Что такое «джихад»?
Что такое «джихад»?

В арабском языке слово «джихад» означает усилие, стремление, старание, борьбу ради достижение результата или же цели.

Смысл джихада намного обширнее, чем то понятие, которое возникает в результате превратной информации о джихаде, из-за чего у людей сложилось однобокое понятие, что джихад – это война с помощью оружия. Нет сомнения в том, что такое суть джихада.

В Коране слово «джихад» упоминается в 35-ти местах. И лишь четыре из них используется в смысле «войны». Наряду с этим в Коране «война» обозначена терминами «харб», «мухараба», ма`рака», «киталь». Но по причине того, что слово «джихад» вбирает в себя и такое понятие, как «война», многие под этим словом подразумевают именно «боевые действия».

Джихад – уничтожение человеком всех препятствий, которые мешают ему в деле познания им Всевышнего. Препятствием между Всевышним и человеком может быть неграмотность, низкое социальное положение, ограничения в свободе действий и мысли. В этом случае джихадом называется все те действия, которые направлены на устранение этих препятствий.

Любое деяние, совершенное ради лика Всевышнего, является джихадом. Совершение ежедневной пятикратной молитвы, игнорируя при этом различные трудности, соблюдение поста в знойную погоду, любое действие, направленное на борьбу с различными негативными явлениями в обществе,[1] стремление довести до людей истину религии, все это входит в понятие «джихада».

Джихад – это прежде всего исправление себя. Очищение внутреннего мира и души. Избавление от таких порицаемых качеств, как зависть, довольствие малым, нетерпеливость, лень, высокомерие и воспитание в себе лишь хороших качеств. То есть, постоянная борьба с самим собой, со своим нафсом. И действительно, как человек, который не в состоянии исправить себя, победить свой нафс, человек, который не встал на путь совершенствования своей личности, может исправить кого-либо, направить его на путь истины.

Понятно, что, прежде всего, следует взять в руки внутреннюю борьбу, нежели борьбу внешнюю. А иначе, как может человек дать кому-либо то, чего нет в нем самом?

Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обратившись к своим сподвижникам, которые измотанные и уставшие возвращались с джихада, сказал: «Мы направляемся с малого джихада к большому джихаду»,-сподвижники удивленно спросили: «О, Посланник Аллаха! Что такое «большой джихад»?» и тогда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это борьба с нафсом».

Обратите внимание! Почему? Потому, что бороться с нафсом намного сложнее, чем сражаться с врагом с оружием в руках. Тебе известно, кто твой враг, где он, сколько он там пробудет. По этой причине сражаться с ним намного легче. А нафс, это другое дело. Он – в тебе. Неизвестно, что от него ждать? И его враждебность не ограничивается определенным периодом времени. Он все время с тобой. И по этой причине наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) определил борьбу с внешним врагом, как «малый джихад», а борьбу с нафсом, как «большой джихад».

Указывая на важность противостояния нафсу, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих изречений, сказал: «Истиный муджахид тот, кто борется против своего нафса».

Суть джихада лавирует относительно состояния человека, общества и обстоятельства. К примеру, чтобы стать профессионалом своего дела, врач должен неустанно совершенствовать себя. Экономист должен прилагать все свои усилия, чтобы повысить социальное положение мусульман. Преподаватель должен хорошо учить своих учеников. Все это относится к джихаду.

То, что мусульмане собирают средства для постройки мечети и медресе, то, что богатые мусульмане помогают неимущим, вдовам и сиротам, все это является борьбой на пути Аллаха. То есть, джихадом.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих изречений, сказал: «Человек, который трудиться, с целью помощи вдовам и неимущим, подобен человеку, который ведет джихад на пути Аллаха». [2]

Иной раз одно решающее слово или же сдерживание себя от ответа может быть джихадом. И не удивительно то, что, иногда, даже своевременный строгий взгляд или же своевременная улыбка может быть джихадом. То есть, каждое действие, достойное лика Всевышнего, называется джихадом.

По необходимости джихад может вестись и с помощью оружия. Так, при разрыве дипломатических связей и безрезультатных договоров, разрешается сражаться с оружием в руках, в целях защиты Родины.

Если мы присмотримся к джихадам, совершенных во время нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как к борьбе на пути Аллаха, то мы будем свидетелями совершения всех видов джихада, упомянутых выше.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), первые три года своего пророчества, проповедывал Ислам скрытно. И в то время джихадом мусульман было то, что они скрывали свою приверженность Исламу, их тайные встречи с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Начиная с четвертого года своего пророчества наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стал призывать людей к религии открыто. И тогда мушрики стали издеваться над теми, кто принял новую религию, стали притеснять их. В этот период джихадом мусульман было проявление стойкости против различных притеснений со стороны мушриков и призыв к религии. И сподвижники с достоинством выдержали это испытание.

В результате неимоверных издевательств мушриков над мусульманами, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал некоторым верующим совершить хиджру (переселение) в Эфиопию. И мухаджиры, среди которых был Джагфар (да будет доволен им Аллах) и другие известные сподвижники, довели до правителя Эфиопии религию и тем самым способствовали тому, чтобы он стал мусульманином. Таким образом, это было не обычным переселением. Это был истиный джихад на пути Аллаха, который совершил Джагфар (да будет доволен им Аллах) и другие сподвижники.

Мушрики, с целью притеснения мусульман, стали прибегать к различным ухищрениям. Они объявили политико-экономический бойкот мусульманам. Запретив мусульманам заниматься торговлей, они изолировали их от людей. Но и в эти трудные минуты, голодные и изнуренные гонениями мушриков мусульмане, проявили стойкость и не отреклись от своей религии.

Мать правоверных Хадиша (да будет доволен ею Аллах) тратила свое состояние на поддержку мусульман. И это был ее джихадом.

Мать правоверных Хадиша (да будет доволен ею Аллах), которая была одной из самых состоятельных людей Мекки, потратила на пути Аллаха все свое имущество, в результате чего люди, после ее смерти, не могли найти для нее саван.

В эти тяжелые времена Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) читал у себя дома Коран. Но он читал Коран не в дальней комнате, а в комнате, которая выходила на улицу. Люди, которые проходили рядом, стали впечатляться от чтения Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Благодаря этому действу Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) многие стали принимать Ислам. Таким образом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) совершал джихад лишь посредством чтения Корана.

Глумления мушриков над мусульманами изо дня в день набирали силу. После всего этого мусульмане начали переселяться из Мекки в Медину, где они могли свободно предаваться служению Господу. И это способствовало распространению Ислама.

Таким образом мусульмане прожили в Медине два года. Меканские мушрики начали присваивать имущества переселившихся в Медину мусульман. Кое-что из имущества было сожжено. То что осталось после разбоя караванами было отправлено на продажу в Шам и Сирию.

Обо всем этом было известно мусульманам. И они вознамерились напасть на караван, проходивший рядом с Мединой, чтобы возвратить свое имущество. Узнав об этом мекканские мушрики отправили большой отряд.

Намерением мусульман было не война, а возвращение своего имущества. А мушрики, напротив, желали кровопролития. И тогда Всевышний Аллах, дабы воодушевить мусульман и наказать неверных, неистовство которых против мусульман увеличивалось с каждым днем, разрешил мусульманам взять в руки оружие: «Мусульманам, которые подвергаются нападению, дозволено сражаться, защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, кто беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах»...». [3]

Из этого следует вывод, что мусульманам было разрешено сражаться против тех, кто притеснял и мучил их, кто вынудил их покинуть их Родину, кто присвоил их имущество, лишь спустя 15 лет после начала ниспосылания религии.

Основным принципом Ислама является мир. Относительно этого Всевышний Аллах сказал: «Если же они отступят от вас, не будут сражаться с вами и предложат вам мир, то Аллах не дозволит вам сражаться с ними». [4]

Всевышний Аллах не только призывает мусульман жить в мире с представителями других религий, но даже приказывает быть в хороших отношениях с ними и быть справедливыми по отношению к ним.

«Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, ведь Аллах любит справедливых». [5]

Война – вынужденное действие, которое возникает в случае, когда исчерпаны все пути дипломатического урегулирования вопроса. И если есть возможность урегулировать проблему мирным путем, то это является ветом для начала военных действий. То есть, если противная сторона останавливает боевые действия и желает вести переговоры, то будет лучше, если мусульмане примут их предложение.

«О, Мухаммад, если неверующие склонны к миру, то и ты склоняйся к миру». [6]

В Исламе разрешено воевать лишь в следующих случаях:

1. В целях защиты и обороны. В Коране сказано: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих границы». [7];

2. После того, как стало известно о намерении кого-либо напасть на мусульман. В это случае, в качестве тактического хода, мусульманам разрешено нападать на противника первыми;

3. С целью наказания;

4. С целью предовращения несправедливости и притеснения.

Если внимательно изучить историю, то не сложно заметить, что основой всех джихадов нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составляли вышеперечисленные принципы. А по сему, джихад должен вестись лишь ради лика Всевышнего и лишь в тех случаях, которые предусмотрены в Коране.

Даже во время войны, не говоря уже о мирном времени, Ислам запрещает насилие. К примеру, на войне категорически запрещается убивать женщин, детей, старцев, не участвующих в войне, а так же монахов-отшельников. Нельзя сжигать деревья, посевы, убивать скот, рушить места поклонений приверженцев других религий. Также запрещено глумиться над трупами противников. То есть, членить трупы, выкалывать глаза, отрезать уши.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя кого-либо во главе мусульман, наставлял: «Отправляйтесь в путь с именем Аллаха. Сражайтесь на пути Аллаха. Если есть соглашения между вами и противником, соблюдайте их. Не преступайте черту. Не совершайте «мусле» (то есть, не глумитесь над трупами противников, расчленяя их трупы, выкалывая глазаи отрезая нос). Не убивайте детей, женщин, старцев, а так же людей, которые находятся в местах их поклонения». [8]

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не только защищал тех, кто сражался против Него, но даже молил за них Всевышнего Аллаха. Он говорил: «О, Аллах! Они – Твои рабы. И мы являемся Твоими рабами...». «О, Аллах! Они совершают это по незнанию. Прости же их».

В труде известного историка Кади Муххамад Сулейен аль-Мансур, который является автором произведения, под названием «Сирату рахматан лил-алямин», приводится статистика погибших во время войн между мусульманами и неверными в период между ІІ и ІХ веками по хиджре. И общее количество погибших с обоих сторон составляет примерно 1018 человек, из чего становится предельно ясно, что нельзя, прикрываясь войной, попросту проливать кровь. Так же известно, что во время Первой мировой войны было ранено 21 миллион человек и погибло 7 миллион человек. [9]

Как было сказано выше, война – это крайняя мера, к которой прибегают в случае, когда исчерпаны все пути мирного урегулированию конфликта. И даже если нет иного пути, кроме как начать войну, объявить о ее начале не может какая-то отдельная личность или же какая-либо отдельная группа. Объявить джихад, дать приказ к началу боевых действий может лишь государство. По этой причине, любой призыв жаждущих смерти не является джихадом.

Ислам никак не связан с теми террористическими действиями, которые в настоящее время происходят в мире.

Сама суть слова «Ислам» сводится к миру и благоденствию. Ислам – последняя религия свыше, которая ниспослана для установления мира и спокойствия на земле. И по причине этого, каждый мусульманин, приветствуя кого-либо, первым делом не спрашивает о состоянии его здоровья и его дел, напротив, произносит: «Ас-саляму аляйкум!»,-что означает: «Мир Вам и благоденствие Аллаха».

Корень слов «Ислам», «салям», «мусульманин» - один. Все они вбирают в себя значение мира и спокойствия. И если Ислам является религией, проповедующей мир, то проявление мира и доброжелательности должны присутствовать во всем, в его действиях, в его приветствии и его разговоре, в его общении с другими.

«Убийство невиного человека приравнивается к убийству всех людей». [10]

Это одно из правил, которое содержится в Священном Коране. Если так, то какая связь между Исламом, Кораном, мусульманами и террористическими актами, которые уносят жизни ни в чем не повинных детей?

Ислам даже против того, чтобы пугать животных, не говоря уже об уничтожении людей. Так, когда один сподвижник, стоя рядом с животным, точил нож, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколько раз ты желаешь убить это животное? Почему ты не наточил нож до того, как повалить его на землю?» [11]

В дугом месте наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил: «Не направляй оружие на кого-либо даже в шутку».

Тем самым Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил, что Ислам против того, чтобы кто-то хоть в малой степени пугал кого-либо. И что это то действие, которое не свойственно мусульманину.

Те смертники, которые, обвешав себя бомбой, убиваю себя, считают себя шахидами. Но степень шахида никак не совместима с гибелью невинных людей.

В Исламе самоубийство считается большим грехом.

В Коране сказано: «И не убивайте друг друга». [12]

Мы учимся религии посредством Корана, а так же у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кторый разъясняет нам Писание Всевышнего. Если так, то есть ли в Коране, который является источником правил мусульманства, а так же в сунне нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) требование убивать невинных людей? Если в нашей религии является запретным уничтожение людей, которые не принимают участия в войне, то понятно, что уничтожение, ради изменчивых политических амбиций, сотен невинных является тяжелым преступлением.

В Исламе, даже ради пользы обществу, запрещено попирание права одной личности. Так как право личности ни в чем не уступает праву общества.

Насколько высоки и чисты идеалы Ислама, настолько же высокими и чистыми должы быть пути, ведущие к ним.

До сих пор ни одна проблема не была решена посредством терроризма, не решится ни одна проблема и в будущем.

Все террористические действия не являются борьбой ради Ислама. Напротив, это является вероломтсвом, направленного против ислама.

Сегодня терроризм првратился в хорошее оружие очернения Ислама. По этой причине враги Ислама не упускают случая упомянуть терроризм в качестве синонима мусульманства. И каждый мусульманин, при любых обстоятельствах, должен остерегаться совершения им каких-либо террористических действий. Так как, любому обстоятельству, любой проблеме, любым поилтическим играм, свойственно изменяться. А принципы и правила религии – вечны. По этой причине нельзя быть причиной очернения Ислама.

Сегодня стало обыденным приписывание всех взрывов, террористических актов Исламу. Но разве все это совершается мусульманами? Согласитесь, трудно дать утвердительный ответ на этот вопрос. Кто те, кто прикрываясь религией, совершает террористические акты?

Иногда среди них встречаются те, кто, во время войны, потерял родителей и родных, или же у него какая-либо тяжелая проблема. Такие люди, по причине чувства мести или отчаяния, способны на любые поступки. С психологической точки зрения, такие люди могут совершить деяние, которое запрещено религией. И они начинают искать в религии хотя бы слабый отблеск оправдания своих действий. Это могут быть люди, которые являются игрушкой в чьих-либо руках и которые идут на поводу других. В добавок к этому очень возможно, что различные общества и даже крупные державы, прикрываясь религией, в политических целях, обрабатывают людей, искажают некоторые аяты Корана, а затем внушают им: «Ты станешь шахидом и попадешь в рай». То есть, превращают их в зомби.

Изветно, что на сегоднешний день существуют специальные лекарства, после приема которых человек не страшится смерти и готов к самопожертвованию. Так, Международная организация по защите здоровья (WHO), для уничтожения одного вида травы в Шриланке, выделила 110 миллионов долларов. У лбдей, принимающих эту траву, пропадает чувство страха перед смертью и они с легкостью идут на суицит. Так же, в специальных лагерях практиковалось добавление в пищу людей лекартсва, под названием «Lsd», что приводило к стиранию его определенных мыслей, и после внушения ему нужной цели, с помощью химиката, под названием «ecstasy», можно было через 8-10 часов приказать ему совершить какой-либо террористический акт. [13]

С помощью подобных препаратов можно в корне искоренить чувство страха и посылать жаждущих «героической» смерти на любой теракт.

Совершение с помощью таких препаратов терактов и приписывание всего этого к Исламу, очернение мусульманства терроризмом – страшное вероломство, которое раньше не практиковалось в истории.

У терроризма не бывает религии и нации. Почему то никто не называет теракт, совершенный сектой «Аум Сенрике», в результате которого в токийском метро погибло несколько человек, «буддиисйким терроризмом. Никто не назвал теракты, совершенные в Мадриде, в период между 2000-2004 годами, «христианским терроризмом». Тогда почему теракты, совершенные толпой людей, прикрывающихся религией, должны приписываться Исламу, который проповедует мир? И все ни что иное, как поклеп врагов нашей религии, и который, к сожалению, изо дня в день набирает силу.

Террористы не могут использовать слова Корана: «Убивайте неверующих, где бы вы их ни встретили»,-в свое оправдание. [14] Так как, здесь речь идет о противнике, который во время войны поднял оружие, с целью убийства мусульман. И слова «убивайте неверующих» означают: убивайте и вы. И это не означает уничтожение любого приверженца дрцгой религии, который мирно настроен в отношении мусульман. Согласно шариату мусульманам запрещено творить насилие и несправедливость по отношению приверженцев других религий, прикрываясь при этом тем, что они не являются мусульманами.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я враг того, кто притесняет зиммия (приверженца другой религии, который живет в мусульманской стране). И я лично буду расчитываться с ним в Ахирете».

В другом хадисе сказано: «Тот из нас, кто убивает зиммия, который находится под нашим покровительством, не почувствует даже запаха рая».

Этот хадис указывает на то, что человек, убивший приверженца другой религии, который проживает в мусульманской стране, не сможет удостоится рая.

Благодаря этому принципу ислама христиане, на протяжении веков, сосуществовали с мусульманами. Мусульмане не вмешивались в религиозные требования и их личные дела. Христианам была дарована свобода вероисповедания. До сих пор в Египте, Турции, Сирии рядом с мечетями стоят церкви. И это явное проявление Исламом толерантного отношения по отношению к приверженцам иных религий.

В Исламе человек не убивается только из-за того, что тот не желает принять мусульманство. Так как каждый должен принять Ислам по велению души. Всевышний в Коране категорично указал, что: «В религии нет принуждения». [15]

Сама история свидетельствует, что мусульмане, на протяжении веков, никогда не отступала от этого жизненноважного правила. В качестве доказательства признания Западом этой истины можно привести следующие слова С.Арнольда: «Следует отметить, что мусульмане, после победы над христианами, в отношениий их придерживались толерантности. Их потомки придерживались тех же правил. Если быть правду, то впоследствии христиане принимали Ислам по своей воле. И то, что, по сей день, среди мусульман живут христиане, является ясным подтверждением толерантного отношения мусульман по отношению к христианам».

Никоуский епископ Джон (жил в 694 г.), который был свидетелем победы мусульман в Египте, уважительно отзываясь о правителе мусульман в Египте – Амре ибн `Асе (да будет доволен им Аллах), так описывает его отношению к христианам: «Он ничего не взял из церквей. Не ограбил их. Он не притронулся ни к чему, что принадлежало бы церкви». [16]

Такие вот исторические факты указывают на то, что Ислам распространился не благодаря мечу, как думают некоторые, а благодаря ясным истинам, человечности мусульман и их толерантного отношения по отношению к приверженцам других религий.

На протяжении веков мусульмане уважительно относились к представителям всех религий. И было так, что когда Римская империя, которая хотела вернуть господство над Сирией, отправила туда с этой целью большое войско, сирийские христиане, собравшись в церквях, молили Господа, чтобы Он даровал мусульманам победу. Если бы мусульмане притесняли приверженцев других религий и принуждали их принять Ислам, то разве христиане молились за них Господу? [17]

На сегоднешний день самым большим джихадом является борьба с неграмотностью. Главными причинами отставания мусульман, превращения их в жертву различных политических интриг, экономического кризиса, являются неграмотность, бедность и внутренние раздоры.

Знание и религия – родственные понятия, которые дополняют друг друга. Подобно тому, как наука без религии подобна хромому человеку, так же и религия без науки подобна слепоте. По этой причине самыми опасными врагами мусульман являются безграмотность, низкий уровень религиозных познаний и профессионализма, неумение грамотно использовать научные технологии. Все это – основные причины отставания мусульман, и отсутствие прогресса в их среде. На сегодня предпочтительнее вести джихад пера, нежели джихад меча, предпочтительнее опираться на науку, нежели на дубину.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда в день Махшара будут взвешены кровь шахида и чернила, использованные учеными на пути науки, то перевес будет на стороне чернил».

Нам следует открывать образовательные центры, оснащенные последними достижениями науки. Давать в них знания. Открывать научные центры и делать в них открытия. Надо растить поколение, сердца которого озарены религиозными знаниями, поколение, которое воспитано на национальных ценностях, а сознание и разум подпитаны передовыми достижениями наук. Сегодня это является самым большим джихадом мусульман, который не терпит отлагательств.

Мы должны прилагать все усилия для достижения этой цели. Если ради достижения этой цели богатый будет тратить свое богатство, воспитатель будет правильно воспитывать детей, предствавитель власти будет всячески содействовать в этом деле, то есть, каждый, ради лика Всевышнего, будет выполнять возложенные на него обязанности, то мусульмане будут в состоянии грамотно решать свои проблемы. Освободять себя от оков политической и экономичской зависимости. Лишь в этом случае мусульманский мир будет сильным и сможет противостоять различным проискам и несправедливости. И лишь в этом случае мусульмане смогут внести свою лепту в дело сохранения равенства государств и установлению мира.

[1] Любое благое деяние, направленное на предотвращение увеличения числа разводов, абортов, сирот, коррупции, любое деяние, направленное на искоренение неверия является джихадом.
[2] Бухари, китабун-нафакат. Так же смотрите Абу Закария Мухиддин Иахия Ан-Науауи, узхатул-Муттакин, 1том, стр. 227. Муассисатур-Рисаля, Байрут 1991 г.
[3] «Аль-Хадж», 39-40 аят.
[4] «Ан-Ниса», 90-аят.
[5] «Аль-Мумтахина», 7-аят.
[6] «Аль-Анфаль», 61-аят.
[7] «Аль-Бакара», 190 аят.
[8] Ахмед ибн Ханбал, Муснад, 1/300. Абу Дауд, Джихад, 82.
[9] Идрис Шенгул. Куран кайнаклы хошгөрі ве хурриет. Иени умит журналы, стр. 24. №47,2000 г. Стамбул.
[10] «Аль-Маида», 32-аят.
[11] ал-Мустадрак алас-сахихайн лил-Хаким, 17 том, стр. 422.
[12] «Ан-Ниса», 29 аят.
[13] Ергун Чапан, Ислама гөре терөр ве интихар салдрылары, стр. 98-103. Стамбул.2005 г.
[14] «Аль-Бакара», 191 аят.
[15] «Аль-Бакара», 256 аят.
[16] Идрис Шенгул. Куран кайнаклы хошгөрі ве хурриет. Иени умит журналы, стр. 24, №47, Стамбул,2000 г.
[17] М. Абдулфаттах Шахин, Шупхелер ве чыкыш иоллары, 3 том, стр. 101. Ғайе баспасы, Станбул.1990 г.
Кайрат ЖОЛДЫБАЙУЛЫ
date02.10.2012readCount8124printРаспечатать