old.muslim.kz Исламский этикет при изучении наук - Muslim.kz
Исламский этикет при изучении наук

Каждый мусульманин должен изучать науку с чистыми помыслами. Его целью не должно быть обогащение или приобретение славы, так как если даже оно принесет ему пользу в этом мире, но не будет путеводителем в ином.

Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:

  • «Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил»,
  • «Человек, который приобретал знания не ради довольства Аллаhа, а для приобретения мирских благ, не почуствует даже запаха Рая»,
  • «Человек, который не следует на деле тому, чему учился и не будет претворять это в жизнь не будет считаться истинным ученым. А тем, кто не будет учить других из-за зависти или из-за лени приготовлено наказание»,
  • «Раб не будет ученым покуда не будет действовать согласно знаниям», «Если кто-то будет спрошен о знаниях, но он утаит его, в Судный День его ждет узда из огня» [1].

Халиф Омар (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Я боюсь, что нашу умму заполонят лицемеры, изучившие науку». А на вопрос: «Кто такой ученый лицемер?», он ответил: «Его уста – уста ученого, но сердце и деяния – невежественны».

Суфиян Саури (да будет доволен им Аллаh): «Наука призывает к действиям. Если будет действие будет и польза, а если не будет – то наука оставит тебя»

Ибн Мубарак: «Ученый будет оставаться ученым, покуда будет вовлечен в учение. Когда он прекратит обучаться, он станет невеждой».

Фудайл изрек: «Я жалею следующих трех:

1) Того, кто будучи уважаемым, имеет короткий ум.

2) Того, кто обеднел после богатства.

3) Ученого, который использует науку для достижения мирского» [2].

 

[1] Нәуәуи Әбу Зәкәрия Яхя бин Шәрәф, Риязу-с Салихин, аударма және түсініктеме: (Яшар Кандемир,   Исмайл Лютфи Чакан, Рашит Күчүк), I-VIII, Стамбул 1997, 1395-1398.

[2] Әбу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед, Кимя-яы Саадет, Стамбул 1970, 66 б.

Бакытжан Откелбаев, наиб имам Республиканской мечети «Хазрет Султан», специально для Muslim.kz
date07.04.2018readCount655printРаспечатать