Первый переводчик Корана
 Первый переводчик Корана

Сальман Фариси был великим сподвижникоми мы хотели бы познакомить наших читателей с жизнью этого легендарного сахаба.

Предоставим слово самому Салману. 

Ибн ‘Аббас передал, что Сальман Фариси рассказывал ему: «Я был молодым персом из Исбахана, из деревни Джай. Мой отец был старостой этой деревни, и он любил меня сильнее всех из творений Аллаха. С течением времени его любовь ко мне становилась все сильнее и сильнее, пока он, в конце концов, не закрыл меня в доме, подобно тому, как это делают с молодыми девушками. Я был настолько усердным маджусом(огнепоклонником), что стал хранителем огня, которому мы поклонялись. Мне было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, ни днем, ни ночью. У моего отца было богатое поместье, и как-то   раз, постройка не позволила ему отправиться в свое имение, и он сказал мне: «О, сынок, дела задержали меня, поэтому отправляйся туда сам и займись его делами». Я сразу же выступил в путь.

Через некоторое время я увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, я услышал голоса молящихся там людей, что привлекло мое внимание. До этого я ничего не знал о религиях, потому что отец долгое время держал меня дома взаперти. Услышав голоса молящихся в церкви, я вошел в нее, чтобы посмотреть, что они там делают. Когда же я увидел их, их молитва мне понравилась, и я захотел принять их религию. Я сказал:«Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии». Клянусь Аллахом, я оставался в церкви, до заката солнца, так и не добравшись до отцовского имения. Потом я спросил этих людей: «Где источник этой религии?» Они ответили: «В Шаме». Под покровом ночи я вернулся домой, где меня встретил отец, и, спросив меня, что я сделал, сказал: «Развея не велел тебе сделать то-то?» Я ответил: «О, отец! Я зашел к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце». Отец сказал: «О сынок, нет в этой религии блага! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!»Я возразил отцу: «Нет! Клянусь Аллахом, их религия лучше нашей!» Отец испугался моих слов.

Опасаясь, что я стану вероотступником, он заточил меня в доме, надев на ноги кандалы. При первойже возможности я попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в Шам, обязательно дайте мне знать об этом». Совсем скороу христиан остановился караван, который держал путь в Шам. Получив сообщение об этом, мне удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, с которым потом прибыл в Шам. Я начал расспрашивать там людей: «Кто у вас здесь самый сильный в этой религии?» Мне ответили: «Это епископ,настоятель церкви».Я пришел к нему и сказал: «Я хочу принять вашу религию, и желаю быть с тобой, чтобы прислуживать тебе и обучаться у тебя». Он сказал: «Входи!» Я вошел к нему и поступил на службу. Однако оказалось, что он был плохим человеком. Он побуждал своих прихожан делать пожертвования, и присваивал эти деньги себе, не давая ничего нуждающимся. Таким образом, ему удалось собрать семь больших кувшинов с золотом. Увидев то, что он делает, я возненавидел его сильнейшим образом. После его смерти, когда христиане собрались для похорон, я сказал им: «Поистине, он был плохим человеком. Он приказывал вам делать пожертвования, обещая за это награду. А когда вы приходили с деньгами, он присваивал их себе и ничего не давал нуждающимся». Они спросили: «А откуда тебе это известно?» Я сказал: «Могу показать вам его сокровища». Я показал им место, где он прятал деньги, и они извлекли из тайника семь кувшинов, наполненных золотом и серебром. Увидев это, люди воскликнули: «Клянемся Аллахом, мы не будем хоронить его!» Затем они распяли тело на кресте и забросали его камнями. Вскоре после этого они избрали епископом другого человека. Он совершал молитвы, и не было более аскетичного и усердного в поклонении, чем он. Я очень сильно его полюбил и привязался к нему, находился с ним некоторое время. Когда же он умирал, я сказал ему: «Поистине, я был с тобой и любил тебя сильнее всех, а сейчас с тобой случилось то, что случилось. Так с кем ты мне посоветуешь быть после тебя?» Он ответил: «О сынок, клянусь Аллахом я не знаю никого из людей, кто был бы на том же,что и я, кроме одного человека, проживающего сейчас в Маусыле. Истина с ним!»

Когда он умер, я пришел к человеку из Маусыля. Придя к нему, я рассказал свою историю, и он сказал: «Оставайся у меня». Через некоторое время я убедился, что это наилучший человек. Однако довольно скоро мой новый хозяин умер. Перед смертью я спросил его:«Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Путь СальманаФариси к Исламу

К кому же ты посоветуешь мне отправиться?»Он сказал: «О сын, клянусь Аллахом, я знаю только одного человека, подобного нам. Он живет в Насыбине, следуй же к нему». Когда мой хозяин скончался, я пришел к человеку из Насыбина. Когда я рассказал ему свою историю и то, что завещал мне прежний хозяин, он сказал мне: «Оставайся у нас». Через некоторое время я обнаружил, что новый хозяин такой же добрый и порядочный человек, как и его предшественники. Клянусь Аллахом, что прошло совсем немного времени, как смерть настигламоего нового хозяина. Перед смертью я обратился к нему: «Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты можешь порекомендовать меня?» Он ответил мне:«О сынок, клянусь Аллахом, я не знаю никого, кто следует тому, чему и мы, кроме одного человека из ‘Умурийи, ступай же к нему!»

Я пришел к этому человеку и рассказал о себе. Он сказал мне: «Живи у меня». Клянусь Аллахом, пробыв у этого человека, я убедился, что он ничуть не хуже своих товарищей. У него я заработал несколько коров и овец. Однако затем пришло и его время предстать перед Аллахом. Когда он был при смерти, я сказал ему: «Поистине, я был с человеком, который когда умирал, сказал мне отправляться к другому, а тот мне велел другого, а этот посоветовал мне Вас. Кому ты порекомендуешь меня, и что прикажешь мне сделать?» Он ответил: «О сын мой, клянусь Аллахом, я не знаю никого на земле, кто истинно следовал бы нашей религии. Однако наступило время появления пророка, который будет послан с религией Ибрахима, который появится на земле арабов! Он переселится туда, где среди черных камней растут пальмы. Этот пророк будет обладать отличительными чертами: Он будет есть только то, что дарят ему, и не есть ничего из садакъа. На спине у него будет печать пророчества. Если ты можешь отправиться в эту страну, то сделай это!»

После его смерти я прожил в ‘Умурийи до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Кальб. Я сказал им: «Если вы возьмете меня с собой на землю арабов, то я отдам вам своих коров и овец». Они согласились взять меня с собой, и я отдал им свой скот. Когда мы достигли долины, лежащей между Мединой и Шамом, торговцы поступили со мной вероломно, продав одному человеку из иудеев в рабство. Я начал служить ему и делал это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник с Медины из племени БануКъурайза. Он купил меня у хозяина и взял с собой в Медину. Клянусь Аллахом, это был именно тот город, о котором мне рассказывал монах. В это время Аллах послал Своего посланника, который пробыл какое-то время в Мекке. Однако тогда мне ничего не было известно об этом, так как я был всецело занят рабским трудом. Вскоре пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал хиджру в Медину. Клянусь Аллахом,как-то   раз, находясь на верхушке пальмы, принадлежащей моему хозяину, я срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришел его племянник и сказал ему: «Аллах начал войну против племени БануКъайла (Аус и Хазрадж). Клянусь Аллахом, люди сейчас собрались в Къуба с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком».

Как только я услышал эти слова, меня охватила лихорадка, я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?! Что ты сказал?!» На этот мой поступок хозяин разгневался, ударил меня и сказал: «Тебе какое дело до всего этого?! Возвращайся к своей работе!» Я сказал: «Да нет, ничего, просто я хотел убедиться в том, что он говорит». Когда наступил вечер, я взял с собой то, что собрал и отправился к дому, где остановился посланник (мир ему и благословение Аллаха). Войдя к нему, я сказал: «Мнесказали, что ты праведный человек, и что с тобой твои сподвижники, которые нуждаются. Я принес с собой немного еды в качестве садакъа, так как считаю вас более достойными этого, чем кто-либо   другой». Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим сподвижникам: «Ешьте». Но сам есть не стал. Я сказал себе:«Это первый признак!» После этого я вернулся и стал собирать финики. Когда посланник(мир ему и благословение Аллаха) поселился в Медине, я вновь пришел к нему и сказал:«Я видел, что ты не ешь садака, и эти финики я дарю тебе, выражая свое почитание». Он поел фиников и повелел поесть своим товарищам. Я сказал себе: «Это уже два признака». После этого я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который находился на кладбище в Бакъи’, чтобы похоронить одного из своих сподвижников. Я увидел его сидящим и завернутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин. Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что я пытаюсь разглядеть что-то   на его спине, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сбросил с плеч свое одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Склонился к нему, поцеловал его и заплакал. И посланник Аллаха сказал мне: «Что случилось?» Я рассказал ему свою историю также, как я рассказываю ее тебе, о Ибн ‘Аббас. И посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха)был рад тому, что его сподвижники также услышали эту историю!»

Роль Салмана в Исламе 

Салману суждено было сыграть важную роль в сражениях зарождавшегося мусульманского государства. Во время битвы при Хандаке он показал  себя новатором в военной стратегии. Именно Салман предложил вырыть ров («хандак») вокруг Медины, чтобы удержать армию курайшитов. Когда Абу Суфьян, лидер мекканцев, увидел ров, он сказал: «Арабы еще не применяли такую стратегию до этого времени». После этого Салман участвовал во всех остальных военных походах Пророка. Он также находился вместе с Саадом при завоевании Ирака. После этой великой победы халиф Умар, учитывая знания Салмана об этой местности, выбрал его, чтобы тот определил место, на котором должен был быть построен город Куфа. 

Салман стал известен как «Салман Добродетельный». Он был ученым, который вел скромную и аскетичную жизнь. У него была всего одна накидка, которую он одевал и на которой спал. Он не искал себе пристанища под крышей, а останавливался под деревом или у стены. Однажды один человек спросил у Салмана: «Не построить ли мне тебе дом, в котором ты мог бы жить?» «Мне дом не нужен», — ответил Салман. Человек продолжал настаивать: «Я знаю, как должен выглядеть дом, который тебя устроит». «Опиши его мне», — попросил Салман. «Я построю тебе дом, в котором твоя голова ударится о крышу, если решишь встать, и в котором ноги ударятся о стену, если захочешь их растянуть». 

Позже, будучи правителем Аль-Мадаина (Ктесифона), города рядом с Багдадом, Салман стал получать жалование в пять тысяч дирхамов. Он раздавал эти деньги в качестве садаки, а сам жил на то, что зарабатывал своими руками. Когда некоторые люди приехали и увидели его работающим в пальмовых рощах, они сказали: «Ты являешься правителем этой местности, и тебе обеспечено жалование, так зачем же ты здесь еще работаешь среди пальм?» «Я люблю есть из того, что зарабатываю своими руками», - ответил Салман. 

Однако в своем аскетизме Салман не впадал в крайности. Передается, что однажды он посетил Абу Дарду, с которым Пророк (салляллахуалейхиуасаллям) связал его братскими отношениями. Он увидел, что жена Абу Дарды находится в жалком состоянии, и спросил ее: «Что с тобой?» «Твой брат не нуждается ни в чем в этом мире», — ответила она. Когда появился Абу Дарда, он поприветствовал Салмана и предложил ему еды. Салман сказал, чтобы и он отведал вместе с ним, однако Абу Дарда ответил, что постится. Тогда Салман поклялся, что не притронется к еде, пока Абу Дарда непоест.Салман остался у него на ночь. Ночью Абу ад-Дарда попытался встать, однако Салман придержал его и сказал: «О Абу ад-Дарда, твой Господь имеет над тобой право. Твоя семья имеет над тобой право, и твое тело имеет над тобой право. Отдавай же каждому из них должное».

Утром они совершили вместе намаз и пошли навестить Пророка (салляллахуалейхиуасаллям). Пророк (салляллахуалейхиуасаллям) поддержал Салмана в его словах. (Бухари)

Салман как великий ученый

Салман был известен своими обширными познаниями и мудростью. Али (радиаллахуанху) говорил, что он подобен Лукману Мудрому. А Каб аль-Ахбар сказал: «В Салмане знания и мудрость бьют через край. Он океан, который не пересыхает». Салман знал как священные христианские писания, так и Коран, в дополнение к его прошлым познаниям в зороастризме. Во время жизни Пророка (салляллахуалейхиуасаллям) Салман даже перевел некоторые части Корана на персидский язык. Тем самым он стал первым человеком, который начал переводить Коран на другой язык. (!) Руководствуясь его прецедентом, ханафитские ученые разрешили, читать намаз на других языках, для тех, кто на начальном этапе затрудняется читать намаз на арабском. Согласно наиболее достоверным источникам, он умер либо в 31-м, либо в 34-м году после хиджры в возрасте 250 лет, во время правления халифа Усмана (радиаллахуанху), в Ктесифоне, город близ Багдада. Поэтому, утверждения некоторых неосведомленных людей, что Салман Фарси и есть Арыстан Баб, и что он похоронен в Казахстане ошибочно.   

Абу Хурайра (радиаллахуанху) передает, что Пророк (салляллахуалейхиуасаллям) произнес следующий аят: «И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Коран, 47:38). Сподвижники спросили Пророка (салляллахуалейхиуасаллям): «О Пророк (салляллахуалейхиуасаллям), кто эти люди, о которых сказал Аллах и которыми Он может заменить нас? Что они не будут делать из того, что делаем мы?» Пророк (салляллахуалейхиуасаллям) положил свою руку на Салмана и сказал: «Это будет его народ. И даже если вера будет находиться близ Сураи (Плеяд), кто-то из числа персов заполучит ее»

Кто населял Куфу и Ирак? Кем был имам Абу Ханифа, Бухари, Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи (да будет доволен всеми ими Аллах)  все они были персами. Время стало свидетелем претворения слов Пророка (салляллахуалейхиуасаллям) в жизнь. Потомки персов распространили   Знания по всей земле.

date18.01.2013readCount2469printРаспечатать