old.muslim.kz Взгляд науки на Ислам и развитие науки - Muslim.kz
Взгляд науки на Ислам и развитие науки

Слово «`ильм», обозначающее на арабском языке глагол «знать», также отождествляется с такими понятиями, как знание, информация. От слова `ильм, являющееся антонимом необразованности и неграмотности, происходят такие слова как ученый (алим), информация (ма`люмат), учитель (му`аллим) [1]. Недаром исламские ученые описывают науку как «информация, вмещающаяся в ум и разум человеческий». 

Наука делится на два составляющих: Кадим (изначально существовавшая) и хадис (приобретенная позже). Наука Кадим связана с сущностью и атрибутами Аллаhа, этот вид науки не похож на науку, связанную с человеком. В силу того, что Всевышний объемлет всем и вся, в полной мере только ему присуще имя Алим.

Что касается науки хадис, то есть приобретенной науки, то она является наукой, ниспосланной Аллаhом для своих творений.  Она в свою очередь также делится на две ветви

1) «Нужная наука»

Этот вид науки не требует особого изучения, так как является врожденной. К примеру, эмоции, поиск пропитания и т.п.

2) «Наука Назари и Истидляли»

Назар – означает взор; а также: смотреть, видеть, размышлять, исследовать [2].

Что касается слова Истидлял, то оно обозначает «оперирование фактами», «приведение фактов». То есть, наука Назари и Истидляли обозначают науку или знание, приобретаемые человеком на протяжении всей жизни и закрепляемое всевозможными фактами и доказательствами.  По причине того, что эти знания раб Аллаhа приобретает через изучение и желание, мы называем его также наукой Иктисади, то есть наукой, приобретенную трудом.

Всевышний Аллаh в суре «Зумар» вопрошает: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (Зумар, 9-аят). В другом аяте сказано: «Возвышает Аллаh тех из вас, которые уверовали, и тех, кому даровано знание, на разные степени». Пророк Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) подкрепил вышесказанный аят следующим хадисом: «Того, кто встанет на путь приобретения знаний, Аллаh наставит на путь, ведущий в райские сады. Воистину, ангелы расстилают свои крылья перед ищущим знания, пребывая в довольстве им. Для ищущего знания просят прощения обитатели небес и обитатели земли, и даже рыбы в море».

В глазах дьявола (шайтана) человек-знающий намного сильнее и «опаснее», чем сотни, если не тысячи необразованных мусульман. Чем глубже мы изучаем религию, тем больше мы отдаляемся от наущений шайтана и приближаемся к богобоязненности. Сказано в хадисе: «Один алим для шайтана тягостнее ста абидов».

Что касается учености в сфере религии, то это удел любимых рабов Всевышнего. В связи с вышесказанным на ум приходят хадисы: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллаh и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллаh делает её полезной для людей — они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаhа, кому помог Аллаh посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его», «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» [3].

Именно из-за этих предписаний нашей религии, наши предки уделяли особое внимание науке и обучению, и относились с почтением к обладателям знаний. Как-то турецкий правитель Явуз Селим по возвращении с Египта ехал верхом на коне в сопровождении известного ученого Ибн Кемаля. Вдруг слякоть с копыт коня Ибн Кемаля попадает на одежду правителя и ему становится жутко неудобно перед Явуз Селимом. Почувствовав переживания ученого, Явуз промолвил: «Не переживайте, мой Учитель! Грязь из-под копыт коня ученого – честь для нас. После моей смерти положите эту одежду вместе со мной в могилу в этом виде», тем самым показав свое почтение к ученому сословию [4].

Хазрат Али (да будет доволен им Аллаh) сказал Кумейлю:

  • «Наука и знание – лучше всякого богатства. Потому что  богатство бережешь ты, а знание бережет тебя. Богатство уменьшается при раздаче, а знание наоборот – увеличивается», 
  • «Уровень ученого превыше уровня постящегося воина и проведшего всю ночь в поклонении муджахида», 
  • «Не восполнится место умершего ученого, пока на его место не придет такой же».

Абуль Асуад: «Нет вещи ценнее науки. Потому что, султаны повелевают людьми, а ученые повелевают султанами».

Фатхи Мусылы: «Сердце, лишенное знания и мудрости подобно болезни, которая лишает человека возможности есть и пить. Потому что подобно тому, как еда подкрепляет наше тело, знание и мудрость подкрепляют наше сердце. Сердце без знаний близко к смерти».

Хасан Басри: «Если на одной чаше весов будет перо ученых, а на другой – кровь мучеников (шахидов), то перо перевесит кровь».

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллаh): «Приобретайте знания перед тем как оно исчезнет. Исчезновение знания связано с исчезновением ученых. Клянусь Всевышним, в чьей длани душа моя, когда шахиды, павшие на пути Аллаhа увидят уровень на котором находятся ученые, то будут просить Аллаhа, чтобы Он дал возможность родиться заново для того, чтобы стать учеными».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллаh): «Изучение науки в малую часть ночи превыше того, чтобы провести всю ночь в поклонении».

Хасан Басри так объясняет значение молитвы: «О, Аллаh! Даруй нам добро в ближайшей и в последующей жизни» в 201-аяте суры «Бакара»: «Блага в этом мире – это наука и поклонение, а блага в потустороннем мире – это вхождение в рай».

Зубайр ибн Абу Бакр: «Будучи в Ираке, мой отец писал мне: Учись, поскольку наука в бедствии будет служить тебе богатством, а в богатстве – украшением».

Хазрат Лукман (мир ему) наставлял своего сына: «Сынок! Посещай собрания ученых. Всевышний Аллаh, который орошает землю посредством весеннего дождя, также наполняет сердца мусульман мудростью». Помимо этого есть сведения, что ему принадлежат слова: «По смерти ученого траур несут даже птицы и рыбы».

Яхья ибн Муаз (да будет доволен им Аллаh): «Ученые более милосердны к мусульманам, чем их родители. Поскольку родители оберегают их от огня этого мира, а ученые – от огня Ада».

Хасан Басри: «Если бы не было ученых, то не было бы различия людей от других творений. Потому что благодаря их обучению люди достигли такого уровня» [5].

 

[1] Дұрак Пусмаз, Ислам Ансиклопедиси, Илим. М. ХІІІ т. Стамбул 2000.

[2] Ибн Манзур, Әбул Фазл Жамалуддин Мухаммед ибн Мукаррам, Лисанул-Араб, «Тахқиқул-Тарас»

   баспасы, Байрут/Лубнан 1993, 66 б.

[3] Нәуәуи Әбу Зәкәрия Яхя бин Шәрәф, Риязу-с Салихин, аударма және түсініктеме: (Яшар Кандемир,

  Исмайл Лютфи Чакан, Рашит Күчүк), I-VIII, Стамбул 1997.

[4] Ғұсман Кескіұлы, Сияр – Нәби, 227 б.

[5] Бухари, Саум, 13 б. Мүслим, Сиям, 98 б.

Бакытжан Откелбаев, специально для Muslim.kz
date20.02.2018readCount785printРаспечатать