Абдаллах ибн Суваб

16 июль 2019 1381 0
Режим чтения

Абу Муслим поклонялся Аллаху с таким усердием, что в конце концов сам стал говорить: «Если бы я даже увидел воочию Рай или Ад, я не смог бы делать больше» (‘Усман ибн Абу ‘Атика)

Аравийский полуостров облетела весть о том, что после возвращения из хаджа, который потом получил название прощального, Посланник Аллаха заболел и слёг. И шайтан стал наущать аль-Асвада аль-’Анси, побуждая его вернуться к неверию,  после того как он уверовал, и возвести ложь на Аллаха. И он объявил своим соплеменникам, что он пророк, посланный Всевышним Аллахом.  

Аль-Асвад аль-’Анси был человеком очень сильным, с могучим телом и чёрной душой. Он просто излучал зло. Во времена невежества он занимался предсказаниями и умело обманывал людей. При этом он был красноречивым, умел произносить цветистые речи и изъясняться так, что ему без труда удавалось играть умами простых людей, умело преподнося им свою ложь.  

В то же время он склонял на свою сторону и влиятельных и знатных людей с помощью подарков и подношений.  

Перед людьми он появлялся только в чёрном, закрыв лицо чёрной тканью, намеренно окружая себя ореолом мрачной таинственности и внушая людям благоговейный страх.  

Призыв аль-Асвада аль-’Анси распространился в Йемене молниеносно. Ему помогли в этом его последователи из числа его соплеменников из бану Мазхидж. В те времена это племя было самым многочисленным, влиятельным и сильным в Йемене.  

Помогла ему и его способность самостоятельно придумывать ложь, которую далеко не все могли распознать. В этом ему помогали самые умные и хитрые из его последователей.  

Аль-Асвад утверждал, что к нему приходит ангел небесный,  который приносит ему Откровение и сокровенное знание. Для того чтобы люди поверили ему, он использовал несколько путей. Например, он рассылал повсюду своих шпионов, которые следили за людьми и вызнавали их секреты, раскрывая тайные,  никому не известные стороны их жизни. И они старались узнать о людях всё, что можно, включая их боль и надежды. Одновременно они побуждали людей обращаться к аль-Асваду за помощью.  

Стоило человеку прийти к аль-Асваду, как тот уже сообщал ему о том, зачем тот пришёл и какие трудности и беды привели его к нему. Он демонстрировал людям, что знает все их секреты и ему хорошо известно то, что они скрывают в своих душах. И он проделывал на их глазах разные удивительные трюки,  которые приводили их в изумление и казались им чудесами, чем-то сверхъестественным.  

Очень быстро влияние его усилилось, и он приобрёл известность. У него появилось множество последователей. Собрав их, он пошёл сначала на Сану, а потом и на другие области Йемена и подмял их под себя. Аль-Асваду удалось подчинить себе все земли, лежащие между Хадрамаутом и Та-ифом и между Бахрейном и Аденом.  

Итак, аль-Асваду аль-’Анси покорилось множество людей и под его властью оказалась обширная территория. Он жестоко преследовал всех, кто осмеливался сказать ему слово поперёк. Он расправлялся с теми, кому Аллах даровал твёрдую веру и приверженность Его истинной религии, убеждённость в правдивости благородного Пророка и искреннюю преданность Аллаху и Его Посланнику. Это были люди, которые открыто, не таясь, произносили слово истины и противостояли ложному. Аль-Асвад жестоко преследовал их, подвергал страшным мучениям и безжалостно уничтожал.  

Среди тех, кому довелось испытать это на себе, был и ‘Абдаллах ибн Суваб, известный как Абу Муслим аль-Хауляни.  

Абу Муслим аль-Хауляни был человеком, беззаветно преданным своей религии, обладателем непоколебимой веры. С редкостным упорством открыто говорил он правду. Он был всей душой предан Аллаху, отвернулся от мира этого с его украшениями и был равнодушен к мирским благам. Он посвятил свою жизнь покорности Аллаху и призыву к Его религии, со спокойным сердцем обменяв тленное на вечное. И люди отвели этому человеку почётное место в своих душах, видя в нём чистого и богобоязненного человека, мольбы которого обычно не оставались без ответа.

Аль-Асвад аль-’Анси хотел уничтожить Абу Муслима, чтобы внушить страх всем тем, кто втайне или открыто противостоял его призыву, и нанести им сокрушительный удар.

Он велел сложить кучу дров на одной из площадей Саны и развести огромное пламя. Он велел людям собраться, чтобы посмотреть на то, как он будет «призывать к покаянию» факиха Йемена — усердно поклонявшегося Аллаху Абу Муслима аль-Хауляни, и побуждать его признать, что он, аль-Асвад, является пророком.

В назначенное время аль-Асвад пришёл на площадь, где  уже полыхал огонь. Его окружала стража и командующие его  войсками. Он сел на огромный трон, который поставили  специально для него напротив огня. На глазах у собравшихся к нему привели Абу Муслима аль-Хауляни. Когда он предстал  перед аль-Асвадом, лживый тиран бросил на него  надменный взгляд, потом посмотрел на бушующее прямо  перед ним пламя, после чего снова посмотрел на Абу Муслима  и сказал:  

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?  

— Да. Я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что он — господин посланников и последний из пророков, — ответил он.  

Аль-Асвад нахмурился и сказал:  

— А ты свидетельствуешь, что я — посланник Аллаха?  

Абу Муслим сказал:   

— Поистине, я глуховат и не слышу того, что ты говоришь…

Аль-Асвад сказал:  

— Тогда я брошу тебя в этот огонь!  

Абу Муслим сказал:  

— Если ты сделаешь это, то с помощью этого огня, растопкой для которого служат дрова, я уберегусь от Огня, растопкой для которого являются люди и камни, а над ним — ангелы, грубые,  сильные, они не ослушиваются Аллаха в том, что Он повелел им, и делают то, что им велено…  

Аль-Асвад сказал:  

— Я не стану спешить и дам тебе ещё одну возможность хорошенько подумать.  

И он снова спросил Абу Муслима:  

— Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад — Посланник Аллаха?

Он ответил:  

— Да, я свидетельствую, что он — раб Аллаха и Его Посланник и что Аллах послал его с религией верного руководства и истины и запечатал его посланием все предыдущие послания.  

Аль-Асвад разгневался ещё сильнее и спросил:  

— А свидетельствуешь ли ты, что я — посланник Аллаха?  

Абу Муслим сказал:  

— Разве я не говорил тебе, что я глуховат и не слышу эти твои слова?!

Аль-Асвада окончательно разъярил его решительный ответ и его спокойствие и невозмутимость. Он уже собрался приказать бросить Абу Муслима в огонь, но один из его приближённых подошёл к нему и шепнул в ухо:  

— Поистине, этот человек, как тебе известно, обладает  чистой душой, и Аллах отвечает на его мольбы. И поистине,  Всевышний Аллах никогда не оставит без помощи верующего,  который остаётся предан Ему даже в самые трудные часы. И если ты бросишь его в огонь и Аллах спасёт его от этого огня, то ты в одно мгновенье разрушишь всё, что построил, и сам подтолкнёшь людей к тому, чтобы они перестали верить в твою пророческую миссию. А если он сгорит в огне, то люди только больше полюбят его и станут превозносить его больше, чем прежде, считая его мучеником. Лучше помилуй его и отпусти, и изгони его из своей земли, и тогда ты избавишь от него нас и сам сможешь отдохнуть от него.  

Аль-Асвад послушал своего приближённого и велел Абу Муслиму немедленно покинуть его земли.  

Абу Муслим аль-Хауляни отправился в Медину. Он мечтал встретиться с Посланником Аллаха. Он уверовал в него, не видя его, и теперь желал удостоиться чести быть его сподвижником. Однако когда он добрался до окрестностей Медины, то узнал, что Посланник Аллаха уже скончался и Абу Бакр ас-Сыддик стал халифом мусульман вместо него.  

Абу Муслима глубоко опечалила кончина благородного Пророка.  

Прибыв в Медину, Абу Муслим направился в мечеть Посланника Аллаха. Он опустил верблюдицу на колени и привязал её недалеко от входа в мечеть, после чего вошёл в мечеть и призвал благословение на Пророка. Потом он встал поближе к одному из столбов мечети и начал совершать молитву.  

Когда он закончил молиться, к нему подошёл ‘Умар ибн аль- Хаттаб и спросил:  

— Откуда ты?  

Он ответил:  

— Из Йемена.  

‘Умар спросил:  

— Как поживает ваш товарищ, для которого враг Аллаха развёл огонь, а потом Аллах спас его от этого огня?  

Абу Муслим ответил:

— С ним всё в порядке по милости Аллаха.

‘Умар сказал:  

— Заклинаю тебя Аллахом, скажи, ты и есть тот человек?  

Он ответил:  

— Да.  

Умар поцеловал его между глаз и спросил:  

— Знаешь ли ты, что сделал Аллах с Его врагом и твоим врагом?  

— Нет, я ничего не знаю о нём с тех пор, как покинул Йемен, — ответил Абу Муслим.

‘Умар сказал:  

— Аллах погубил его руками уцелевших искренних верующих и опрокинул его царство и вернул его последователей в лоно религии Аллаха.  

— Хвала Аллаху, Который не забрал меня из этого мира, пока не порадовал меня его гибелью и возвращением обманутых жителей Йемена в ислам! — сказал он.

‘Умар сказал ему:

— И я восхваляю Аллаха, Который показал мне в общине Мухаммеда человека, с которым сделали то же, что в своё время сделали с халилем Милостивого, нашим праотцом Ибрахимом.  

С этими словами ‘Умар взял его за руку и отвёл его к Абу Бакру. Войдя к нему, Абу Муслим поприветствовал его, назвав его халифом, и присягнул ему. Ас-Сыддик усадил его между собой и ‘Умаром и вместе они послушали его историю с аль-Асвадом аль-’Анси.

Некоторое время Абу Муслим аль-Хауляни прожил в пресветлой Медине, почти не покидая мечеть Посланника Аллаха.  

Он много раз молился в ар-Рауде между минбаром Посланника Аллаха и его могилой и постарался перенять как можно больше знания у таких сподвижников, как Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, Абу Зарр аль-Гифари, ‘Убада ибн ас-Самит, My’аз ибн Джабаль и ‘Ауф ибн Малик аль-Ашджа’и.

Потом Абу Муслим решил переселиться в Шам. Ему хотелось находиться вблизи границ, чтоб участвовать вместе с остальными мусульманами в походах против византийцев и получить награду за несение дозора на пути Аллаха.  

Когда халифом стал Му’авия ибн Абу Суфьян, Абу Муслим стал часто приходить к нему и посещать его собрания.

До нас дошли рассказы, главными героями которых были Абу Муслим и Му’авия. Эти рассказы подтверждают, какое высокое место занимали эти два человека и сколь достойными и благородными они были.  

Однажды Абу Муслим зашёл к Му’авии и обнаружил, что тот сидит в окружении людей, среди которых были государственные мужи, командующие войсками и другие влиятельные люди. Видя,  что они относятся к Му’авии с величайшим почтением и возвеличивают его как только могут, Абу Муслим испугался за него и обратился к нему со словами:

— Мир тебе, о аджир верующих!  

Люди повернулись к нему и сказали:

— Амир верующих, о Абу Муслим…

Но он не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:  

— Мир тебе, о аджир верующих!  

Люди опять сказали:  

— Амир верующих, о Абу Муслим…

Но он опять не обратил на их слова ни малейшего внимания и снова сказал:  

—  Мир тебе, о аджир верующих!  

Люди опять хотели поправить его, но Му’авия сказал:

— Оставьте его. Он лучше знает, что говорит.  

Абу Муслим подошёл к Му’авии и сказал:  

— Поистине, после того, как Аллах дал тебе власть над людьми, ты подобен наёмному работнику, которого наняли, чтобы он пас овец, и обещали ему награду при условии, что он будет заботиться об овцах и стеречь их, стараясь, что бы у них была хорошая шерсть и много молока. Если он выполнит эту работу согласно договору, так что маленькие овцы вырастут, истощённые нагуляют жир, а больные поправятся, то наниматель даст ему обещанную плату и даже добавит ему. А если он не будет заботиться об овцах и ухаживать за ними, так что истощённые погибнут, жирные исхудают, и их шерсть и молоко пропадут, то наниматель не даст ему обещанную плату, а разгневается на него и накажет его… Выбери же для души своей то,  в чём благо и награда для тебя.  

Му’авия, который всё это время сидел, понурив голову, поднял её и сказал:  

— Да воздаст тебе Аллах благом и от меня и от паствы, о Абу Муслим. Мы знаем тебя только как человека, искреннего по отношению к Аллаху и Его Посланнику и ко всем мусульманам.  

Абу Муслим однажды присутствовал на пятничной молитве в мечети Дамаска, и повелитель верующих Му’авия произносил проповедь и напомнил людям о том, что он велел им прокопать новое русло для реки Барада, чтобы её вода очистилась.  

Абу Муслим обратился к нему из толпы:  

— Вспомни, о Му’авия, о том, что ты сегодня-завтра  умрёшь и что дом твой — одна из могил. И если ты придёшь  туда с чем-то, то и там у тебя будет что-то, а если ты  придёшь туда с пустыми руками, то там у тебя ничего не  будет. И поистине, я прошу Аллаха уберечь тебя, о Му’авия,  от того, чтобы ты считал, что правление халифа — это рытьё  рек и собирание богатства. Поистине, быть халифом — значит  трудиться во имя истины и говорить справедливо и искренне и поступать с людьми так, чтобы Всевышний Аллах был доволен тобою… О Му’авия, поистине, мы не станем обращать внимания на мутную воду, если исток нашей реки будет чист, и поистине, ты — исток реки нашей. Прилагай же усилия для того,  чтобы оставаться чистым… О Му’авия, поистине, если ты поступишь несправедливо хотя бы с одним человеком, то твоя несправедливость по отношению к нему уничтожит всю твою справедливость. Остерегайся же несправедливости, ибо поистине,  несправедливость обернётся густым мраком в Судный день.  

Когда Абу Муслим завершил свою речь. Му’авия спустился с минбара, подошёл к нему и сказал:  

— Да помилует тебя Аллах, о Абу Муслим. И да вознаградит Он тебя наилучшим вознаграждением.

В другой раз Му’авия поднялся на минбар и начал произносить проповедь. А к тому времени он уже два месяца не выдавал людям то, что им причиталось. Абу Муслим обратился к нему со словами:  

— О Му’авия, поистине, это имущество принадлежит не тебе и это не имущество твоих родителей. По какому же праву ты удерживаешь его от людей?  

По лицу Му’авии было видно, что он разгневан, и люди смотрели на него, желая увидеть, что же он предпримет.

Му’авия жестом велел людям оставаться на месте, после чего спустился с минбара, совершил малое омовение, вылил на себя немного воды, после чего вновь поднялся на минбар, восхвалил Всевышнего Аллаха должным образом и сказал:  

— Поистине, Абу Муслим упомянул о том, что это имущество не принадлежит мне и оно не принадлежало моим родителям. Абу Муслим сказал правду. И поистине, я слышал, как Посланник Аллаха говорил: "Гнев P от шайтана, а шайтан сотворен из огня, а вода тушит огонь. И когда любой из вас гневается, пусть он омоется". О люди! Подойдите и возьмите то, что вам причитается с благословения Всевышнего Аллаха.  

Да воздаст Аллах Абу Муслиму аль-Хауляни наилучшим воздаянием! Поистине он был уникальным примером человека,  открыто говорящим правду.  

И да будет доволен Аллах Му’авией ибн Абу Суфьяном,  который являл собой прекрасный пример возвращения к слову истины.

 

По материалам: http://muhammad-mustafa.ru/

Комментарии Вход