«Наука – богатство в нищете, украшение в богатстве...»
«Наука – богатство в нищете, украшение в богатстве...»

Если вникнуть в Коран, то можно заметить, насколько Ислам придает большое значение науке и ее познанию. На это указывают множество аятов Священного Корана. Если наука познается через знания, то знания постигаются через учение. Не зря первый аят суры «Аляк» гласит: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил все создания». В этом первом аяте, с которого началось ниспослание Корана, Всевышний Создатель обязал человека получать знания.

Поэтому 9-ый аят суры «Аз-Зумар» гласит: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» В следующем аяте сказано: «Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, кому даровано знание». («Аль-Муджадаля», 11 аят)

Наш досточтимый Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), указывая на важность получения знаний, сказал: «Тому, кто вступил на путь обретения знаний, Аллах облегчит путь в Рай. И, поистине, ангелы будут подстилать свои крылья для искателя знаний, выражая своё удовлетворение им. И, поистине, прощения для него непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде».

Для шайтана, который всячески старается совратить людей с пути истинного, более страшен ученый, овладевший знанием шариата, нежели обычный мусульманин. В хадисе сказано: «Один факих (ученый, в совершенстве познавший шариат) страшнее для шайтана, чем тысяча обычных мусульман».

Из этого следует, что, насколько больше мы будем познавать нашу религию, тем больше мы будем отдаляться от шайтана. И чем больше будет у нас знаний, тем больше в нас богобоязненности.

Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага». Из этого следует, что Всевышний Создатель дарует степень ученого религии лишь Своим любимым рабам. И от каждого, кто желает удостоиться этой степени, требуется следующее: «Пусть тот, кто получает знания, учится ради лика Всевышнего Аллаха. Кто же получает знания лишь ради достижения благ этого мира, богатства или какой-либо должности, тот, в Судный день, не почувствует даже запаха рая». В другом хадисе сказано, что: «Получение знаний предписано каждому мусульманину».

Согласно этим требованиям, наши предки ценили знания и оказывали особый почет ученым.

Как-то раз правитель мусульман Султан Салим возвращался из Египта. Его спутником был известный ученый Ибн Кемаль. В пути им пришлось передвигаться по разжиженной местности. Так получилось, что грязь из-под копыт лошади Ибн Кемаля попала на одежду Султана Салима, от чего ученому стало неловко. И Султан Салим, заметив это, обратился к Ибн Кемалю: «Не беспокойтесь, о наставник! Грязь из-под копыт лошади ученого, является украшением для нас. Эта одежда должна храниться в этом виде. И пусть, когда я умру, этой одеждой накроют погребальные носилки». Тем самым Султан Салим показал пример уважительного отношения к ученым.

Хазрет Али (да будет доволен им Аллах), в своем бесценном наставлении Кумайлю, сказал: «О Кумайл! Знание лучше, чем богатство. Так как ты охраняешь богатство, а знание охраняет тебя. Знание подчиняет, а богатство подчиняется. Если ты раздаешь богатство, то оно убавляется. Знание же, напротив, увеличивается». Наряду с этим Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Степень ученого выше, чем степень моджахеда, который учавствует в джихаде и при этом постится, а так же проводит ночь в бдении», «…Опустевшее место ученого в Исламе, после его смерти, не восполнится до тех пор, пока другой ученый не достигнет его степени в знании».

Абу Аль-Асуад сказал: «Нет ничего дороже, чем знание. Так как султаны являются правителями людей, а ученые являются правителями султанов».

Фатху Масулы сказал: «Сердце, обделенное наукой и хикметом (знание, даруемое Всевышним Своим любимым рабам), удостаивается смерти больного человека, который не в состоянии принимать пищу. Мы поддерживаем тело посредством принятия пищи. А пищей души является наука и хикмет. Душа живет благодаря науке и хикмету. И без науки сердце бывает близко к смерти...»

Хасан Басри говорил: «На весах деяний перо ученых сопоставимо с кровью шахидов и даже может перевесить кровь шахида».

Ибн Мас'уд сказал: «Овладевайте наукой до того, как она исчезнет. А наука исчезает со смертью ученых. Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа! Шахиды, павшие ради лика Всевышнего, увидев высшие степени, которые даруются ученым, возжелают вернуться в этот мир, чтобы стать учеными».

Ибн Аббас сказал: «Для меня бдение малой части ночи с целью получения знаний, предпочтительнее, чем проведение всей ночи в поклонении».

Хасан Басри, давая разъяснение к 201-му аяту суры «Аль-Бакара», в котором сказано: «Господь наш! Даруй нам благо в этом мире и в Ахирете и спаси нас от мук огня», сказал: «Благо этого мира – знание и поклонение. Благом же Ахирета является вход в джанат».

Зубайр ибн Абу Бакр сказал: «Когда я был в Ираке, отец, в своем письме, написал мне следующее: «Учись! Ибо наука – богатство в нищете и украшение в богатстве».

Хазрет Лукман, в своем наставлении сыну, сказал: «О сын мой! Участвуй в собрании ученых! Так как Всевышний Аллах, весенним дождем оживляет землю, озаряет сердца верующих светом хикмета».

Ученые говорят: «Смерть ученого оплакивают все создания, даже рыбы в морях и птицы в небесах».

Яхйа ибн Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ученые более милостивы по отношению к умме, чем их родители. Так как родители оберегают их от огня этого мира, ученые же оберегают людей от огня Ахырета».

Хасан Басри говорил: «Если не ученые, то не было бы отличия людей от животных. Ведь благодаря стараниям ученых люди достигают степени человечности».

Бакытжан ОТКЕЛБАЕВ
date13.11.2012readCount2492printРаспечатать