Авторское право с позиции Шариата
Интеллектуальная собственность – это закреплённое законодательством право человека на результаты своей интеллектуальной деятельности.
Согласно мировой практике, авторы произведений искусства, изобретений или научных открытий обладают исключительным правом на пользование итогами своей деятельности. Например, если кто-то напишет книгу, то именно он имеет право на её издание, а также получение прибыли с её выпуска.
Среди исламских учёных нет единого мнения по вопросу отношения к такому виду собственности.
Одна группа алимов не признаёт наличие авторского права как такового. По их мнению, Шариат ограничивает понятие собственности исключительно материальными объектами, на которые их владельцы имеют права.
В качестве основного довода эта группа богословов приводит тот факт, что ни в одном из авторитетных источников исламского права не существует прецедента, чтобы нематериальный актив воспринимался бы как чьё-либо имущество.
Во-вторых, они утверждают, что любое научное достижение или изобретение не может быть ограниченным для пользования всеми людьми, в то время как авторское право накладывает подобные рамки. Иными словами, любой человек, находящийся в поиске знаний, не должен сталкиваться ни с какими барьерами в этом. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял:
"Признаком приближения Судного дня будет исчезновение знания и распространение невежества, люди станут много пить вина и будет популяризировано прелюбодеяние" (Бухари).
Другие учёные признают интеллектуальную собственность, утверждая, что если человек потратил личное время или понёс финансовые расходы на написание книги или научное открытие, то он имеет первоочередное право на распоряжение им и извлечение выгоды. Сторонники такой точки зрения в противовес основному доводу своих оппонентов указывали на то, что ислам не ограничивает право собственности исключительно материальной составляющей. Например, если один верующий пришёл в мечеть раньше другого и занял себе место, то никто не вправе требовать от него, чтобы он освободил это место для кого-то другого.
Доводом этой группы алимов служит хадис, который гласит:
"Кто сделал что-то раньше других, это принадлежит ему" (Абу Дауд).
Однако стоит иметь ввиду, что этот риваят признан слабым, поэтому он не учитывается противниками авторского права.
Тем не менее, на Исламском конгрессе по фикху 1984 года в Кувейте была вынесена фетва о признании интеллектуальной собственности с опорой на вышеприведённый хадис.
В разных государствах срок действия авторского права может отличаться. Соответственно, в случае смерти правообладателя право на распоряжение интеллектуальной собственностью и извлечение из этого выгоды получают его наследники. В случае же с распределением гонорара доли наследников должны соответствовать нормам наследственного права в исламе.
А Аллаху известно лучше!
По материалам: https://islam.global/