Асма бинт Язид ибн Сукан аль-Ансари

31 январь 2019 1920 0
Режим чтения

Это сподвижница была родом из племени Авс (одно из знатных племён Медины, принявшее Ислам) из бану Абду Ашхл. Асма приняла Ислам перед Мусабом ибн Амиром. Она – обладательница многочисленных достоинств: ума, набожности, мужества, смелости, терпения и огромной веры, сподвижники хорошо отзывались о ней. Кроме того Асма была одной из передатчицей хадисов.

Ибн Хаджар Аскаляни (да будет доволен им Аллах) передает её родословную в книге «аль-Исабат»: «Асма бинт Язид ибн Сукан ибн Рафи ибн Имра Каийс аль-Ансари. Рекомендуется при упоминании её родословной указать, что она сходится с родословной Муаза ибн Джаабаля на их предке Имре Каийсе ибн Язиде ибн Абду аль-Ашхле, она дочь дяди Муаза ибн Джабаля.

Асма была замужем за Абу Саидом ибн Имаром аль-Ансари, а его мать звали Сааду бинт Хузайма ибн Масуд аль-Ашхалияти.

Женщины, знавшие о её качествах, отправляли её как свою представительницу с различными вопросами к Пророку Мухаммаду ﷺ. Асма обладала даже большим красноречием, чем сподвижники, хорошо знала язык и умела хорошо объяснять. По мере возможностей обучалась Кyр`ану и хадисам, благодаря чему её прозвали «проповедник женщин».

Асма бинту Язид была одной из первой, принявшей присягу в истории Ислама среди женщин-ансаров. Ибн Саду сообщил от ибн Катада:

«Первыми женщинами, принявшими присягу, были Умму Саду ибн Муаз Кабшату бинт Рафи, Асма бинт Язид ибн Сакан, Хава бинт Язид ибн Сакан».

Асма очень гордилась этим фактом, говоря:

«Я первая приняла присягу у Пророка ﷺ».

И её присягу отличала огромная искренность и честность.

Асма была любознательной и всегда задавала вопросы. Пробыв долгое время в доме Пророка ﷺ, она передала хадисы, количество которых достигает 81, став этим самым одной из передатчиц хадисов.

В книге «Хульяту Авлия» об Асме бинт Язид сообщается, что она слышала, как Пророк ﷺ говорил: 

«Не сказать ли вам, кто лучше из вас?»

Они ответили: «Да, о Посланник Аллаха ﷺ».

Пророк ﷺ сказал:

«Лучший из вас тот, при виде которого вспоминают об Аллахе».

Безусловно, лучшие это те, чья речь была направлена на возвеличивание Ислама, спасение людей и облагораживание их нравов, а не ради мирского и себя.

Говоря о сподвижниках из ансаров, мы в первую очередь вспоминаем и о качествах, которые они приобретали, благодаря близости к Пророку ﷺ. Получая его баракат, они и сами становились похожими на него. Щедрость - это прекрасное качество, которое отличало ансаров, Аллах ниспослал баракат на их еду. Так, ибн Асакир в книге «Тарих» приводит с иснадом от Асмы бинт Язид, что она сказала:

«Однажды я увидела Пророка ﷺ в нашей мечети, он пришёл в наш дом и я принесла ему мясо и сыр, предложив угоститься. Он сказал своим сподвижникам: «Ешьте с именем Аллаха». Пророк ﷺ, его сподвижники и все, кто находился в доме, поели. Асма сказала: «Клянусь Аллахом, я увидела, что хлеб и мясо остались будто нетронутыми из-за бараката Пророка ﷺ, а ело около сорока человек. Затем Пророк ﷺ выпил воду из моей посуды и ушёл. А я потом из этой посуды напоила больного, который выпил воду, надеясь на баракат Пророка ﷺ».

Сердце Асмы, как и других ансаров, было переполнено любовью ко Всевышнему и Его Посланнику ﷺ. Когда до неё дошла весть о смерти на пути Аллаха её отца, брата, дяди и двоюродного брата в битве при Ухуде, она вышла навстречу Пророку ﷺ посмотреть, невредим ли он. Когда она его увидела, то сказала, что любая беда, не коснувшаяся Пророка ﷺ, ничтожна.

Она принимала участие в боевых походах, оказывая помощь раненым сподвижникам. После смерти Пророка ﷺ она приняла участие в сражении «Ярмук» в Сирии, продолжая сражаться даже в самых ожесточённых битвах между противниками. Асма вытаскивала жерди, на которых держались палатки, и отправлялась бить ими римлян. На её счету в тот день оказались убитыми девять римлян.

После этого сражения Асма, которой понравилась прекрасная Сирия, осталась жить там. Она начала обучать женщин, рассказывала хадисы, которые сама узнала от Пророка ﷺ.

Прожила Асма бинту Язид ибн Сукан аль-Ансари до правления Абду Малика ибн Марвана. Смелая сподвижница Пророка ﷺ умерла в 69 году по хиджре и похоронена в Дамаске. Да будет доволен ею Аллах! Амин.

 

Анвар Мусаев (в написании статьи использовались книги «аль-Исабат», «Хульяту Авлия» и другие)

По материалам: http://islamdag.ru/

Комментарии Вход