old.muslim.kz Тайм-менеджмент в Исламе - Muslim.kz
Тайм-менеджмент в Исламе

Уважаемые братья, я уже долгое время обещаю немного рассказать о времени. И сегодня, ин шаа Аллаh, попытаемся немного поработать в области нашего тайм-менеджмента.

Что такое время? Время - это время. Каждый из нас это знает, нося часы, у каждого из есть календарь и мы знаем, что сегодня предпоследний день апреля, а завтра последний день апреля, потом наступит май... и все. Никто из нас не пролистывает календарь до того момента, когда закончится наша жизнь. Никто из нас не знает в какой день, в какое время суток, в какой час и в какую минуту будет наше последнее дыхание, будет последний вздох и когда мы уйдём из этой жизни. Поэтому, время надо ценить и время, на самом деле, для нас, для мусульман, для тех, кто верует в бренность, что этот мир сам по себе временен, и мы в нем, навечно не останемся. Вечное пребывание будет после того, как мы уйдём из этого мира. И поэтому, это время дано нам лишь для того, чтобы мы накопили наши благие и полезные деяния, с которыми мы в Судный день предстанем перед Всевышним Аллаhом. По этому поводу, я хотел бы рассказать вам небольшую притчу, которую нам рассказывал наш устаз.

Он говорил, что у одного олигарха были дочь и сын. Он был очень богат, что даже потерял счет в деньгах. И в один прекрасный день как и всех людей, его настигла смерть. После его смерти сын и дочь поделили имущество (наследство) поровну.

Дети были настолько избалованы, что от любой вещи, которая придётся им по душе, они не отказывали в себе. Когда отец был жив, он им говорил: «Все, хватит, это не надо!». Но когда отец ушел, дети погрязли в своих желаниях.

Однажды сын пошел на базар. В те времена на спички был дефицит и соответственно, цена на них была высокая. Когда сын олигарха увидел спички, ему понравился звук зажигания спички и запах пороха. Он взял одну спичку, затем вторую, далее коробку и отвез домой. 24 часа в сутки сын только и подавлял свое искушение этим звуком и запахом. День, два, месяц, год… Вскоре из-за высокой цены на спички, полученное от отца имущество закончилось. Близкие люди старались предупредить, предостеречь его, но сын не послушался. Он так подавлял свое удовольствие, что потерял счет деньгам и времени.

Его сестра тоже пошла один раз на базар. Там ей понравился один материал. В те времена свое богатство они показывали через одежду, то есть самое модное одеяние, сшитое из самого модного материала, считалось признаком богатства. Как и сейчас, в нынешнее время, показанием богатства является iPhone. Если есть старое, то необходимо новое и наоборот. Если кто-то из вас был когда-либо на базаре, то вы наверняка знаете, как продавцы ловко рвут материал, ровно его разрезают. И когда продавец в очередной раз рвал материал, девушке понравился получившийся звук. Позже она делала так: каждый день она покупала рулон материала, сажала продавца перед собой и слушала этот звук. Материал, в свою очередь, был не дешевым, он соответствовал ее статусу, а значит, был дорогим и модным.

Таким образом, и у нее закончились деньги. Все люди начали над ними насмехаться. Брат и сестра начали просить деньги, занимать, но все отказывали. И дело дошло до того, что они держась за руку пошли попрошайничать на базар. Этот базар существует и до сегодняшнего дня в столице Бангладеша в городе Дакка, который носит название «Базар олигарха».

Каждый из нас наверняка подумал, какими глупыми были брат с сестрой. У каждого из нас своим мысли и идеи как бы он потратил деньги. К примеру, построили бы дом, купили машину и т.д. Но если кто-нибудь извне, посмотрит на ситуацию с точки зрения Шариата, он точно так же будет смеяться над нами. Почему? Потому что время – это самое большое богатство, которое у нас есть. И мы с ним сейчас поступаем точно так же, безрассудно как эти два наследника богача.

Мы абсолютно не ценим время. Говоря мы, я имею в виду, в первую очередь, себя. Если идет какой-либо футбольный матч, мы тратим 90 минут своей жизни перед экраном телевизора и у нас не возникает никаких проблем. Но если нам скажут: «Прочитай Кyр`ан. На это у тебя есть 90 минут», то после 45 минут мы начнем уже искать причины  или прямо скажем, что мы устали. Так же в намазах, мы можем во время оразы читать 20 ракатов тарауих намаза. Но после айт намаза никто из нас их не прочитает.

Также в любом благом деле, которое мы делаем, есть такое безрассудство, то есть, есть какой-то всплеск, Аллаh дает нам нур и это - время. Мы «сверкаем» и блестим. Мы готовы совершать любые поклонения любое количество времени. Но когда данный заряд уменьшается, то мы также вместе с ним гаснем. И это доходит до того, что обязатаельные фарз намазы мы начинаем читать с трудом. Иногда, мы даже начинаем пропускать их. Поэтому, каждый из нас также является таким же безрассудным наследником. Потому что, время – это то самое богатство, которое трудно с чем-то сравнить.

Один исламский ученый сказал: «Мы люди созданы из времени. Мы сами время. И когда уходит одна секунда, две, минуты, то нас тоже становится меньше. Какая-то часть нас уходит. Каждый из нас должен ценить время и правильно им воспользоваться, пока его тело полностью не иссякло».

Пророк ﷺ говорил: «Есть два богатства, которые Аллаh дал человеку. И которым человек не знает цену. Первое – это наше здоровье, а второе – это наше время».

Что значит здоровье?

Мы идем к врачу тогда, когда уже умираем. И поэтому, мы не заботимся о своем здоровье. Самое большое количество смертности от раковых заболеваний среди казахстанцев. Это от того, что мы приходим к врачу тогда, когда находимся на 4-й стадии, когда уже не можем ходить и никакая химиотерапия не в состоянии помочь нам. Но если бы не мы, то можно было бы продлить нашу жизнь еще на пару лет.

А второе богатство, которое мы не ценим, время. Если мы проведем анализ своих дней, то поймем, что мы, совершаем очень мало полезного. Пользы нет ни для нашего дунья, ни для нашего ахирата.  Еще  в одном хадисе, в котором Пророк ﷺ говорит, что человек должен воспользоваться 5-ю вещами, прежде чем они превратятся в противоположность, то есть, человек должен ценить свою молодость, прежде чем наступит старость. В данной ситуации тоже присутствует уклон на время. Следующее, здоровье человека, прежде чем он начнет болеть. Мы должны уметь пользоваться своим здоровьем в нашей жизни, но к сожалению, не можем. Поэтому, молодость и здоровье также являются нашим богатством. И дальше Пророк ﷺ говорил, что мы должны ценить наше свободное время, прежде чем начнем чем-то заниматься. Если мы не будем ценить его, то придут дела, заботы и другие хлопоты, и у нас не останется времени.

Сейчас я виню себя за то время, которое было до женитьбы. Я говорю себе, что если бы в то время я прочитал бы то, или сделал это, то сейчас все было бы намного лучше. И эта история, наверняка знакома всем. Следовательно, временем нужно дорожить. А когда начинаются заботы, свободное время становится на вес золота.

Каждый из нас мечтает стать президентом, премьер-министром, то я имел бы «это или другое». «Это то или другое» было бы, но времени не было бы. Пусть у тебя будет санаторий в Швейцарии, пусть у тебя будет большой дом, но вся прелесть не в том, что это у тебя есть, а в том, что ты этим пользуешься. Если ты не можешь этим воспользоваться,  это равно тому, что этого у тебя нет. И поэтому Пророк ﷺ в своих хадисах говорил, что богатство человека - это то, что он съел и то, что он надел. Все остальное – это роскошь. Пусть у тебя есть гардероб, но ты не можешь найти удобный случай, чтобы надеть какую-нибудь вещь оттуда (возможно, пару случаев надеть золотое ожерелье с брилиантом бывает), то цены такому гардеробу нет. И то же самое мы делаем со своим временем. Есть масса вещей, которые мы делаем, но никакой пользы они для нашего дунья и ахирата не несут. Мы тратим свое время впустую. И поэтому Пророк ﷺ говорил, что это нужно прекратить и научиться рационально использовать время.

Что такое рациональное использование времени?

Пророк ﷺ - это лучший учитель, который был на свете. И я каждый раз вам говорю прочитать его биографию и жизнеописание его сахабов (да будет доволен ими Аллаh), то есть как они управляли своим временем. И самым лучшим менеджером своего времени был Пророк ﷺ . И что он делал? Он делал все по расписанию. У него был график: он совершал намаз, читал Кyр`ан, делал зикр, встречался с сахабами, делегациями и т.д. И обязательно у него было время для своих жен, он всегда ходил к ним и узнавал как у них дела, что им надо и т.д.

Таким образом, человек на котором держится все государство (и светская сторона, и религиозная), он каждый день находил время для своей семьи.  Хоть это время, которое уходило, было небольшим – на вес золота. Если мы посмотрим через призму времени Пророка ﷺ и начнём читать Сахих Бухари, то Альхамдуллиляh, найдём там очень много хадисов, когда Пророк ﷺ развлекал своих жен, рассказывал им различные истории.

В одном хадисе рассказывается, что когда Аиша (да будет доволен ей Аллаh) захотела посмотреть на людей, которые выступали в мечети с саблями, она выглянула и Пророк ﷺ стоял и ждал. Он спросил ее: «Все?», она ответила: «Все, достаточно». Он не  надоедал ей, не дёргал ее со словами: «Все, хватит», он терпеливо ждал.

Еще в одном хадисе говорится, что Пророк ﷺ бегал наперегонки вместе со своей женой. В другом хадисе говорится, что Пророк ﷺ скакал на лошади. Таким образом, время для развлечений у него тоже было. Но если мы сейчас будем заниматься тем же самым, то у нас никакого сауаба не будет. А все это потому что у нас нет ниета - намерения. А если мы хотим превратить эти действия в сауабы, то нам нужно сделать только одну простую вещь – сделать намерение, что мы занимаемся физкультурой потому, что это сунна нашего Пророка ﷺ, если мы бегаем, то это сунна нашего Пророка ﷺ, если мы сидим и кушаем со своими женами, разговариваем с ними, то это тоже сунна нашего Пророка ﷺ. Во всем есть сунна и каждое наше действие, если мы будем делать его так, как делал Пророк ﷺ с намерением, что это сунна Пророка ﷺ - это будет самый лучший тайм-менеджмент. Лучше этого тайм-менеджмента придумать нельзя.

Возможно, кто – то из вас возразит со словами «Почему бы лучше не читать намаз или Кyр`ан?» Альхамдуллиляh, это хорошо. Пророк ﷺ делал эти дела. И вы знаете один известный хадис, когда к Пророку ﷺ пришли его сахабы и сказали: «Пророк, которому Аллаh обещал, простить то, что было и все, что будет,  читает намаз и держит пост». Тогда один из них сказал: «Я буду голодать каждый день», другой сказал, что будет молится всю ночь и так далее. Узнав это Пророк ﷺ сказал: «Я - посланник Аллаhа, я это делаю (т.е. поклонение) и в то же время я сплю, я отдыхаю, то есть совершаю все мирские дела».

Какой урок из этого хадиса мы извлекаем? Урок в том, что Пророк ﷺ указал нам, что действия как отдых, развлечения мы будем делать так же, как и другие дела Пророка ﷺ с намерением, что это сунна Пророка ﷺ, что мы тоже получим за это очень большую награду.

Омар ибн Абдуль-Азиз (да будет доволен им Аллаh) или Второй Омар был халифом мусульман. Он очень часто повторял, что утро, день и ночь работают постоянно против тебя. И для того, чтобы не поддаться их нападкам, нам тоже необходимо работать против них. Каждую минуту, каждую секунду мы должны использовать таким образом, чтобы завтра когда мы предстанем перед Всевышним Аллаhом, мы могли в полный голос сказать, что потратили время во имя Аллаhа, так как нам показал Пророк ﷺ. Для этого очень важно правильное распределение времени. Мы должны составить график, согласно которому в 9:00 я выхожу из дома и направляюсь на работу, в 18:00 прихожу домой, в 19:00 ужинаю и каждые сутки я выделяю 15 минут для чтения Кyр`ана и 5 минут читаю жизнеописание Пророка ﷺ. Пусть даже это будет 3 минуты, но пусть это будет каждый день.

В одном хадисе Пророк ﷺ говорит: «Самым любимым делом перед Аллаhом является то, которое мы делаем постоянно». Пусть даже если оно будет маленьким и незначительным, но если будет постоянным, то это будет любимым перед Всевышним Аллаhом. Пусть это будет 2 ракаата намаза, а не 20, пусть я не могу проснуться утром, но перед сном прочитаю эти 2 ракаата, то Всевышний полюбит это. Давайте каждый из нас запишет себе, что хотя бы 1 или 2 раза в месяц будет держать пост (одну субботу или воскресенье, когда человек свободен). Если мы так распределим и будем следовать графику, то  прекраснее вещи не будет. Вы знаете, почему большинство ученых, суфийских шейхов писали распорядок дня? Когда кто-то из учеников приходил к этому устазу, он говорил, что такое-то дуа необходимо прочитать в это время суток. У каждого человека свой характер, свой распорядок времени, разная занятость и т.д. и они это выполняют. Если мы сделаем то же самое будет очень хорошо. Например:

  • По понедельникам мы будем читать дуа, которое Пророк ﷺ научил нас для того, чтобы наше состояние здоровья было в порядке.
  • По вторникам будем читать дуа, которые связаны с джаннатом.
  • По средам будем читать те дуа, которым Пророк  нас учил или которые написаны в Кyр`ане, чтобы   милость Аллаhа была ниспослана нашим родителям и близким .

Таким образом, распределим 7 дней в неделю. Это не будет  проблемой для нас, это не будет для нас бедой, это будет тайм-менеджментом по Кyр`ану и Сунне.  

Пророк  говорил: «Вы должны воспользоваться своей жизнью перед тем, как придет смерть». Это значит, что мы не должны забывать, что смерть приближается. Если мы будем выделять 30 секунд на осознание того, что идет смерть, то это будет самым большим благом, который у нас есть.

При виде аварии мы можем подумать о смерти, тогда мы думаем 2-3 секунды. А если думать об этом 30 секунд, то получится совсем другой эффект. Не в том смысле, что это с кем-то случилось, а в том, что это может случиться с нами. Возможно, на следующем светофоре, может завтра, но все равно будет. Если мы будем думать об этом сейчас, то в этом будет очень много блага для наших дунья и ахирата.

И также мы должны уделять время своему здоровью.  Они хороши, бесспорно. Но, если мы не будем спать ночь, день, то на третий день мы вообще так уснем, что проспим весь день. Все возможности нужно делать взвешенно, если мы будем учитывать свой рабочий график и свое оставшееся время нужно будет использовать. Чем больше мы будем учить дуа, тем ближе мы будем к Пророку , а чем больше близости с Пророком , тем больше близости с Аллаhом. Если убрать Пророка , то близости Аллаhа достичь будет невозможно. Если только Аллаh сам не пожелает приблизить какого-либо раба к себе.

Максатбек Каиргалиев, специально для Muslim.kz
date05.03.2018readCount1058printРаспечатать