я люблю выполнять это - «Ешьте и пейте из того, чем наделил вас Аллах» (2:60). А мое любимое дуа это - «О Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с небес» (5:114). Здесь мы видим, что человек посредством Кyр`ана стремится получить земные блага. В то время когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил рай, просил защиту от огня, просил искренности, чтобы приблизиться к всевышнему Аллаху. Он не просил для себя ни караванов, ни дворцов, ни серебра и ни золота. Были, конечно, некоторые сахабы (сподвижники), которые просили вещи этой дуньи для того, чтобы по причине этой вещи приблизиться к Аллаху.
Как то, в старину один царь позвал к себе того человека, который занимается перевозкой на ослах. Ему было сказано «проси все, что захочешь». На что он попросил себе осла. Ему было сказано «проси» больше. Он попросил «два осла». И так до десяти.
Точно также и с нами. Нам пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что мы можем просить у Аллаха все, что нам угодно, а мы, придя к Царю всех царей, просим ослов для себя. Пусть это будет 10 или 20, в то время когда мы можем попросить и скакунов, и последний майбах или ламборджини. То есть у нас есть возможность просить больше, чем то, что нам кажется ценным. Это и есть успешный бизнес. Поэтому наши дуа должны быть направлены на ахират, а не на дунью. Наши дуа должны быть такими искренними, как когда мы просим исцеления для своего ребенка, когда он болен. Ведь часто эта искренность появляется только тогда, когда на нас через мирское что-то влияет.
Максатбек Каиргалиев устаз Республиканской мечети «Хазрет Султан», редактор русской версии портала Muslim.kz
Источник: Специально для Muslim.kz