Битва у рва: торжество веры над маловерием
Вероятно, самой значительной победой в истории ислама была Битва у рва — столкновение войска мусульман с армией мекканских язычников и иудеев, произошедшее в марте-апреле 627 года вблизи города Медина. Это сражение интересно тем, что в военном плане оно не является чем-то уникальным. Гораздо более важно то, что малочисленная группа мусульман, благодаря силе своей веры, находчивости и выдержке, смогла одолеть коварство и злобу своих врагов.
Распространение ислама среди племен Аравии, начавшееся после хиджры (переселения в Медину) пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 622 году, стало серьезно беспокоить его противников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень быстро приобрел уважение и авторитет в Медине, особенно после того, как разработал особое соглашение, известное как Мединская конституция — оно регулировало взаимоотношения между племенами.
Самым большим иудейским племенем Медины были Бану Надир. Первоначально иудеи согласились соблюдать предложенный Мухаммадом (мир ему и благословение) договор, но позднее начали плести интриги и вести секретные переговоры с язычниками Мекки. Узнав о происках мединских иудеев, Посланник (мир ему и благословение) осадил Бану Надир в их квартале. По условиям капитуляции они должны были покинуть город.
После этой неудачи вожди Бану Надир прибыли в Мекку, где достигли соглашения с язычниками о совместном походе против мусульман. В Мекке лидером многобожников был Абу Суфьян. Он собрал армию примерно из шести тысяч своих сторонников. К ней присоединилось также несколько арабских племен, враждебно настроенных к мусульманам. Общая численность войска язычников и иудеев доходила до 10 тыс. человек. Мусульмане могли выставить всего 3000 воинов.
Узнав, что ненавистники объединились против мусульман, те приняли решение о подготовке Медины к войне. Город был достаточно хорошо укреплен, кроме одного места, через которое могли прорваться враги. Среди мусульман был перс по имени Салман Фариси, опытный и много повидавший человек. Он предложил выкопать ров в наиболее слабом месте. Несмотря на то, что подобных укреплений в Аравии никогда не сооружали, большинство верующих поддержало идею Салмана.
Строительство рва продолжалось шесть дней. Сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение) принимал активное участие в работах. Тахия аль-Исмаил, автор книги «Жизнь Мухаммада», пишет:
«Однажды, когда он разбивал киркой большой камень, оттуда вспыхнул яркий свет. Сподвижники спросили его, что это за свет, он же улыбнулся и сказал, что это — хорошая весть о том, что придет день, и свет ислама воссияет над землями, принадлежащими тогда хосрою (правителю. — Авт.) Персии и императору Византии. И мусульмане обратились с молитвой к Великому Аллаху. Персидская империя и Византия тогда были огромными силами, господствовавшими в мире… Услыхав об этом, лицемеры, иудеи и язычники стали смеяться. Они нашли эти слова смешными и везде и всюду передавали их, даже не догадываясь, что многим из них суждено стать свидетелями правдивости предсказания Мухаммада (мир ему и благословение). Они говорили: „Мусульмане на грани уничтожения, их вот-вот сотрут с лица земли, а Мухаммад рассказывает им о том, что земли Византии и Персии будут принадлежать им, и они, глупцы, верят ему“. Менее чем через три года после смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение) эти пророческие слова больше не казались шуткой, а стали свершившимся историческим фактом».
Среди мусульман была группа лицемеров, которые больше волновались за свою жизнь и богатство, чем о благе уммы. Они распространяли слухи, смущавшие умы людей. Именно о лицемерах говорится в Кyр`ане:
«Аллах знает тех из вас, которые отвращают людей от участия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: „Идите к нам!“ Они принимают в войне ничтожное участие, поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Аллах сделал тщетными их деяния» (33:18–19).
Прибывшее к Медине войско язычников и иудеев было весьма удивлено, увидев ров там, где они планировали атаковать город, и некоторые из них пришли в уныние. Поход, казавшийся легким и обещавший большую добычу, превращался в трудновыполнимое предприятие. Противники мусульман несколько раз предпринимали попытки прорвать оборону со стороны рва, но были обстреляны лучниками. В один из дней осады Медины, мекканец Амр ибн Абу Вадд вызвал на поединок Али ибн Абу Талиба, будущего праведного халифа. Амр был известным воином, однако в схватке проиграл Али и был убит, что вызвало смятение в рядах многобожников.
В войске мекканцев было немало представителей арабского племени гатафан. Один из авторитетных членов племени, Нуайм ибн Масуд, втайне принял Ислам. Он предложил посланнику Аллаха (мир ему и благословение) план, который позволил бы внести раздор в ряды язычников и иудеев. Ибн Масуд тайно побывал в лагерях каждого племени и, поговорив с вождями, сумел настроить их друг против друга.
В дни, когда решалась судьба Медины, в городе и его окрестностях установилась необыкновенно холодная и ветреная погода. Ураганный ветер срывал палатки осаждающих, вызывая у них суеверный ужас. Об этом событии в Священном Кyр`ане сказано:
«О те, которые уверовали! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели. Аллах видит то, что вы совершаете» (33:9).
Когда ураган утих, на месте, где стоял лагерь врагов ислама, была лишь безжизненная пустыня. Армия язычников и иудеев бежала, не оставив и следа. По свидетельству очевидцев, в Битве у рва погибло всего несколько мусульман и не более десятка их противников. Сражение, вероятно, было одним из самых «малокровных» в истории, но моральная победа мусульман была колоссальной. В этой битве лицемеры и язычники были унижены не силой оружия, а силой веры и упования на Аллаха, которая укрепляет сердца мусульман.
Об этом тяжелом испытании для общины мусульман так говорится в Кyр`ане:
«Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе. Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению» (33:10–12).
Вскоре после Битвы у рва мусульмане выступили в поход, чтобы наказать племя Бану Курайза, ставшее причиной этой войны. Успех этой военной операции был полным и привел к усилению исламского призыва в Аравии. Новую религию стали принимать в самых дальних уголках региона. Спустя два года после знаменательной битвы, в 630 году, мусульманская армия без боя взяла Мекку, навсегда покончив с главным оплотом многобожников в Аравии.
Александр Степанченко
По материалам: https://islam.plus/