Слышат ли мёртвые? «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает…»
Слышат ли мёртвые? «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает…»

Хвала Аллаху, Господу Миров. Данная тема стала актуальной с появлением в среде мусульман псевдосалафитских идей. Так, утверждавшие, что испрашивание шафаата (заступничества) является ширком (придание Всевышнему Аллаху сотоварища и подобия), одним из доводов указывали то, что мёртвые не могут слышать обращённых к ним слов. По их логике получалось: раз мёртвые не слышат, значит, обращающийся к ним придаёт им сифат (качество) Аллаха – Всеслышание, тем самым совершает ширк. Эти люди утверждают, что именно их точка зрения истинна, и это является мнением ахлу сунны, а всё остальное – выдумки заблудших.

Так давайте посмотрим, каково же на самом деле мнение учёных ахлу сунны? Опираться, иншааллах, мы будем на тафсир одного из самых выдающихся толкователей Корана – Ибн Касира.

Итак, имам, мухаддис Абу аль-Фида, Ибн Касир аш-Шафии ад-Димашки (701–774 х./1301–1373 м.) в тафсире 53 аята суры «ар-Рум» сказал:

«Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) привела как довод данный аят: «Поистине, ты не заставишь слышать мёртвых», – против того, что рассказал Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к убитым, сброшенным в колодец Бадра, через три дня после их смерти,упрекал их и бранил. (Бухари)

Умар (да будет доволен им Аллах) даже сказал ему: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я клянусь Тем, в чей власти моя душа, они слышат то, что я говорю, лучше вас, только они не отвечают». Аиша (да будет доволен ею Аллах) истолковала эти слова так: «Они сейчас знают то, что я говорю им, это истина». А Каттада (да будет доволен им Аллах) сказал, что Аллах оживил их для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), дабы они услышали то, что он говорит, чтобы «возбранить, упрекать и покарать их».

Правильным (достоверным) учёные считают именно мнение Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), так как многочисленные источники подтверждают его истинность. Самым известным доказательством является переданный Ибн Абдиль-Барром  хадис возведённый по цепочке к Пророку (мир ему и благословение Аллаха: «Какой бы человек не прошел мимо могилы своего брата мусульманина, которого он знал при жизни и не поприветствовал его салямом, Аллах вернет ему душу, ответить ему» (считается достоверным от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах)).

 Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил для своей уммы «салям»,  которым необходимо приветствовать погребённых на кладбищах, а именно: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Так обращаются только к тем, кто слышит и понимает. И если бы не это приветствие, можно было бы думать, что умершие – несуществующие или же неодушевлённые. И все  праведные предшественники единогласны в этом.

Поистине, уровня таватура (были рассказаны большим количеством людей) достигли асары о том, что мёртвый знает о посещении живого и радуется его приходу. Ибн Аби ад-Дунья передаёт в «Книге кладбищ» от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек приходит на могилу брата своего и садится возле него, тот отвечает ему и радуется его приходу до тех пор, пока он не встанет». Также передаётся от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в ней, его узнаёт, и если он приветствует умершего словами «Ас-саляму алейкум», тот на него отвечает».

Как мы видим, Ибн Касир говорит о том, что среди  праведных мусульман, живших в первые три века хиджры, было единогласие в том, что мёртвые слышат и понимают, когда к ним обращаются.

После того, как Ибн Касир привёл многочисленные асары по данному вопросу, в конце он говорит:

  В Исламе предусмотрено приветствие мёртвых, приветствие же тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, – абсурд.

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил свою умму, при виде могилы, произносить: «Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперёд и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам», – это есть и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, к которому обращаются, который разумен и отвечает на приветствие, несмотря на то, что дающий «салам» ответа не слышит. Но Аллах знает лучше».

[«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры 30, аят 53].

Как мы знаем, псевдосалафиты, как доказательство своего мнения, приводят аяты Корана, на поверхностный взгляд, утверждающие, что мёртвые не слышат. Итак, какой же на самом деле они несут в себе смысл? Являются ли они доказательством того, что мёртвые не слышат?

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять» (сура «ар-Рум» №30, аят 52).

Ибн Касир так толкует данный аят:

«Всевышний говорит: “Так же как ты не можешь заставить слушать мёртвых, которые в своих могилах, и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слышат, да ещё убегают от тебя, так же ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений”. Наоборот, это делает Аллах, поистине, Аллах своим могуществом заставляет мёртвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный, кого хочет, и сбивает, кого хочет. И нет ни у кого, кроме Него, такого могущества» [«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры 30, аят 52].

Следующий аят, это слова Всевышнего: «Не равны живые и мёртвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле» (сура «аль-Фатир» №35, аят 22).

Вот что говорит Ибн Касир о смысле этого аята:

«Всевышний говорит: “Как не являются равными слепой и зрячий, так и живые и мёртвые не являются равными, наоборот, они имеют огромные отличия. И так же, как не являются равными темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не являются равными живые и мёртвые”. Это пример, который приводит Аллах для муминов (уверовавших) – они же «живые» и для кафиров – они «мёртвые», подобно тому, как это приводится в словах Аллаха: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраке и не может выйти из него?» Также Аллах говорит: «Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помните назидание?»

Мумин – это зрячий, слышащий, тот, кто идёт по прямому, светлому пути в этом мире и на том свете, пока он не поселится в Раю, в котором есть сени садов и родники. Кафир же – это слепой, глухой, тот, кто идёт во мраке, из которого нет выхода. Он скитается в своих грехах и заблуждениях, пока это не приведёт его   в ад.

Также Аллах говорит: «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает», т.е. ведет человека к принятию доводов, «а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах» т. е., как мертвых, если они были кафирами, после их смерти и погребения бесполезно направлять на правильный путь, так и многобожников, которым предписан шакъават (попадание в ад). У тебя нет выхода на них (они обречены) и ты не можешь направить их на правильный путь» [«Тафсируль Кураниль Азым», 35:22].

Далее, это слова Всевышнего Аллаха: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять» (сура «ан-Намль», № 27, аят 80).

Ибн Касир говорит в толковании этого аята:


«То есть ты не заставишь их услышать что-либо полезное для них, как и этих (мушриков), на их сердцах покрывало, а в ушах глухота неверия» [«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры №27, аят 80].

Как мы видим, данные аяты не доказывают, что мёртвые не слышат, так как в них речь идёт о глухоте и слепоте неверующих. То есть эти люди слышат тебя, однако они не получают пользы от твоих слов, так же как обитатели могил слышат твои наставления, однако не могут извлечь из них полезного, поскольку они упустили время, когда можно было действовать.

По поводу же мнения Аиши (да будет доволен ею Аллах) Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатхуль Бари» говорит, что она изменила свою точку зрения на то, что мёртвые слышат. Основанием тому – переданный ею хадис: «Они (усопшие неверные) лучше слышат то, что я говорю, чем вы (живые)». Этот хадис, по достоверной цепочке, передал имам Ахмад в «Муснаде» (см. «Фатхуль-Бари», «Китаб аль-магази», раздел об убийстве Абу Джахля, в толковании хадиса, приведённом после хадиса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к усопшим неверным).

Итак, в этом вопросе нет никаких противоречий.  

 Абу Абдуллах Дагестани

date10.01.2013readCount2977printРаспечатать