old.muslim.kz Предупреждения в адрес тех, кто трактует Кур`ан, руководствуясь собственными представлениями - Muslim.kz
Предупреждения в адрес тех, кто трактует Кур`ан, руководствуясь собственными представлениями

Передаются следующие слова Аиши: «Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) не разъяснял Книгу Аллаhа, за исключением тех аятов, которым его обучил Джибриль».

Об этом сообщении Ибн Атия говорил: «Данный хадис – о незримом в Кyр`ане. Он поясняет, что имеющее неясный смысл может быть раскрыто лишь с помощью Аллаhа, и никак иначе. Сюда входят те незримые факты, которые Аллаh не стал раскрывать: например, время наступления конца света, количество дуновений в Рог, порядок сотворения небес и земли».

Тирмизи приводил от Ибн Аббаса следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаhа): «Бойтесь приписывать мне слова, которых вы не знаете. Любой, кто умышленно солжет обо мне, займет свое место в огне. Любой, кто будет говорить о Кyр`ане, руководствуясь собственными представлениями, займет свое место в огне».

Джундуб передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаhа): «Кто говорит о Коране, руководствуясь собственным представлением, и при этом оказывается прав, тот все равно неправ».

Это гариб-хадис, приводимый Абу Даудом. Один из рассказчиков сомнителен. Разин добавляет: «Кто говорит о Кyр`ане, руководствуясь собственными представлениями, и при этом ошибается, тот совершил неверие».

Абу Бакр Анбари в книге «Опровержение» писал: У хадиса Ибн Аббаса есть две трактовки:

1) Если кто говорит о сложных для понимания моментах Кyр`ана, руководствуясь тем, что ему неизвестно, и расходясь в своей позиции со сподвижниками и последователями, тот подставляет себя под гнев Аллаhа.

2) Имеется более веская трактовка: если кто говорит что-то о Кyр`ане, зная, что его слова – неправда, тот займет свое место в огне.

А о хадисе Джундуба говорится: «Некоторые полагают, что под «представлением» здесь подразумевается «прихоть», «каприз». То есть, кто говорит о Кyр`ане, руководствуясь собственными капризами и прихотями, а не пояснениями имамов из числа саляфов, и при этом оказывает прав, тот все равно неправ, поскольку он судил о Кyр`ане непризнанными методами, не основываясь на позиции тех, кто является специалистом в повествованиях и их передаче».

Ибн Атия говорил: «Смысл тут в том, что человека спрашивают о значении Книги Аллаhа, а он торопится разъяснить Кyр`ан согласно своему видению, не удосужившись ознакомиться с мнениями специалистов и тем, что является следствием синтаксиса, принципов и др».

В данное предупреждение не включаются пояснения грамматиков и лингвистов в отношении грамматики Кyр`ана, а также специалистов исламского права в отношении смысла слов Кyр`ана, когда и те, и другие руководствуются своим иджтихадом, основанным на правилах той области знаний, в которой они разбираются.

Такое разъяснение хадиса является веским и предпочитается рядом теологов. Кто говорит сообразно тому, что взбрело ему в голову, не пытаясь найти доказательства этому из базовых принципов, тот допускает ошибку. Если же человек извлекает смысл слов Кyр`ана на основе базовых, признанных принципов, он тем самым поступает хорошо.

Некоторые полагали, что тафсир основан на устной передаче, ведь Аллаh говорит (смысл): «Если вы спорите о чем-то, обратитесь с этим к Аллаhу и Его посланнику» (Кyр`ан, 4:59). Но такое мнение ошибочно, ведь запрет в отношении разъяснения Кyр`ана подразумевает либо желательность ограничиться тем, что передано, без исследований, либо нечто иное. Это не означает, что нельзя говорить о Кyр`ане ничего, кроме услышанного. В некоторых случаях сподвижники имели разные мнения об аятах. Не все, что они говорили, являлось услышанным от пророка. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) молил Аллаhа за Ибн Аббаса: «О, Аллаh! Дай ему понимания религии и обучи его трактовке!»

Если б трактовку можно было приводить из Божьего откровения и сообщений от пророка, то зачем же тогда был выделен Ибн Аббас? Тут все ясно.

Запрет в отношении трактовки касается двух случаев:

а) Первый – когда человек имеет о чем-то собственное представление, основанное на его наклонностях и желаниях, в связи с чем он трактует Кyр`ан, руководствуясь своими представлениями и желанием, пытаясь оправдать свою позицию. И если б не эти представления и желание, он бы не принял данное значение Кyр`ана.

Иногда это делается намеренно, что случается, когда человек использует аяты для оправдания нововведения. Он знает, что данные аяты имеют иное значение, но стремится запутать своего оппонента.

А иной раз причиной такого поступка оказывается невежество. Это может случиться, когда аят имеет разные возможные трактовки, и понимание человека склоняется к той трактовке, которая совпадает с его позицией. Он предпочитает данную трактовку из-за собственных представлений и стремлений. Если б не его представление, он бы не предпочел данное значение.

Бывает, что человек имеет вескую цель, ищет обоснование для нее в Кyр`ане и использует известные ему аяты в качестве доказательства желаемого. Например, человек призывает людей бороться с жестокосердием и при этом цитирует аят:

اذْهَبْ إِلَى فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَى

«Иди к фараону, он преступил границы» (Кyр`ан, 20:24).

Проповедник указывает на свое сердце и предполагает, что под словом «фараон» подразумевается оно. Такой вид трактовки используется некоторыми проповедниками с хорошими мотивами для подкрепления собственных слов и побуждения слушателей к добру. Но такое использование аятов запрещено, поскольку это неприемлемая аналогия. Эзотерики используют тот же самый метод в неверных целях, стремясь сбить людей с толку и призвать их к своим ложным убеждениям. Они используют Кyр`ан сообразно своему мнению и своей позиции, понимая, что реальное значение – совершенно иное.

б) Бывает, человек торопится разъяснить Кyр`ан согласно буквальному смыслу арабского языка, не используя переданные сообщения о значении необычных, неясных и взаимозаменяемых слов Кyр`ана, а также о краткости, пропуске, сокрытии и перестановке. Человек, не имеющий твердых познаний в буквальной трактовке и пытающийся вывести значения лишь на основе простого понимания арабского языка, зачастую ошибается и оказывается в числе тех, кто трактует Кyр`ан, руководствуясь собственными представлениями.

Переданные сообщения прежде всего важны при первичном тафсире, чтобы избежать ошибок, и уже далее, для его расширения, используется понимание и умозаключения. Есть немало необычных слов, которые можно понять лишь посредством переданных сообщений. И нельзя думать, будто внутренний смысл можно постичь без твердого понимания внешнего смысла. Например, Всемогущий Аллаh говорит:

وَآتَيْنَا ثَمُودَ النَّاقَةَ مُبْصِرَةً فَظَلَمُوا بِهَا

«Мы дали самудянам верблюдицу в качестве наглядного знамения, а затем они обошлись с ней несправедливо» (Кyр`ан, 17:59)

Слово مبصرة означает здесь «наглядное знамение». Если человек обратит внимание лишь на буквальный смысл арабского языка, он может решить, что здесь речь идет о «видящей верблюдице», и в итоге не понять, что самудяне сделали не так, и в чем они обидели других и самих себя. Это пример пропуска и сокрытия. Таких примеров в Кyр`ане много.

Помимо приведенных выше двух случаев, иных запретов в отношении интерпретации нет, и Аллаh знает лучше.

Ибн Атия говорил: «Большинство праведных саляфов – такие, как Сагид ибн Мусаяб, Амир Шааби и др. – страшно боялись давать трактовку Кyр`ана и из добросовестности и предосторожности не давали ее, несмотря на свое совершенство и превосходство».

Абу Бакр Анбари сообщал: «Имамы саляфов были слишком добросовестны, чтобы давать трактовку сложным для понимания частям Кyр`ана. Кто-то поступал так, опасаясь, что высказанное им не совпадет с тем, что подразумевает Аллаh. А кто-то боялся, что окажется имамом в тафсире, люди последуют за ним в его методе, и когда он проявит колебания в трактовке пусть даже одной буквы Кyр`ана в рамках своего метода или ошибется в своей трактовке, его последователь скажет: «Мой имам в тафсире Кyр`ана, даваемом в рамках его мнения, – такой-то такой-то, имам саляфов»».

Ибн Аби Мулейка рассказывал: «Абу Бакра Правдивого спросили о трактовке одной буквы Кyр`ана, и он ответил:

– Какое небо укроет меня, какая земля будет носить меня, куда я пойду, и что буду делать, если скажу о букве из Книги Аллаhа то, что не подразумевает Всемогущий Аллаh?»

Ибн Атия говорил: «Некоторые саляфы давали разъяснения в отношении Кyр`ана и сделали так, что мусульмане продолжили это занятие. В число тех изначальных интерпретаторов, на которых они основывались, входил Али. За ним следовал Ибн Аббас, посвятивший этому свою жизнь и достигший высот в данной сфере. За ним следовали такие теологи, как Муджахид, Сагид ибн Джубейр и др. Больше передано от Ибн Аббаса, чем сохранено от Али. Сам Ибн Аббас говорил:

– То, что я взял из тафсира Кyр`ана, было от Али.

Али хвалил тафсир Ибн Аббаса и рекомендовал людям обращаться за тафсиром к Ибн Аббасу. Сам же Ибн Аббас о себе говорил:

– Хороший толкователь Кyр`ана – Абдулла ибн Аббас.

Али говорил о нем:

– Ибн Аббас словно смотрит на незримое сквозь тонкую завесу».

За ним следовали Ибн Масуд, Убай ибн Кааб, Зейд ибн Сабит и Абдулла ибн Амр ибн Ас. Все, что получено от сподвижников, имеет приоритет, поскольку они были свидетелями Божьего откровения и его ниспослания на их языке. Амир ибн Василя рассказывал: «Я видел, как Али говорил. Я слышал его проповедь:

– Спрашивайте меня. Клянусь Аллаhом, на все ваши вопросы о том, что произойдет до Дня воскрешения, я дам ответ. Спрашивайте меня о Книге Аллаhа. Клянусь Аллаhом, нет аята, о котором бы я не знал, днем он ниспослан или ночью, на земле или в горах.

Тогда встал Ибн Кявва и спросил о суре «Зарият»».

Приводится сообщение о словах Ибн Масуда:

– Если б я знал, что есть человек, знающий о Книге Аллаhа больше меня, и до которого можно дойти через горы, я бы пошел к нему, – сказал Ибн Масуд.

Тогда один человек спросил его:

– Не встречал ли ты Али?

– Да, я встречался с ним, – ответил Ибн Масуд.

Масрук рассказывал: «Я обнаружил, что некоторые сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа) – словно водоемы, которые могут снабдить водой одного человека, а некоторые из них подобны водоемам для двух человек. Некоторые же таковы, что воды в них достаточно на всех людей, и одним из таких «водоемов» был Ибн Масуд».

Абу Сагид Худри приводил следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаhа): «Самый милосердный к моей общине – Абу Бакр, самый сильный в религии Аллаhа – Умар, самый поистине скромный – Усман, наиболее разбирающийся в судебных вопросах – Али, самый знающий о наследственных долях – Зейд, наилучший в чтении Книги Аллаhа – Убай ибн Кааб, самый знающий о дозволенном и запретном – Муаз ибн Джабаль. Доверенный представитель данной общины – Абу Убайда ибн Джаррах. Абу Хурейра – вместилище знания, а Салман – море недоступных знаний. И из всех, кого поддерживала земля, и кого укрывали растения, не было никого, кто бы превзошел Абу Зарра в правдивости языка».

Ибн Атия говорил: «В число выдающихся последователей сподвижников входили Хасан Басри, Муджахид, Сагид ибн Джубейр и Алькама. Муджахид учился у Ибн Аббаса чтению Кyр`ана, а также его пониманию и значению, останавливаясь на каждом аяте. Икрима и Доххак следовали за ними. И даже если Доххак не повстречал Ибн Аббаса, он все равно учился у Ибн Джубейра. Если говорить о Судди, то критика со стороны Амира Шааби в адрес его и Абу Салиха связана с тем, что Амир полагал их недостаточно сильными в рассуждениях».

Далее тафсир передавался справедливыми людьми каждого поколения. Как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаhа): «Знание будут нести справедливые люди каждого поколения, отбрасывая от него искажения чрезмерных, выдумки фальсификаторов и интерпретации невежд» (Передано Абу Умаром и др.).

В отношении данного хадиса Хатыб Багдади говорил: «Это свидетельство пророка (мир ему и благословение Аллаhа) показывает, что корановеды (специалисты по тафсиру) – это религиозные ученые и имамы мусульман, поскольку они защищают шариат от искажений, ложных утверждений и опровергают интерпретации невежественных глупцов. Нужно консультироваться с корановедами и полагаться на них в вопросах религии».

Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (1214–1273), из книги «Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Кyр`ан»

По материалам: http://islamdinr.ru/
date09.02.2018readCount675printРаспечатать