О взглядах и прикосновениях к противоположному полу

«Мужчины не должны глядеть на чужих женщин, кроме как в лицо, на руку или на ногу»

Не дозволяется мужчинам смотреть на чужих женщин, кроме как в лицо или на кисть руки. Женщины часто работают вместе с мужчинами, передавая или беря друг у друга что-либо; покрытие упомянутых частей причиняло бы им большое неудобство, почему необходимо оставлять эти части открытыми. Передают мнение Абу Ханифы (рахматуллаhи ‘алейhи), что дозволено глядеть на ноги женщины, так как иногда к тому представляется случай. Сохранилось также предание об Абу Юсуфе (рахматуллаhи ‘алейhи), что смотреть на плечо равным образом разрешается, потому что оно, в силу обычая, также остается непокрытым. Если, однако, мужчина не свободен от побуждений похоти, то не дозволяется глядеть даже в лицо женщины, за исключением случаев крайней необходимости.

«Мужчина (если он молод) не должен дотрагиваться до чужой женщины»

Мужчине не дозволено дотрагиваться до руки чужой женщины, хотя бы он был господином над своею похотью, потому что Пророк (саллаллаhу ‘алейhи уа саллам) сказал: «Кто прикоснется до чужой женщины, того рука будет сожжена горящим углем в день суда». При этом, однако, предполагается, что женщина молода; если она стара, так что не чувствительна к похоти, то дозволяется прикасаться к ней во время приветствия; или когда мужчина, будучи стар, не испытывает страсти и не способен возбудить ее в женщине, то ему дозволяется прикасаться к женщине.

«До ребенка женского пола можно прикасаться и на него можно смотреть»

Разрешается прикасаться и смотреть на молодых девочек, в которых половое чувство еще не пробудилось, ибо в этом случае нет опасности соблазна.

«Правила, которые должен соблюдать судья в отношении женщин при исполнении судейских обязанностей, или свидетель»

Къадий (шариатский судья) может смотреть в лицо чужой женщине, когда он постановляет о ней приговор, несмотря на опасность возбуждения похоти; он принужден поступать таким образом при постановлении приговора, чтобы не повредить правам людей. Свидетели подвержены той же необходимости при даче показаний; и потому им также разрешается смотреть в лицо чужой женщине, когда они дают показания относительно нее. Однако не разрешается глядеть с целью дать показание, когда есть опасение возбудить похоть, ибо могут быть найдены другие свидетели, свободные от таких вожделений. Довод этот неприменим, когда показание дается в действительности.

«Можно смотреть на женщину с намерением жениться на ней»

Мужчина может смотреть на женщину, на которой имеет намерение жениться, хотя бы он знал, что это возбудит в нем страсть.

«Правила, которые должен соблюдать врач при лечении женщин»

Врач, леча чужую женщину, может смотреть на больное место. Лучше, однако, если он укажет другой женщине, как давать лекарство, ибо то обстоятельство, что лицо одного пола смотрит на лицо того же пола, не имеет большого значения. Если он не может найти подходящую женщину для указания способа лечения, то должен покрыть все члены женщины, за исключением больного места, когда необходимо смотреть на него, покрыв это место насколько возможно, ибо, что разрешается лишь по необходимости, тем следует пользоваться со всевозможными ограничениями. Равным образом мужчине разрешается, когда он ставит клистир другому мужчине, смотреть на надлежащее место. 

«Мужчина может смотреть или прикасаться до любой части тела другого мужчины, исключая его наготы»

Мужчина может смотреть на любую часть тела другого мужчины, за исключением части ниже пупка до колена, потому что Пророк (саллаллаhу ‘алейhи уа саллам) сказал: «Нагота мужчины простирается от пупка до колена». А так как в другом предании говорится: «Ниже пупка», то отсюда можно заключить, что пупок не включен сюда, но колено включено. Однако при этом соблюдается постепенность: выставление колена не столь важно, как выставление бедра, а выставление бедра не столь важно, как выставление положительной наготы или детородных частей. Посему человек подлежит легкому выговору, когда выставит колено; более суровому обращению — когда оставит непокрытым бедро; а в случае выставления детородных частей должен быть принужден посредством наказания к покрытию их.

До тех частей мужчины, на которые другой мужчина может смотреть, он может и прикасаться, ибо зрение и осязание тех частей тела мужчины, которые не составляют наготы, рассматриваются в одном свете.

«Женщина также может смотреть на любую часть мужчины, исключая его наготы (если только она свободна от похоти)»

Женщины могут смотреть на мужчину, за исключением пространства между пупком и коленом, если только они свободны от похоти, ибо не делается различия между мужчинами и женщинами при лицезрении не секретных частей, как и при лицезрении одежды и четвероногих. (В «Мабсуте» при рассуждении о гермафродитах приводится, что женщина, глядящая на чужого мужчину, имеет сходство с мужчиною, глядящим на свою родственницу; в каковом случае он не должен глядеть на ее спину или живот, чтобы этим не возбудить страсти). Однако если женщина охвачена страстью, или возбуждает сильное опасение, что лицезрение мужчины вызовет в ней таковую, или вообще не уверена в противном, то приличнее, если она закроет глаза и будет избегать смотреть на чужого мужчину; и равным образом мужчина в подобном положении должен закрыть глаза и не смотреть на чужую женщину. Так как похоть имеет сильную власть над женщиною, то предполагается, что она постоянно действует на неё; и когда мужчина также подвержен этой страсти, то она существует с обеих сторон; а это составляет серьезное основание считать взгляды их друг на друга незаконными. Другое дело, когда под влиянием страсти находится только женщина, а не мужчина: тогда нет одинаково веской причины считать лицезрение незаконным, так как лишь одна сторона находится под влиянием страсти. 

«Или на те же части тела другой женщины»

Женщине дозволяется смотреть на любую часть тела другой женщины, за исключением части ниже пупка до колена. Это — согласно одному преданию, касающемуся Абу Ханифы; но, по другому преданию, лицезрение одною женщиною другой равносильно лицезрению мужчиною своей родственницы, то есть им не дозволяется смотреть на спину или живот. Первое предание, однако, более авторитетно.

«Мужчина может глядеть на любую часть тела своей жены…»

Мужчина может глядеть на свою жену, даже на детородные её части, если хочет, потому что Пророк (саллаллаhу ‘алейhи уа саллам) сказал: «Закрывайте свои глаза перед всеми, кроме своих жен и рабынь».

Тем не менее, приличнее, если ни муж, ни жена не станут глядеть на детородные части друг друга, ибо Пророк (саллаллаhу ‘алейhи уа саллам) сказал: «Когда вы имеете половое сношение с женщинами своего племени, должны скрываться как можно более, и не будьте тогда голыми, так как это слишком походит на обычай ослов».

«Мужчина может глядеть на свою родственницу»

Мужчина может глядеть на лицо, плечо или ноги своей родственницы. Так как в обычае у родственников посещать друг друга без предупреждения и без стеснения и так как женщины дома обыкновенно носят одежду, приспособленную к работе, то если бы лицезрение упомянутых частей было незаконно, оно причинило бы им слишком большое стеснение. Иначе — в отношении других частей тела, и отсюда вытекает незаконность лицезрения спины или живота. (Следует заметить, что под употребленный здесь термин «родственник» подходят всякие лица, между которыми брак при всяких обстоятельствах незаконен вследствие кровного-молочного родства или свойства).

«Родственники и родственницы могут прикасаться друг к другу (если нет опасения возбудить страсть)»

До всякой части тела родственника, на которую дозволяется глядеть, можно и дотрагиваться, если только нет опасности возбудить страсть, в каковом случае не одобряется ни лицезрение, ни прикосновение.

«Или сидеть наедине, или путешествовать вместе»

Нет ничего неприличного, когда мужчина сидит наедине со своею родственницею или путешествует с нею, ибо Пророк (саллаллаhу ‘алейhи уа саллам) сказал: «Ни одна женщина не должна путешествовать более трех дней и трех ночей, если не путешествует вместе со своим мужем или родственником».

И если в этом случае женщине представляется необходимость сесть на лошадь или сойти с неё, то мужчина может, помогая ей в этом, дотрагиваться до ее спины или живота, если таковые покрыты и если он хозяин своих страстей; иначе он должен остерегаться прикосновения к ней.

Шейх аль-Ислам Бурхан ад-Дин аль-Маргинани, из книги «Хидая фи фуру аль-фикх»

По материалам: http://islamdinr.ru/
date26.04.2018readCount466printРаспечатать