5 причин, по которым Аллах испытывает нас трудностями

27 август 2024 318 0
Режим чтения

Каждый верующий испытывает трудности и невзгоды в своей жизни. Это происходит в соответствии с мудростью Всевышнего Аллаха и Его предопределением. Так Создатель испытывает своих рабов.

Это происходит в первую очередь потому, что этот мир является местом заключения для праведного мусульманина, которого на том свете ждут прекрасные блага Рая. А грешникам и неверным могут быть даны все блага этого мира, но на том Свете их ждёт суровое наказание.

Даже если верующий пользуется всеми благами этого мира, по сравнению с тем, что его ждёт в Раю, даже самое комфортную и беззаботную жизнь в этом мире можно считать заточением в темнице, не говоря уже о трудных буднях обычных мусульман.

Существует ряд причин, по которым Всевышний Аллах позволяет людям испытывать трудности и невзгоды.

 

1. Проверка веры

Хотя Всевышний Создатель досконально знает обо всём, что будет до Судного дня и после него, Он все равно подвергает человека испытанию трудностями и невзгодами для проверки его веры и решимости. Это делается для того, чтобы человек мог увидеть и оценить свои действия в разных ситуациях.

Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:

أَحَسِبَ النَّاسُ أَنْ يُتْرَكُوا أَنْ يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ

(смысл): «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? (Нет, не будет так, как они полагают, они непременно будут подвергнуты испытанию Аллахом, чтобы отличились правдивые верующие от лицемеров)» («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Анкабут: 2)

Человек не может просто так пройти это испытание, ему необходимо сохранить веру в то, что только Всевышний Аллах может избавить его от трудностей и невзгод. А если верующий желает избавиться от трудностей, ему следует обращаться к Аллаху.

 

2. Очищение души

Всевышний Создатель посылает трудности и невзгоды на своих рабов, чтобы в этом же мире очистить их от грехов, которые они уже совершили. Некоторые неприятные ситуации, в которые попадают верующие, являются прежде всего результатом совершённых ими ранее грехов.

От Абу Са’ида Аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَا يُصِيبُ الْمُسْلِمَ مِنْ نَصَبٍ وَلاَ وَصَبٍ وَلاَ هَمٍّ وَلاَ حُزْنٍ وَلاَ أَذًى وَلاَ غَمٍّ حَتَّى الشَّوْكَةِ يُشَاكُهَا ، إِلاَّ كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا مِنْ خَطَايَاهُ

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это его грехи» (Бухари, 5641 и 5642; Муслим, 2573)

Верующий может смыть свои грехи не только через трудности и страдания, но и совершив искреннее покаяние, а также через милостыню (садака), но это не исключает того, что за любое испытание Всевышний прощает его грехи.

 

3. Благодарность

Когда люди забывают о благодарности Создателю за малые и великие блага, которыми Всевышний их одарил, и начинают принимать их как должное, трудности и страдания, появившиеся в их жизни, напоминают им об этом.

Человек не осознаёт, какие блага ниспосылает ему Всевышний Создатель, пока Он не отнимет их. Как только человек лишается чего-то, он сразу осознает его цену и начинает благодарить Аллаха.

Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:

وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ فَذُو دُعَاءٍ عَرِيضٍ

(смысл): «Если Мы одаряем человека благами, он отворачивается от благодарности, превозносится от следования [канонам веры] и задирает нос от гордости и высокомерия. Если же зло касается его, он начинает возносить пространные мольбы и постоянно проявляет покорность» («Сафват ат-Тафасир», сура Фуссылат: 51)

Такова природа человека — отрицание и неблагодарность. Он признаёт своего Господа только во время бед и забывает о Нём, когда у него всё в порядке. А верующий должен помнить о своём Господе в горе и радости, в богатстве и бедности, в болезни и здравии…

 

4. Напоминание от Аллаха

Тот, кто слишком поглощён мирскими заботами, порой забывает о существовании Всевышнего. Из-за сильного увлечения мирской жизнью он не всегда выполняет даже свои обязанности перед Господом. Трудности и испытания служат хорошим напоминанием для такого человека.

Всевышний Аллах говорит:

فَلَمَّا أَنجَاهُمْ إِذَا هُمْ يَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّمَا بَغْيُكُمْ عَلَى أَنفُسِكُم مَّتَاعَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا ثُمَّ إِلَيْنَا مَرْجِعُكُمْ فَنُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

(смысл): «А после того, как Аллах спасает людей от беды и страха, вот, – они злодействуют на земле, не имея на это никакого права. [Всевышний Аллах в ответ на это говорит им]: "О люди, вред от ваших злодеяний и их последствия обернутся против вас самих, никто кроме вас не будет пожинать их плоды. Вы лишь пользуетесь преходящей земной жизнью. Потом, после смерти, вам предстоит вернуться к Нам, и Мы непременно сообщим вам о том, что вы совершали, и воздадим за это"» («Сафват ат-Тафасир», сура Юнус: 23)

В этом аяте содержится угроза и предупреждение от Всевышнего, а также приводится пример неблагодарного человека, который вспоминает о Господе только в трудные минуты и обращается к Нему только в горе и бедности, а когда Аллах спасает его от трудностей, отводит от него тяготы, он возвращается к отрицанию и грехам и продолжает творить зло и беззаконие.

 

5. Сила и мощь Аллаха

Когда у человека в этой жизни всё в порядке и всё получается, он забывают о всесилии Аллаха. Тогда Всевышний ниспосылает ему трудности и испытания, напоминая ему о Своей силе и мощи и указывая на то, что никто не способен защитить его, кроме Создателя.

فَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ ضُرٌّ دَعَانَا ثُمَّ إِذَا خَوَّلْنَاهُ نِعْمَةً مِنَّا قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَىٰ عِلْمٍ ۚ بَلْ هِيَ فِتْنَةٌ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

(смысл): «А когда человека постигает беда, он взывает к Нам, прося о помощи и моля о прощении. Потом, когда Мы великодушно даруем ему благодать от Нас, он говорит: "Мне это дано, потому что я умею торговать и зарабатывать". О нет, всё не так, как он утверждает, ведь это искушение и испытание для него, чтобы выяснить, проявит ли он покорность или не станет повиноваться. Но большинство людей по своему невежеству не знают, что имущество, данное им, является испытанием, и поэтому они неблагодарны» («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зумар: 49)

Так Всевышний напоминает людям, что они нуждаются во Всевышнем Аллахе каждое мгновение своего бытия. Но как только испытания минуют их, они возвращаются к своему высокомерию. Истинный верующий должен не забывать об этом и всегда помнить о своём бессилии и о мощи Всевышнего.

 

Муслим Абдулаев

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход