Будет ли наказан, человек, носящий брюки ниже щиколоток
Будет ли наказан, человек, носящий брюки ниже щиколоток

Приближается к концу великий месяц Рамазан. В эти дни стремительно увеличивается количество людей озабоченных своим Ахиретом. Однажды, после окончания аср намаза, когда люди собирались уходить, к нам подошел молодой человек, который пронизывающим взглядом смотрел на кария, стоящего рядом со мной.

«Можно ли задать вам вопрос?»- спросил он. Это был юноша приблизительно 20-ти лет, с обросшими волосами в обтягивающих и укороченные джинсах, короткой футболке, которая оголяла его пояс на пядь при наклонах в намазе.

Кари, ожидая от него вопроса о Коране, улыбаясь ответил: "Да, конечно!"

Молодой человек спросил: "Почему ваши штаны ниже щиколоток?" В тот момент имам не хотел отвечать на его вопрос. Молодой человек снова задал тот же вопрос.

На что имам ответил: "Давайте, сначала, познакомимся! Как вас зовут?"

«Меня зовут Арман, я обучаюсь на втором курсе в Евразийском университете!» - ответил он.

«Арман, брат мой, то что я ношу брюки ниже щиколоток, не говорит о том, что я делаю это из-за высокомерия.» – ответил кари.

« Аузу билля, братья, разве об этом сказано в хадисах?»- спросил Арман.

«А какой хадис?»- поинтересовался кари.

«В одном из своих хадисов Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «…То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне», а вы не делаете амал на это…», - уходя сказал он.

«Постой, брат! Подойди сюда! Давай, поговорим не спеша!», - окрикнули мы его.

«Ребята, я вас предупредил! Бойтесь, огня ада!»- сказав это, он как бы в спешке вышел из мечети.

Мы оцепенели от удивления. Субханаллах! Этот человек, уже, почти завел нас в Ад! Как печально! Мы изучали Коран ради Аллаха, а по словам нашего брата мы оказались полными грешниками – сказал я.

На что кари сказал: «Не обращайте на это внимания, сейчас очень много людей с таким мнением!».

Тогда, я подумал, неужели наш Милостивый и Милосердный Аллах, может наказать нас, за то, что мы опускаем штаны ниже щиколоток (на 2-3 сантиметра)? Прелюбодействовать, совершать убийство, воровать, продавать Родину и т.д. все это, в действительности, является большими грехами и от этого есть вред для общества. А может ли принести вред для человека или общества 2-3-х сантиметровый кусочек материала?

Из этого следует, что суть этого хадиса в другом.

В действительности, есть не один, а несколько хадисов о запрете спускания штанов ниже щиколоток.

Хадис, переданный Абдуллой ибн Омаром: «Однажды Пророк (с.а.в.) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой свою одежду из-за высокомерия!» Услышав это, Абу Бакр сказал: «О, Посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!» На это Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!»

Из ответа данного Пророком (с.а.в.) Абу Бакру (р.а.) следует, что запрет на ношение одежды ниже щиколоток не является общим запретом, а запретным является подобное ношение одежды с чувством высокомерия, c кичливоcтью. Так как во времена Пророка (с.а.в.), согласно арабской традиции, одежда, одеваемая ниже пояса, например брюки, были короткие и не достигали щиколоток, те, кто одевал одежду, опускавшуюся ниже щиколоток и волочившуюся по земле, были людьми высокомерными, считавшими себя выше других. Поэтому Пророк (с.а.в.) запретил носить одежду ниже щиколоток. То есть, запрет был наложен не на одежду, спускающуюся ниже щиколоток, а на греховное намерение, с которым такую одежду носят, т.е. на ношение с высокомерием.

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.), говорится, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Всевышний не посмотрит в Судный День (не проявит Свою милость) на того, кто высокомерно опускает «изар» (верхняя одежда, наподобие брюк) до такой степени, что она волочится по земле». Из этого хадиса ясно видно, что грехом является не ношение одежды ниже щиколоток, а ношение с высокомерием.

Воистину, высокомерие – очень опасная болезнь души, ведущая человека в Ад. Т.е. из-за этого пагубного качества, человек становится достойным наказания в Аду. Об этом Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в рай». Посланника Аллаха (с.а.в.) спросили: «А тот, кто любит носить красивую одежду и обувь (является ли это тоже гордыней?)». Пророк (с.а.в.) ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное. А гордыня – это отрицание истины и презрение других людей»

Основной критерий для одежды Пророк (с.а.в.) объясняет в другом хадисе: «Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте подаяние («садака»), избегая расточительства (исрафа) и высокомерия». Этот хадис приводится у Имама Бухари.

Один из ученых среди сахабов Ибн Масуд так пояснил этот хадис: «Ешьте, пейте, одевайте все что пожелаете. Только не делайте двух вещей: не впадайте в расточительство (исраф) и не впадайте в высокомерие». Как видно из сказанного, основные два запрета относительно одежды для мусульман это: во-первых, запрет расточительства (исрафа) и во-вторых, запрет высокомерия. Если эти два условия будут соблюдены, то мусульманин может одевать что угодно, конечно же, в соответствии с нормами шариата относительно прикрытия «аурата» (соответственно отдельные нормы для женщин и мужчин).

Ибн Таймия, напомнил о том, что человек, при совершении определенного деяния, зарабатывает либо грех, либо сауаб в зависимости от своего намерения: «Если кто-либо не будет носить красивую одежду из чувства жадности, то ему не запишется сауаб, если кто-либо не будет носить красивую одежду, посчитав это за харам, то он будет грешником. Если кто- либо будет носить красивую одежду, чтобы показать этим дары Аллаха и с целью использования для поклонения и служения Ему, то воздастся ему от Аллаха большим сауабом. А если кто-либо будет носить красивую одежду, чтобы похвастаться и показать свое высокомерие и гордыню, то он будет грешником. Так как Аллах не любит тех, кто хвастается и проявляет высокомерие. Вот поэтому Аллах запретил носить с таким намерением длинную одежду». Далее он приводит ответ Пророка (с.а.с.) на вопрос заданный Абу Бакром (р.а.), в хадисе о запрете носить длинную одежду, который мы пояснили выше: «О, Посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним!» На это Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!»

В заключение хотелось бы сказать, что в подобных второстепенных вопросах Ислама следует быть более гибкими, не стоит брать буквальный смысл хадисов, а следует руководствоваться «фетвами», учитывающими особенности общества, страны и периода времени. Также не стоит забывать о жизненных принципах, изложенных в хадисах Пророка (с.а.в.): «Аллах не смотрит на ваши лица и внешность, а смотрит Он на ваши сердца и ваши дела», «Ваши деяния оцениваются согласно вашим намерениям...».

Таукен АЙТБАЕВ
date19.10.2012readCount3772printРаспечатать