Мусульманский календарь
Мусульманский календарь

Совсем недавно мусульманский мир отметил наступление нового, 1434 года, от Хиджры. Мы хотели бы рассказать нашим читателям об исламском летоисчислении.

До Ислама арабы считали началом летоисчисления самые знаменательные события, а последующие годы рассчитывали относительно этого события. Например, началом летоисчисления у арабов считался год смерти прадеда Пророка Мухаммеда (с.а.с.) в пятом поколении Кусей ибн Килаба, затем год «слона». Следующие годы исчислялись по принципу «первый год после года слона», «второй год после года слона» и т.д. После ниспослания Ислама мусульмане брали за основу летоисчисления годы, когда произошли Битва Фиджар, Прощальный хадж и другие подобные важные события.

Во времена правления второго праведного халифа Омара ибн Хаттаба (примерно в 637-638 годах) из провинций в Медину были отправлены несколько писем, в которых вместо даты были указаны лишь месяцы, а годов не было. Определение принадлежности писем к тому или иному году было сопряжено с трудностями. Мусульмане решили выбрать для начала летоисчисления какое-либо конкретное событие, и в дальнейшем четко регулировать календарь. Было выдвинуто несколько вариантов. Некоторые предложили вести летоисчисление с момента рождения Пророка (с.а.с.). Однако, этот вариант был отвергнут. т.к. в год рождения Пророка (с.а.с.) не было даже упоминаний об Исламе. Другая группа предложила для начала летоисчисления принять год, когда Пророк Мухаммед (с.а.с.) был выбран для пророческой миссии. Но и с этим не согласились. Потому, что в этот день кроме Мухаммеда (с.а.с.) не было ни одного мусульманина, а Ислам не стал еще столь могущественным. Еще одна группа сподвижников предложила принять за начало летоисчисления год смерти Пророка (с.а.с.). Но и это было встречено недовольством большинства. Они утверждали, что негоже начинать историю со столь печального события. Тогда, некоторые из сподвижников (р.а.) предложили, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят Хиджрат – переезд Пророка (с.а.с.) из Мекки в Медину. Они так обосновали свою мысль: Хиджрат – самое знаменательное и решающее событие в истории Ислама.

В настоящее время календарь Хиджры используется во многих мусульманских странах в качестве государственного календаря. Пост месяца Рамазан, хадж выполняются на основе календаря Хиджри.

Перевести календарь Хиджри в Григорианский календарь не так просто. Так как между этими календарями каждый год образуется разница в 10-12 дней, для точного определения месяцев и дней необходимо вести расчет синхронными таблицами. Грубым расчетом перевести Григорианский календарь в Хиджри и обратно можно следующим образом: сначала надо умножить год Хиджри на 32, потом разделить на 33, затем прибавить 622.

Для перехода из Григорианского календаря в календарь Хиджри необходимо вычесть из Григорианской даты 622, остаток умножить на 33, затем разделить на 32.

Порядок и значение месяцев арабского календаря:

Мухаррам (араб. запретный) – первый месяц года по Хиджре. Является одним из заповедных месяцев, его название связано с запретом проведения на всем его протяжении военных действий.

Сафар – (араб. пустой). В этот месяц дома арабов пустели, поскольку их хозяева отправлялись в военные походы. Передают также, что в это время одно арабское племя, нападая на другое, опустошая его, оставляло без ничего в буквальном смысле.

Раби аль-аввал - (араб. первая весна). Этот месяц был назван по имени сезона, который арабы называли "раби" – весна.

Раби аль-ахир - (араб. последняя весна). Являлся продолжением названия предыдущего месяца.

Джумада аль-уля - (араб. первое обледенение) – до прихода Ислама месяц называли – джумада аль-хамса. Название этому месяцу было дано во время заморозков – когда воду сковывал лед.

Джумада аль-ахир - (араб. последнее обледенение) - название дано в соответствии с наименованием предыдущего месяца.

Раджаб (араб. прекращение) – один из запретных (заповедных) месяцев. В этот месяц арабы снимали свои воинские доспехи, то есть прекращали войны. Шаабан (араб. разделяющий, расходящийся) – назван так, поскольку он служил водоразделом между Раджабом и Рамаданом. По другой версии, в этот месяц люди расходились либо в поисках воды, либо отправлялись на войны, которые вспыхивали сразу после окончания Раджаба. Рамадан (араб. раскаленный) – назван так из-за сезона зноя и палящего Солнца. Шаваль (араб. поднимающий) – месяц, в который празднуется Ид аль-фитр. Свое название он получил от верблюдиц, которые поднимали хвосты из-за нехватки корма, истощения и потери молока. Зуль-каада (араб. месяц сидения, праздности) – первый из трех заповедных месяцев, в который воины возвращаются домой после походов и набегов. Зуль-хиджа – (араб. месяц хаджа) и праздника Ид-аль-Адха. Один из заповедных месяцев, в который арабы совершали хадж еще до прихода ислама.

date03.12.2012readCount6552printРаспечатать