Открытия пакистанца в Грузии
Открытия пакистанца в Грузии

«Вы индиец или пакистанец?» - спросил меня невысокий грузин, который позднее представился доктором, когда я выходил из единственной в Тбилиси лютеранской церкви, расположенной в северной части столицы.

«Пакистанец», - ответил я.

«Христианин?», - снова спросил меня грузинский доктор с длинными светлыми волосами, державший в руках поводок своей собаки.

«Нет, мусульманин», - ответил я.

«Вы верите в Иисуса?», - он задал мне еще один вопрос.

«Каждый мусульманин верит в Иисуса (Мир Ему)», - сказал я.

«Я знал, просто хотел удостовериться», - и улыбка расплылась на его лице.

Можно было видеть как мужчины и женщины, вне зависимости от пола, одетые в обычные европейские одежды, при виде церкви крестили свою грудь, идя пешком по улицам, проезжая мимо в такси или в автобусе, или же путешествуя на поезде. Это была не единственная беседа о религии во время моей десятидневной поездки в Тбилиси и по его окрестностям. Несмотря на десятилетия коммунистической власти, религия до сих пор является очень важным фактором в грузинском обществе. В отличии от западной и северной Европы здесь церкви выглядят ухоженно. На каждом перекрестке, на выходах из станций метро и, даже, вдоль шоссе.

Более дюжины церквей, которые я посетил в самом городе и вокруг Тбилиси не кажутся пустыми, как они выглядят в западной и северной Европе. Хотя там людей и немного, но, по крайней мере, они не пустуют.

Религиозный аспект

Большинство грузин православные, за которыми идут католики, православные армяне, лютеране и мормоны. Ислам является второй по числу верующих религией в Грузии, а за ним следует Иудаизм. Также есть представители других вероисповеданий, таких как сигхи, индуисты, бахаи, однако их очень мало.

Гранича с могущественной Россией на севере, с Турцией и Арменией на юге, с Азербайджаном на юго – востоке и Черным море на западе, Грузия расположена на перекрестке между Западной Азией и Восточной Европой.

В стране проживает пять миллионов человек, из которых, по разным данным, мусульмане составляют от 9.9 до 10.5 процента общего населения Грузии.

Здешние мусульмане утверждают, что их количество в Грузии достигает почти одного миллиона человек, однако местные грузины не подтверждают этой цифры. Согласно независимым источникам, количество мусульман в Грузии варьирует от 400.000 до 500.000 человек.

По словам Георгия Саникидзе, директора Института востоковедения Академии Наук Грузии в Тбилиси, при Царе русская администрация в основном по стратегическим соображениям, сделала попытку изменить демографический баланс в некоторых пограничных регионах Грузии путем поощрения миграции христиан. Эту попытку посчитали успешной лишь частично, в связи с чем, она была вскоре отменена.

Большинство мусульман проживает в городах и селах, граничащих с Турцией и Азербайджаном, и имеют корни в турецком и азербайджанском происхождении. Есть, конечно, грузины, недавно принявшие ислам, однако их количество исчисляется сотней человек.

Несколько грузинок также приняли Ислам, выйдя замуж за мусульман из Индии и Пакистана, обосновавшихся в Грузии в деловых целях.

Мечети в Грузии работают под руководством Управления мусульман Грузии, основанного в мае 2011 года. В 2010 году Турция и Грузия подписали соглашение, по которому Турция обеспечивает финансирование и экспертную оценку по реставрации в Грузии трех мечетей и строительство четвертой.

В Грузии две основные группы мусульман. Этнические мусульмане Грузии являются суннитами ханафитского мазхаба и концентрировано проживают в Автономной Республике Аджария на границе с Грузией.

Турки – месхетинцы также являются суннитами ханафитского мазхаба. Это турки, проживающие в районе Месхети, расположенном также на границе с Турцией.

Толерантное общество

Несмотря на растущее в русскоязычной и прозападной прессе беспокойство по поводу возможной политизации Ислама, в частности ввиду чеченского сопротивления на севере страны и сепаратизм Абхазии, с доминирующим мусульманским населением, в целом грузинское общество толерантно.

Я несколько раз представлялся мусульманином и пакистанцем, даже в самых высокогорных районах Телави, в которых едва ли найдешь мусульманина, но я ни разу не слышал ни одного враждебного комментария и не испытывал подобного отношения.

На самом деле, местные, мужчины и женщины, с интересом слушали о Пакистане. У них есть базовое представление об Исламе, однако, как и в других немусульманских странах, существуют определенные стереотипы. Однако, в отличии от других частей света, которые я посетил, грузины не отстаивают свои стереотипы об Исламе.

Когда они беседуют об Исламе, они говорят о сепаратизме Абхазии, однако, я не смог обнаружить и тени ненависти в их разговоре.

Путешествуя на поезде или автобусе, гуляя по улицам, я резко выделялся из толпы светлокожих грузин чернотой своих волос и типично азиатскими чертами лица, что заставляло многих интересоваться моей национальностью.

В целом, грузины, особенно молодое поколение, не особо обращают внимание на вопросы религии. Однако, во время разговора, когда они узнают, что я мусульманин из Пакистана, они начинают беседовать о вере.

В целом, они говорят и слушают о религии крайне деликатно. Их воспитанность увеличивает возможности полноценного «Призыва» (к религии) .

В отличии от советских времен, государственного запрета на проповедь не существует. Правительство построило Мечеть Сабуртала, единственную официальную мечеть в Тбилиси. Часть финансирования поступило от турецких и азербайджанских граждан и азербайджанцев Грузии.

Все церкви и единственная синагога в Тбилиси также были построены за государственный счет.

Барьеры

Основными барьерами, мешающими проповедовать Ислам в Грузии, являются светское общество, узость знаний об Исламе у самих верующих и то, что люди не поддерживают религиозную практику.

Многие мусульмане сами многого не знают о своей религии. Образ жизни, включая внешний вид, не отличается от немусульман Грузии. Большинство мужчин и женщин, посещающих Мечеть Сабуртала, расположенную на холмах старой части столицы, приходят только с целью визита.

Я лично видел женщину, одетую в блузку без рукавов и юбку, едва прикрывавшую колени. Она зашла в молитвенный зал, поглядела по сторонам, бросила несколько монет в коробочку для пожертвований и вышла.

Большинство мусульман – азербайджанцев Тбилиси, делящиеся на шиитов и суннитов, немного знают о религии. Они смешали различные традиции и местные ритуалы с религией. Возможно, это последствия долгой коммунистической эпохи.

Язык также является существенным барьером. Грузинский и русский два основных языка в Грузии. Местные жители плохо понимают иностранные языки, в том числе английский. Причем, молодое поколение уже не говорит по-русски.

Исламская литература на грузинском языке доступна, однако ее требуется намного больше, не только для передачи послания Ислама немусульманам, но и для обучения самих мусульман.

Несколько религиозных семинарий действуют в Аджарии и в Батуми, которые, согласно местным газетам распространяют «ваххабизм». Существует огромная необходимость приложить скоординированные усилия и предоставить возможность распространения Священного Корана в оригинальном грузинском и русском переводах.

Местные мусульмане вносят свой вклад в существующую религиозную активность, однако, их сегодняшние экономические возможности не позволяют им идти дальше.

Амир Латиф
date11.12.2012readCount2420printРаспечатать