old.muslim.kz Адабы дружбы и любви - Muslim.kz
Адабы дружбы и любви

:نحمده ونصلي على رسوله الكريم أما بعد

عن أبي رزين أنه قال له رسول الله صلى الله عليه وسلم: ألا أدلك على ملاك هذا الأمر الذي تصيب به خير الدنيا والآخرة؟ عليك بمجالس أهل الذكر، وإذا خلوت فحرك لسانك ما استطعت بذكر الله، وأحب في الله وأبغض في الله

صدق رسول الله صلى الله عليه وسلم

 

Я прочел вам хадис посланника Аллаhа . Сподвижник Абу Разин (да будет доволен им Аллаh) сообщал, что благородный пророк   однажды обратился к нему: «Не указать ли тебе на основу того, посредством чего ты добудешь все благо земной жизни и того света?»

Что же это за основа, благодаря которой можно добыть благодать в этом мире и на том свете?

Посланник Аллаhа ﷺ  предписал в данном хадисе три поступка:

Первое:

عليك بمجالس أهل الذكر


«Придерживайся собраний людей, занимающихся зикром».

Второе:

Если вы не находитесь на таких собраниях, а пребываете в уединении, не с людьми, то пусть ваш язык будет занят зикром Аллаhа (Свят Он и Пречист), насколько это возможно для вас.

И третье:

أحب في الله وأبغض في الله

Если у вас есть контакт, отношения с теми или иными людьми, то любите человека ради Аллаhа, а если вы недолюбливаете кого-то, то это должно быть не из-за своего эго (нафса), не из-за низменной причины, мирской пользы или вреда, а исключительно ради довольства Аллаhа (Свят Он и Пречист).

После приведения данного хадиса пророк сказал Абу Разину о том, что если человек, чтобы выразить любовь к своему брату, поддержать связь, отношения с ним, порадовать его, выходит из дома для его посещения, то 70 000 ангелов присоединяются к нему. Один человек – и к нему присоединяются 70 000 ангелов, которые возносят мольбу о милости за того человека, который пошел посетить своего брата исключительно ради довольства Аллаhа.

Итак, пророк ﷺ  назвал Абу Разину три поступка:

Первое: «Придерживайся собраний людей, занимающихся зикром».

Второе:  «Если не находишься на таких собраниях, находишься в уединении, то совершай зикр Аллаhа самостоятельно».

Третье: «Люби ради довольства Аллаhа и недолюбливай ради довольства Аллаhа».

И пророк сказал: «если способен совершать все три эти действия, то так и поступи».

Шариат говорит о большой ценности любви к людям, их воодушевления. Поддерживайте отношения с людьми. Если кого-то встречаете, спросите его имя, поинтересуйтесь, как у него дела, как семья, как жизнь, можете ли вы чем-нибудь ему помочь. Не поступайте так, что даете лишь салям, разворачиваетесь и уходите. Воодушевляйте людей, разговаривайте с ними, поддерживайте отношения, любовь между вами.

В одном из хадисов благородный пророк  сказал: «Верующий – воплощение любви».

То есть каждый раз, вступая в контакт с людьми, он проявляет любовь к ним. И люди получают от него любовь, воодушевляются посредством него.

«И нет блага в том, кто не любит людей, и в результате люди не любят его».

Настоящая любовь – это любовь ради довольства Аллаhа.

В хадисе сообщается, что пророк  сказал:

الحب لله والبغض لله

То есть «истинная любовь – любовь ради довольства Аллаhа». И, если вы кого-то недолюбливаете, это тоже должно быть продиктовано любовью к Аллаhу и стремлением к Его довольству.

Как сообщает в одном из хадисов, пророк  сказал, что в День воскрешения Всемогущий Аллаh объявит:

أين المتحابون بجلالي

«Где те люди, что любили друг друга из-за Моего величия?»

Они собирались в земной жизни для поминания Аллаhа, разговоров о Нем, Его величии, величественности. Когда эти люди выйдут, Аллаh скажет:

اليوم أظلهم في ظلي يوم لا ظلَّ إلا ظلِّي (أو كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم)

То есть, как сообщал пророк , Аллаh скажет: «Я дам им тень в тени Своего трона сегодня – в тот день, когда иной тени не будет».

Мы просим Аллаhа, чтобы мы были среди числа этих людей. Мы собрались здесь исключительно ради довольства Аллаhа. Обратитесь к Аллаhу, чтобы Он дал нам ихляс (искренность), чтобы Он дал нам верное намерение, исправив наше намерение на то, чтобы мы сидели здесь лишь для воодушевления себя, приближения к Аллаhу.

Один из сподвижников спросил посланника Аллаhа : «Пророк Аллаhа, когда настанет воскрешение?»

Тогда благородный пророк сказал ему: «Что ты приготовил для него?»

Он ответил: «Я ничего не приготовил для него, кроме того, что люблю Аллаhа и Его посланника».

Благородный пророк  тогда тут же ответил:

المرْءُ مَعَ مَنْ أَحَبَّ

«В День воскрешения человек будет с тем, кого он любит».

Шейх Абдульхакк Дехлеви (да воздаст ему Аллаh благом) был великим хадисоведом, и наша цепочка передачи (санад) проходит через него, а также через хадисоведа Шаха Валиуллу Дехлеви (да воздаст ему Аллаh благом). Шейх Абдульхакк Дехлеви является авторитетной личностью в хадисоведении, и он в своей книге «Адаб-ус-солихин» привел хадис о том, что Аллаh создал ангела, половина которого изготовлена из огня, а половина – изо льда. И этот ангел постоянно молит Аллаhа: «О, Аллаh! Как Ты соединил во мне противоположные составляющие (огонь и воду), соедини так же и сердца праведников друг с другом!»

Попросите Аллаhа, чтобы Он сделал нас одними из праведников, сделал нас чистыми, набожными людьми, чтобы мы проявляли любовь друг к другу.

Мне бы хотелось назвать несколько адабов (норм этикета) проявления любви друг к другу. Мы встречаемся друг с другом в мечети, на работе, собраниях – каковы же адабы, как нам увеличить любовь друг к другу?

Первое – это то, что было названо благородным пророком ﷺ: «если любите человека, сообщите ему об этом»

То есть вы взаимодействуете с человеком и чувствуете к нему привязанность. Но понятно, что это должна быть настоящая, а не запретная любовь. Если кто-то будет цитировать этот хадис, говоря: если любишь кого-то, скажи ему, – и потом начнет рассылать смс и электронные письма: «В хадисе говорится, что, если испытываешь любовь к человеку, скажи ему об этом…» – понятно, что такое запрещено, не это подразумевается в хадисе. Смысл хадиса в другом: если любите кого-то, видите, что он совершает намаз, аккуратен и набожен, и ваша связь с ним приведет к близости с Аллаhом, и вы чувствуете расположение к этому человеку и хотите развить любовь, то, как говорил пророк , при желании ответной любви к вам скажите ему: «Я люблю тебя ради довольства Аллаhа». Когда вы скажите об этом человеку, он оценит вашу любовь и выразит свою любовь, и тогда будет построена связь, посредством которой вы станете ближе к Аллаhу.

Таков первый адаб: вы сообщаете о своей любви человеку.

Второе  когда любите человека, вы выделяете время на встречу с ним

Не ограничивайтесь лишь словами, никак не выражая свою любовь.

Говорится, что дружба – это две руки. Чтобы вымыть одну руку, требуется другая. Сама по себе рука не может должным образом очистить себя. Если вам нужно умыться, то вы моете левой рукой правую, а правой рукой левую. Каждая рука – на своем месте: правая – справа, левая – слева.

У каждого человека есть свое место, но, когда хотите выразить друг другу свою любовь, эта ситуация подобно тому, как две руки очищают друг друга. В любви требуются хорошие, сердечные отношения. То есть нужно встречаться друг с другом, иметь связь, навещать друг друга.

Есть рассказ о том, как один человек сказал своему отцу:

– У меня есть друг. Очень преданный и верный друг.

Отец хотел преподать сыну урок о том, какой у него друг, и какого друга следует приобрести. Он сказал сыну:

– Завтра отправимся к твоему другу. Вечером. В девять часов. Мне хочется увидеть, что это за друг.

Сын был счастлив, позвонил другу и сообщил, что рассказал отцу о дружбе, в девять часов вечера придет вместе с ним, чтобы навестить его. Друг охотно согласился, сказал, что это будет честью для него принять его вместе с отцом.

На следующий день, когда настало время идти в гости, отец специально задержался. Он сказал:

– Сейчас девять, пойдем в десять.

И все это время сын говорил отцу:

– У нас же назначено на девять.

Но отец его сдерживал:

– Ничего страшного, пойдем в десять.

В десять они прибыли к дому, постучали в дверь. Им открыл друг сына, сердитый, весь в гневе:

– В девять же договорились. Почему в десять пришли? Разве не в девять должны были подойти?

Отец посмотрел на сына и спросил:

– Это твой друг? Я разочарован. Пойдем, я покажу тебе своего друга.

Отец дождался полуночи – двенадцати часов ночи. А затем направился к своему старинному другу, которого не видел много лет. Постучал в дверь. Дверь открыли не сразу, причем с улицы в это время можно было услышать какой-то шум в доме. Наконец, пожилой человек открыл дверь. Отец с сыном увидели, что у этого человека в руках были палка, кастрюля и пакет. Такой вид впечатлил гостей, а пожилой человек тем временем обратился к пришедшему отцу:

– Я тебя так давно не видел, очень рад тебя увидеть.

Отец тогда спросил:

– А что это у тебя в руках? Зачем эта палка, кастрюля, пакет?

– Я увидел, что ты пришел посреди ночи, узнал твой голос. И подумал, что если ты пришел ночью, то, наверное, что-то стряслось. Может, кто-то хочет напасть на тебя, потому взял палку, чтобы отдать тебе. А может, ты голоден, поэтому взял кастрюлю с едой. А может, у тебя проблемы с деньгами, поэтому вот пакет с деньгами, если тебе нужно.

Отец тогда сказал сыну:

– Посмотри на своего друга и на моего.

Третий адаб поддержания наших отношений с людьми заключается в том, что иногда следует обмениваться подарками

При обмене подарков мы иной раз чересчур усложняем все: считаем необходимым пойти в магазин, купить дорогой подарок, обернуть в подарочную упаковку. От вас этого не требуется.

Однажды я пошел к шейху Сулейману (да продлит Аллаh его благость), учителю медресе «Дар-уль-улум Закария». Когда я сделал ему подарок, он тут же вышел из дома и принес мне в пакете картошку и помидоры. Он дал мне их, сказав, чтобы я взял их домой. Затем он сказал: "Сейчас люди устраивают сложности даже из обмена подарками. А вот традиционный путь прежних времен. Так раньше поступали для выражения дружбы и любви".

Один из адабов дружбы – вознесение мольбы (дуа) за вашего друга. Необязательно только при жизни. Даже после кончины человека, вспоминая друга, возносите за него мольбу.

И, наконец, последнее и самое важное – используйте вашу дружбу для исправления и совершенствования друг друга. Ваши отношения не должны быть только лишь дружбой. Иногда случается так, что люди находятся в дружеских отношениях десять лет, но стоит одному поправить другого – и дружбе конец. Используйте дружбу как средство совершенствования себя и приближения к Аллаhу.

Однажды господин Умар (да будет доволен им Аллаh) пошел навестить господина Салмана (да будет доволен им Аллаh), весьма пожилого сподвижника. Согласно одному из повествований, его возраст составлял 250 лет, а согласно другому, 300 лет. Умар (да будет доволен им Аллаh) был значительно моложе и спросил Салмана (да будет доволен им Аллаh), видит ли тот какие-нибудь недостатки в Умаре (да будет доволен им Аллаh). В первый раз Салман (да будет доволен им Аллаh) не назвал никаких недостатков и во второй раз тоже. Но затем, когда Умар (да будет доволен им Аллаh) настоял, Салман (да будет доволен им Аллаh) признал, что видит два недостатка:

а) Он слышал, что у Умара (да будет доволен им Аллаh) есть две пары одежды, то есть, если говоришь об аскетизме (зухд, воздержании от дуньи), почему же тогда у тебя сразу две пары одежды?

б) Во-вторых, он слышал, что Умар (да будет доволен им Аллаh), принимая пищу, употребляет два различных блюда (тут следует понимать, что мы говорим о том времени, когда был высокой уровень аскетизма).

Умар (да будет доволен им Аллаh) признал сказанное.

Из этого мы видим: если имеется связь, любовь друг к другу, используйте эту дружбу для приближения к Аллаhу. Скажите своему другу: "Если видишь во мне недостаток, поправь меня".

И, если он позволит, тоже поправляйте его. И весь этот процесс станет средством совершенствования и приближения к Аллаhу.

Да дарует нам Аллаh тауфик!

وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين

Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи, из книги: «Маджлисы», стр. 75-83

По материалам: http://islamdinr.ru/
date23.02.2018readCount975printРаспечатать