old.muslim.kz Ислам – религия науки - Muslim.kz
Ислам – религия науки

Ислам всегда был тесно связан с наукой. Никогда не было слыхано, чтобы Ислам выступал против научных фактов или противостоял науке. Наша религия всегда была на страже науки и является ее источником по сей день.

После того, как Ислам начал распространяться, большинство мусульман устремились к науке. Но, естественно, в то время еще не было ни школ, ни университетов. Поэтому источником исламской культуры, научным центром и местом поклонения служила мечеть. Наряду с поклонением, мусульмане в мечети изучали Коран, шариат и прочие виды наук. При мечетях велись занятия по изучению письма и грамотности. Позже начали открываться и другие учебные заведения.  В то время обучались по двум системам:  

1) Дахили (внутренние) – заведения, похожие на современные школы-интернаты. В этих заведения учились дети бедняков, приезжие из отдаленных районов.

2) Хариджи (внешние) – полноценные учебные заведения, куда ученик ходил за знаниями, а вечером возвращался домой.

Образование в обоих системах было абсолютно бесплатно. Там были аудитории, намазхана, столовая и т.д. Одним словом, это была схема схожая с современной школой. В этих школах преподавали учителя, прошедшие экзамен у ученых людей. Вследствие того, что некоторые мусульманские правители, отдельные знатные люди , торговцы покровительствовали науке и знаниям, и благодаря наставлениям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), во многих уголках исламских государств количество такого рода учебных заведений увеличивалось.

Исламская культура – это культура сложившаяся, благодаря исламскому мировоззрению и является общим достоянием всего человечества. Но, в тоже время, исламскую культуру невозможно рассматривать отдельно от религии. Что не скажешь о христианстве, приверженцы которого были подвержены инквизициям только из-за их интереса к науке. Поэтому, наука в Европе распространилась намного позже. Возможно из-за этого религия и церковь стала ассоциироваться с тьмой и предградой на пути к прогрессу.  

Научные открытия были и до Ислама, но мусулмане сумели развить их и распространить в очень короткий промежуток времени. Все это они делали во исполнение Божественных предписаний. Мы можем смело сказать, что нет такой сферы науки куда бы не привнес свою лепту Ислам. Посредством мусульманских путешественников до нас дошли сведения и карты многих местностей вплоть до Корейского полуострова. Например, известный путешественник Ибн Батутта (1304-1368) доплыв до Зайтуна (современный Гонконг), описал его порт, подчеркнув, что это «самый большой порт в мире» [1].

При правлении Аббасидов, мусульмане предотвратили исчесновение с лица земли памятников античности, письменного наследия греков, персов и др.

В свое время и наши предки писали свои труды на арабском языке. Махмуд Кашгари в своем произведении «Диван-ы Люгат ат-тюрк» на арабском языке писал о том, что вначале тюрки использовали 18 символов, а впоследствии тюркские племена добавили еще несколько, в результате чего их количество достигло 26-ти. Англичане перевели труд «Аль Хидая» Абуль-Хасанат Мевлеви Абдул-Хая Маргулани и добавили некоторые его части в законы о семейных сношениях. Совсем недавно этот труд перевели с английского на русский язык.

Первые труды по религиозной философии были написаны в 300-х годах хиджры. Родоначальник исламской философии Аль Кинди жил именно в этот период. Мусульманские ученые сказали то, что Земля является сферической еще в 8-м веке при халифе Харун Рашиде. Эти открытия были сделаны в местечке Нисфун-нахар близ Багдада. Колумб, открывший Америку также обязан открытиям и изысканиям мусульманских ученых: он писал, что слышал о том, что Земля круглая от Аверроиса. Известно, что Аверроисом европейцы называли ибн Рушда.

Бывший директор токийской обсерватории Ешиди Коган на одной из международных конференций озвучил интереснейшую мысль: «Я нашел новую методику изучения тайн Вселенной – чтение Корана. Читайте Коран, эта книга откроет вам все тайны мира».

Вот еще пример, когда доктор эмбриологии Кейт Мор написал книгу под названием «Строение человека», арабские ученые сказали ему, что его результаты схожи с тем, чему учит Коран и Сунна и попросили разрешить им перевыпустить книгу с дополнениями из Корана. В результате появилась книга под названием «Создание человека в свете Корана и медицины».

Европейцы стали ближе к науке благодаря Востоку, в том числе и мусульманам. Европейский Ронессанс начался в 1300 годы. Почему? Потому, что именно в этот период, период Крестовых походов, они имели возможность ближе познакомиться с исламской культурой. В период правления Омара (р.а.) перед мечетями стало обычаем накрывать стол для путников, бедняков. В вечернее время зажигали огни, тем самым зазывая туда путников. В городе Кордова даже в те далекие времена с наступлением сумерек зажигали огни и освещали путникам и жителям дорогу. В это время Европа до сих пор жила во тьме в прямом и переносном смыслах. Знакомство с Исламом подтолкнуло европейцев к развитию. Некоторые современные европейские ученые писали: «Тогда как средневековые европейские правители не могли написать свое имя, мусульманские дети того же времени учились в медресе Кордовы».  Знакомство христиан с Исламом привело к тому, что в 1425 в Италии издается медицинский справочник. Но в этом справочнике авторы отсылаются на евпроейского Галена 130 раз, тогда как на ибн Сину 3000 раз, на  Абу Бакра Рази, именовавшегося в Европе, как Разец – 1700 раз. В той же Кордове насчитывалось порядка ста библиотек, а лишь каталог книг в Центральной из них насчитывал 44 тома!

Ибн Тугрыберды с горечью писал о том, как при битве у Багдада в реку были брошены 200 тысяч книг из дворца. Также в Багдаде существовало заведение, готовившее 6000 студентов в области медицины. Каждому готовому врачу был приставлен помощник. Если в Европе некоторых прокаженных сжигали, в мусульманских странах лечили и брали под контроль государства. Для того чтобы люди населявшие пустынные районы не оставались без врачебной помощи были организованны специальные караваны. И в это время появились специальные амбулаторные карты.

Для того чтобы обозначать время намазов мусульмане начали заниматься изготовлением часов, так 800 лет назад мусульмане сделали свои первые часы. Халиф Харун Рашид подарил королю Франции Шарльману деревянные часы. Также в Багдаде была построена первая в мире обсерватория. Современные астрономы в долгу перед Ибн Хасамом, который является автором уникальных теорий  в области зеркал и их применении для создания телескопа. Он же в свою очередь обязан своим знанием Корану. Ислам и в наши дни продолжает приносить пользу для развития науки [2].

Приведем примеры и труды некоторых мусульманских географов:

  • Ибн Хурдадбих (820/886/912) «Китап аль-Масалик уал мамалик»
  • Сулейман аль-Таджир (ІХ в.) «Ахбар аль-Син уал Хинд»
  • Абу Али Ахмет Рустехулы (ум. 913) «Муруж ал-Захаб уа Магадин ал-Жауһар»
  • Ибн ал-Надим (ум. 995) «ал-Фихрист»
  • Абу Абдуллах Мухаммед ал-Идриси (1100-1166) «Китап Нусхат ал-Муштак фи Ихтирак ал-Афак»
  • Закария ал-Казуини (1203-1283) «Ажайиб ал-Махлукат жане Гараиб ал-Маужудат»
  • Ибн Сагит (1214-1286) «Китап ал-Жуграфия фи акалим ас-Сабга»
  • Абул Фида (1273-1331) «Китап ал-Мухтасар фи акбар ал-Башар», «Такуим ал-Булдан»
  • Димашки (ум. 1317) «Китап Нухабат ал-Дахр фи Ажайб ал-Барр ал-Бахр»
  • Шахауиддин Ахмет ал-Нуайыри (ум. 1332) «Нихаят ал-Араб фи Фунун ал-Адаб»
  • Абдуррахман Абу Зайд Халдунулы (1332-1406) «Китап ал-Ибар»
  • ал-Махризи (1365-1442) «ал-Мауагиз уал Итибар фи Зикр ал-Хитат уал Асар»
  • Ибн ал-Бакун (ХVг. ) «Китап ал-Фауаид фи Усул ал-Бахр уа Кауид»
  • Абул Фазыл (1655-1602) «Гаини Ахбари»
  • Бадауни (1540-1615) «Тарихи Алфи», «Мунтахаб ат-Тауарих» [3].

Многие средневековые города в дельте реки Сырдария и районе Жетысу были найдены благодаря авторам мусульманских географов. Тот факт, что в европейских языках присуствует такие слова как тариф, магазин, алгебра показывает насколько сильным было влияние мусульман на развитие наук. Европейские ученые позднего времени так же с воодушевлением писали о выдающемся вкладе мусульманских ученных в развитие науки.

Язык свещенного Корана и свойство этого языка очаровывали, как ранних так и поздних литераторов, филологов, психологов, социологов. В Коране можно найти ответы на множество вопросов, поэтому мы должны изучать Коран, ведь это Слово нашего Господа. Давайте рассмотрим на примере то, как Коран и наука находятся в гармонии друг с другом. Возьмем 39-ю суру, 6-ой аят: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках».

«Утроба состоит из трех слоев. Первый внешний слой называется Perimetrium, средний слой Muometrium. Третий слой Endometrium». Все эти три слоя защищают младенца от ударов, не пропуская свет и состоят из тканей, наполненых жидкостью. В Коране это сказано очень локонично: три мрака. Это еще раз доказывает о божественном происхождении Священной Книги [4].

На протяжении вот уже 14-ти веков никто не может создать похожие произведения и это еще раз доказывает то, что Коран - это Слово Аллаха.

Некоторые ученые атеисты утверждают, что Ислам препятствовал развитию науки. Но это просто слова, так как вышеперечисленные примеры доказывают обратное: Ислам способствовал развитию науки.

Мы можем привести еще пример того, что Ислам выступал за развитие науки: Абу Наср Ибн Мухаммед Тархан Аль Фараби, выходец из Отрара Южно-казахстанской области. Он написал свыше 120 трудов, и внес свой вклад в развитие науки.

В то время, когда жил Аль Фараби, Восток переживал очень большие изменения. В это время очень сильное распространялась арабская литература, многие ученые-неарабы писали свои труды на арабском языке. Таким образом мусульманские народы способствовали распространению арабской культуры. Это время также ознаменовалось расцветом и развитием таких наук, как искусство, математика, философия, медицина, физика, химия. Арабская культура способствовала расцвету европейской культуры, которая намного отставала от мусульманского развития. Вместе с Аль Фараби стоит упомянуть и имена таких тюркоязычных ученых, как Абу Али Ибн Сина, Аль Беруни, Фирдауси, Низами, Омар Хаям, Насреддин Гуси, Исмайл Джаухари, Махмуд Кашкари, Жусип Баласагуни и других ученых тюркского происхождения. Таким образом, искусство передавалось из поколения в поколение и развивалось. Цивилизация Востока достигло такой степени, что она была образцовой для других стран. Труды аль-Фараби доказывают и этот факт. Вот некоторые из них: «Энциклопедия ученых», «Возникновение ученых», «О смысле разума», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд», «Трактат о сущности души», «Пояснения к трудам Платона, Аристотеля, Птомолей, Ломея, Порфирия» [5].

Аль-Фараби родился в 870 году в Фарабе, где и начал свое обучение. Позже он переезжает в Багдад, где продолжил свои изыскания. Фараби тщательно познакомился с трудами Платона. Впоследствии он трудился в Сирии, где и умирает в 950 году. В трудах Фараби большое место занимают философия и логика. Уже при жизни его называли «Вторым учителем» (после Аристотеля), что подчеркивает его уровень.

Видный энциклопедист средневековья Абу Райхан аль-Бируни также был влиятельным ученым. Когда он сталкивался с проблемами в науке, он обращался к религии. Абу Райхан аль-Бируни родился на территории современного Каракалпакстана в 973 году. В возрасте 21 лет он увлекся астрономией.

В исламе не приветсвуется магия и волшебство. Сказано в хадисе: «Тот к кто придет к гадальшику или гадальшице и поверит ему, тот отрекся от того, что ниспосланно Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) И вот по этому поводу Аль Бируни пишет свой очередной труд который называется «Минерология» (1047 год). В этом труде ученый доказывает несостоятельность веры в магию и в потусторонние силы. Он доказывал, что магия не имеет ничего общего с наукой, и что магия является ложной наукой. Бируни также проводил исследования по поводу наводнения, о котором говорится в Коране [3].

Свой вклад в науку так же привнес уроженец города Бухара Ибн Сина, которого в свое время называли «арабским ученым». По разным сведениям, перу Ибн Сины принадлежит свыше 450 книг, из которых до наших дней дошли только 240. Среди этих трудов - книга о «Принципах врачевания» принесла ему славу еще при жизни. Эту книгу можно смело назвать энциклопедией о медицине и на протяжении 500 лет ее использовали мусульманские и европейские ученые. Ибн Сина был верующим человеком. Все его труды начинались с «Именем Аллаха, хвала Аллаху Господу миров и его пророку». Многие ученые-атеисты допускают осознанную ошибку, рассматривая труды исламских ученых только с точки зрения материализма и специально скрывая их духовную сущность. А Создатель всего сущего дал им возможность понять мир и сделал их предводителями в области науки.

В ХІІІ веке труды арабских ученых стали массово переводиться на латинский язык, и распространяться по территории Западной Европы. Например, мы знаем, что в то время очень ценились переводы трудов аль-Фараби по музыке, философии, оптике, геометрии, астрономии, медицине. Один из распространителей такого рода трудов и переводов монах Роджер Бекон просидел в темнице при церкви целых 14 лет. В общем, мы можем сказать, что многие религии помимо Ислама были склонны наказывать своих адептов за увлечение наукой.  Такой же участи удостоился Джордано Бруно, которого в 1600 году заживо сожгли лишь за то, что он пытался доказать, что Земля круглая.  

Испанский ученый Липель Сервет также был сожжен за изучение кровообращения. Врачеватели Ивана Грозного были убиты за то, что те, в целях изучения внутреннего строения человека, вскрыли труп. Галилео Галиллей долгое время провел в заточении за то, что доказал, что Земля вращается вокруг своей оси.

Напротив, человек читающий Коран, не найдет там ни одного предложения, запрещающего изучать мироздание или делать какие-либо открытия. Коран призывает к изучению окружающего его мира. В истории Ислама мы не встретим ни одного случая, где бы религия выступала против свободного мышления, или же запрещала бы заниматься наукой. Более того, исламские правители щедро одаривали тех, кто занимаясь наукой, вносил свой вклад в развитие общества.  

Что же послужило тому, чтобы мусульманские ученые стали лучшими представителями науки в средневековье? Во-первых, мусульмане верили, что Бог един, Коран – Его книга, а Мухаммад – его раб и посланник. Во-вторых, Исламский Халифат создал все условия для занятий наукой.  Таким образом, мусульмане воплощали в жизнь один из 40 предписаний шариата, то есть наукой занимались и мужчины и женщины. В-третьих, арабский язык стал своеобразнынм лингво-франка для мусульманских ученых разных народов, что тоже повлияло на быстрое развитие науки в целом.  В-четвертых, при дворцах правителей мусульманских стран обязательно находились богатейшие библиотеки. К примеру, аль Фараби и ибн Сина сложились как ученые именно благодаря посещению таких библиотек. В-пятых, средневековые мусульманские ученые развили и распространили древние учения других культур и тем самым внесли свой вклад в мировую науку. В-шестых, они систематизировали сложные науки и тем самым облегчили их изучение для поздних поколений [7].

 

[1] http://www. bilimtarihi. gen. tr

[2] ХХІ ғасыр: Білім беру және руханият мәселелері: ғылыми еңбектер жинағы

[3] Бухари, Саум, 13 б. Мүслим, Сиям, 47 б.

[4] Морис Букаи, Тора, Евангелие и Коран в свете современных научных знаний, Москва 2000.

[5] http://www. bilimtarihi. gen. tr

[6] Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани, Факти относительно морей и океанов, Перевод с английского Кулиева Руфата (Салмана) Москва 1999, 98 б.

[7] Қайрат Жолдыбайұлы, Имани гүл, Алматы 2012 ж. 128 б.

Бакытжан Откелбаев, наиб имам Республиканской мечети «Хазрет Султан», специально для Muslim.kz
date06.03.2018readCount920printРаспечатать