Как уберечь экономику от новой волны кризиса?
Как уберечь экономику от новой волны кризиса?

Прогнозы макроэкономистов неутешительны - возможный дефолт нескольких стран еврозоны (отдельные индикаторы даже хуже, чем накануне прошлого кризиса) и продолжающееся сокращение кредитования реального сектора банками. Сейчас Казахстану необходимо осознать степень защищённости реальных как активов, так и самого сектора экономики. Для этого нужно критически проанализировать ситуацию в глобальной экономике и разрешить главную дилемму современности в отношении стратегических платформ: сохранить реалии ростовщической модели или раскрыть перспективы этической экономики, основанной исключительно на реальных активах.

Известно, что из более чем 400 трлн. оборота глобальной финансовой системы только десятая (!!!) часть приходится на денежную массу, обеспеченную реальными активами. Остальные 90% - это токсичный и спекулятивный капитал на счетах банков, инвестиционных компаний и ТНК, постоянно генерирующий в себе ростовщическую ренту и кризисные явления в целом. Эта масса своей доступностью отравляет экономические сознание и подавляет моральные ценности. Это очевидно. Удивительно, как мироздание до сих пор справляется с этой колоссальной опухолью?

В той малой 1/10 находится и 1 триллион исламских финансов, полностью привязанных к реальным активам. Кардинальное отличие его от обычного финансирования – это строгое соблюдение классической формулы (которая, как ни странно для незнающих, имеет божественное происхождение): прибыль поступает после продажи произведенного или приобретенного товара и представляет собой рост добавленной стоимости на реальные активы («деньги-товар-деньги»).

Этот постоянный и синхронный процесс воспроизводства и реализации товаров и услуг, где товарный эквивалент, денежная масса, перераспределяется финансовыми посредниками только целенаправленно и продуктивно, естественным образом формирует экономический и социальный прогресс. Как только в этой последовательности в силу субъективного начала, а именно подавления морали и этики, происходит системное нарушение и начинает создаваться искусственная стоимость за счет аккумулирования заемного процента (ростовщичество, риба), то в такой экономической матрице неизбежно зарождается «опухоль» кризиса и усиливается вирус социального неравенства.

Когда-то на заре цивилизации ростовщическая деятельность была чрезвычайно наказуемым и преступным деянием, об этом говорили все Писания Единобожия (Тора, Библия и Коран). Однако, общество, наука и глобальная экономика так «привыкли» за последние столетия к заемному проценту, что финансовый сектор постепенно отдалился от реальной экономики и по, по Канту, стал «вещью в себе и для себя».

Концентрация финансового капитала изначально в руках небольшой группы «избранных» способствовала разделению двух взаимосвязанных секторов некогда единой экономики – банковско-финансовый сектор отделился от реального. В настоящее время последний в силу отсутствия достаточной ликвидности и ограниченного доступа к источникам инвестиций уже не в состоянии обслуживать потребности основной массы населения (более половины человечества уже живет за чертой бедности).

Так уж получилось, что первоначальные моральные ценности остались основой только исламских финансов. Это вынужден был публично признать в 2010 г. даже Папа Римский. Благодаря строгому соблюдению фикх аль муамалат (части исламского права, занимающейся вопросами социально-экономических отношений в обществе) в середине 70-х годов прошлого века возник целый экономический сектор, когда на волне нефтяного кризиса появились Дубай Исламик Банк и Исламский Банк Развития.

Удивительный факт для многих западных экспертов - Исламский Банк развития (ИБР), объединяющий 56 стран-участниц, уже 10 лет стабильно поддерживает наивысший (zero-risk) кредитный рейтинг ААА от всех ведущих рейтинговых агентств. Для именитых аналитиков уникально то, что в окружении стран с множеством политических и экономических рисков, ИБР остается абсолютно безрисковым финансовым институтом. Как это вообще возможно, рациональное мышление не находит объяснения. Однако, факт остается фактом – полная приверженность модели «деньги-товар-деньги», где нет места ростовщичеству и соблюдаются моральные ценности и общечеловеческая этика, оставляет хоть какой-то шанс на выживание для земной цивилизации.

Я убежден, что именно «возвращение к истокам», т.е. адаптация экономический модели с подчинением финсектора нуждам реального сектора и на фундаменте нравственности, способно уберечь казахстанскую экономику от любого кризиса и вывести ее в ряд ключевых звеньев общемировой матрицы. Мы, ответственные сограждане, ученые, деловое сообщество, элита, все должны проникнуться необходимостью возврата к морально-этическим нормам в экономической деятельности.

Следует открыто признать, что по отношению к исламскому финансированию абсолютно ошибочно мистифицируется роль религиозных (идеологических) аспектов. На самом деле, они просто выступают в качестве этических правил и регулятивного элемента. Это придает консервативность и устойчивость всей таковой экономической системе. Исламское финансирование – это, прежде всего, этическое финансирование, исключающее ростовщичество и направленное исключительно на обслуживание хозяйственной цепочки реальной добавленной стоимости. Именно так и надо понимать основную цель исламского финансового сектора, но не как потенциальную «исламизацию» или навязанное продвижение узкорелигиозных целей, как представляют многие обыватели во всем мире.

А потому необходимо снять внутренние предубеждения и мысленные акценты со слова «исламское». Посмотрите - в западных странах появились общественные объединения на платформе Единобожия (общих духовных ценностей), где и мусульмане, и христиане, и иудеи объединяются против запрещенного заемного процента ради сохранения и стабильности своих национальных экономик. Неудивительно, что Глава государства Н.А.Назарбаев путем общепризнанной площадки Форума мировых религий продвигает идею межрелигиозного диалога и духовного согласия, и вдвойне важно то, что именно он является главным вдохновителем развития этической экономики, еще в 2002 г. впервые обсуждая вопрос внедрения исламского банкинга с одним из лидеров этой индустрии, д-ром Ахмедом Мохамед Али, бессменным руководителем Группы ИБР, затем в феврале 2009 г. и июле 2011 г. подписав новый закон об исламском финансировании и дополнения к нему, в том же 2009 г. открыв дорогу первому исламском банку в РК и в январе 2010 г. продекларировав планы формирования Регионального центра исламского банкинга в Алматы до 2020 г.. Именно Глава государства опять в октябре 2011 г. поставил перед правительством ряд важнейших поручений по развитию системы исламских финансов. Надеемся, что яркому примеру и вдохновению Лидера Нации последуют, в особенности, руководители финансово-экономического блока правительства.

В развитие вышеуказанных перспектив мировой реальной экономики, хотелось бы поделиться некоторыми соображениями.

Отрадно, что рассматриваемая модель полностью совпадает с принципами объединяющей идеи G-Global.В рамках этой платформы и для возврата к классическому товарно-денежному обороту важно изначально рассмотреть его структуру в пределах отдельных стран с дифференцированием их интеллектуально-технических компетенций (базиса знаний, технологий и человеческих ресурсов). Это значит, что должно состояться справедливое размещение (составление матрицы) мировых производительных сил с учетом тенденций и современного обустройства. Это должно быть вынесено на рассмотрение участников Экономической сессии Ассамблеи ООН.

Ключевые монетарные органы (в частности, Федеральная резервная система и Европейский центральный банк) должны прекратить бесконтрольную эмиссию необеспеченной денежно-бумажной массы, «вымывающей» сырьевые и людские ресурсы третьих стран. В идеальном варианте, будущий Центральный мировой банк, ответственный за макроэкономическую и монетарную политику, должен осознать свою роль в вышеуказанной матрице и производить эмиссию только в зависимости от темпов неденежного потребления, роста реального сектора и наличия ресурсной карты. И все это - исходя из общего консенсуса стран.

Чрезвычайно важно предотвратить конфликты, с одной стороны, между транснациональными корпорациями (ТНК), международными банками, контролирующими указанные финансовые перетоки, и, с другой стороны, потребностями национальных экономик. ТНК сейчас являются проводниками ростовщической идеологии и поднимают «рыночные» цены на свои ценные бумаги, все больше «прижимая» сырьевой сегмент спекулятивным капиталом и сверхприбылью.

Изоляция глобальных магнатов-ростовщиков от национальных ресурсных баз позволит сохранить реальное обеспечение национальных валют и всей структуры экономики. В этом направлении необходимо поддержать идею ИМРА (Исламское Международное рейтинговое агентство) по созданию межстранового рынка сертификатов Сукук, причем в национальных валютах, что укрепит их через реальный потенциал самих стран-эмитентов и предоставит возможность пилотного запуска всей рассматриваемой модели.

Необходимо также пересмотреть структуру формирования балансов предприятий, утвердить понятие «активы» только к средствам производства, прямым инвестициям и денежным активам как товарному эквиваленту (по реализации товаров и услуг). Следует официально запретить схемы начисления заемного процента (при этом без какого-либо их учета как активов) и все финансовые спекуляции, «стерилизовать» излишнюю денежную массу и утвердить уже апробированные торговые и партнерские механизмы финансирования.

Вторичные операции с ценными бумагами и их денежными эквивалентами должны осуществляться только в целях поддержания достаточной ликвидности, хеджирования рисков и без какого-либо спекулятивного элемента, со строгим наказанием в случае финансовых злоупотреблений и использования теневых схем. К слову, в настоящее время серьезным препятствием являются предубеждения и подозрения налоговых органов по отношению к сути исламского финансирования, им очень трудно понять весь финансовый механизм, полностью и совершенно прозрачно проводимый через оформление собственности (покупка-продажа) и генерирующий реальную добавленную стоимость. Иначе, например, для осуществления стандартных сделок Commodity Murabaha необходима не только фондовая, но и товарная биржа.

В методологии современной западной экономики нужно адаптировать все приоритеты и принципы исламского (этического) финансирования: продвижение торговли для насыщения спроса, все виды партнерства, взаимное страхование, прозрачность, разделение прибыли и убытков, управление рисками, запрет на спекуляции и насилие, запрет на финансирование аморальных и азартных видов деятельности, запрет на неопределенность.

Все эти предложения позволят переосмыслить экономические устои государства (подчеркиваю, без какой-либо угрозы его светскому устройству!). Однозначно, эти изменения усилят глобальную конкурентноспособность, укрепят реальное содержание и стабильность экономик через национальное самоопределение и сильную собственную валюту, нивелируют огромную разницу между богатыми и бедными и защитят человечество от постоянных кризисов («перепроизводства», «ликвидности» и т.д.), причем, самым естественным образом, поскольку все ликвидные денежные ресурсы будут работать только на благо мировой реальной экономики.

muslim.kz

Ерлан Байдаулет
date05.07.2012readCount2495printРаспечатать