old.muslim.kz Пагубность самовольного толкования хадисов - Muslim.kz
Пагубность самовольного толкования хадисов

Замена фикха хадисом есть, таким образом, передача (цитирование) хадиса без понимания смысла его, так что становится он заблуждением, как для передающего этот хадис, так и для того, кто слушает его.

Есть среди мусульман категория людей, которая отбрасывает иджтихад учёных-факихов, обращается напрямую к хадисам от Посланника Аллаhа ﷺ. Они читают хадисы Бухари, Муслима и отвергают все то, что идет в книгах по фикху, если найдут какой-то хадис, который противоречит этому. Они говорят: «Вы следуете Абу Ханифе, Малику, Шафии, Ахмаду (рахматуЛлаhи ‘алейhим), а мы следуем Посланнику Аллаhа ﷺ».

Хотелось бы, чтобы они знали свидетельства больших учёных, чем они сами.

Сказал имам ибн Вахб, (рахимахуЛлаh) (один из крупнейших учеников имама Малика, рахматуЛлаhи ‘алейhи): «Всякий передающий хадис, у которого нет имама в фикхе, (который бы разъяснил ему истинный смысл данного хадиса или указал на то, что хадис этот аннулирован и его нельзя использовать в иджтихаде и т.п) – заблудший! И если не спас бы нас Аллаh Та’аля посредством Малика и Лейса, то оказались бы мы в числе явно заблудших».

Передает имам аль-Хатыб Багдади (рахимахуЛлаh), в «Аль-Джамиу ли ахляк ар-раави ва аадабу ссамиа»:  «Передает имам Шафии: «Сказали люди Малику ибн Анасу: «Поистине,у ибн Уйяйны от аз-Зухри есть хадисы, которых нет у тебя!». Отвечал Малик (рахматуЛлаhи ‘алейhи): «Разве буду я передавать абсолютно всякий хадис, который услышал? Поистине, в таком случае я бы желал для вас заблуждения».

 В «Тартиибу аль-Мадаарик» Кады Ийяда аль-Малики (рахимахуЛлаh), говорится: «Сказал ибн Вахб: «Если бы Аллаh не спас нас посредством Малика и Лейса, то заблудились бы мы далеким заблуждением! Спросили его люди: «Как это?».

Отвечал имам ибн Вахб: «(Одно время) очень сильно занимался я собиранием (и передачей) хадисов, пока не вогнало меня сие в смущение. Затем стал я показывать собранные (и услышанные) мной хадисы Малику и Лейсу, которые говорили мне: «Бери этот хадис и отложи в сторону тот».

Сказал имам Суфьян ас-Саури: «Толкование хадиса (с надлежащим пониманием) лучше, чем слушание его».

Суфьян сказал:  «Объяснение (тафсир) хадиса лучше, чем хадис» (Ибн Абдул-Барр).

Суфьян ибн Уйяйна сказал: «Хадис – это место заблуждения, за исключением факиха».

И Абд Аллах ибн Вахб сказал: «Хадис – это место заблуждения, за исключением улема. Каждый запоминающий хадисы и не имеющий имама в фикхе (чтоб консультироваться с ним), впадет в заблуждение, и если бы Аллаh не спас нас через Малика и аль-Лайса [ибн Саад], то и мы заблудились бы» (Ибн Аби Хатим, Захаби, Ибн Абдул-Барр).

Ибн Вахб заявил: «Если бы не Малик ибн Анас и аль-Лайс ибн Саад, я бы погиб; я думал, что все, что [подлинно] передано от Пророка ﷺ, должно быть введено в практику» (Ибн Раджаб, Байхаки, Ибн Асакир).

Он также заявил: «Я собрал много хадисов и они привели меня к путанице. Я консультировался с Маликом и аль-Лайсом, и они говорили мне: «Принять это и оставить это» (Къади Ийяд).

Ибн `Укда ответил мужчине, который спросил его о каком-то хадисе: «Не опирайтесь на такие хадисы, воистину, они непригодны, за исключением тех, кто знает их интерпретацию».

Яхйа ибн Сулейман передал от Ибн Вахба, что он слышал как Малик сказал: «Многие из хадисов являются [причиной] неправильного руководства, а некоторые хадисы были переданы мной, и я хотел бы, чтобы за каждый из них я был бы выпорот палкой дважды. Я больше не рассказываю их!» (Аль-Хатиб).

Ибн-аль-Мубарак сказал: «Если бы Аллаh не спас меня через Абу Ханифу и Суфьяна [аль-Саури], я стал бы похож на остальных людей». Аз-Захаби передал это как: «Я стал бы нововведенцем» (Ибн Хаджар, Захаби).

Ибн Аби Лайла сказал: «Человек не понимает хадис до тех пор, пока он не знает, что принять от него, и то, что оставить» (Ибн Абдул-Барр).

Исхак ибн Рахавейх сказал: «Я сидел в Ираке вместе с Ахмадом ибн Ханбалом, Йахйа ибн Ма’ин и нашими компаньонами и пересказывали хадисы через один, две, три цепочки передачи… Но когда я спросил: «Каков его смысл? Каково его объяснение? Каков его фикх?», – они все молчали, кроме Ахмада ибн Ханбаля» (Ибнуль-Джаузи, Захаби, Ибн Аби Хатим).

Сказал имам Абу Али ан-Нисабури, (рахимахуЛлаh): «Понимание у нас – более великое дело, чем запоминание (хадиса)».

Передает имам Хатыб аль-Багдади (рахимахуЛлаh), в «Аль-факых валь мутафаккых», как один человек попросил ибн Укду о хадисе, на что отвечал ему ‘алим: «Сделайте редкими ваши передачи хадисов, ведь поистине, хадисы эти могут быть пригодны только для тех, кто знает толкование их».

Передает Яхья ибн Сулейман от ибн Вахаба, который сказал: «Слышал я, как Малик произнес однажды: «Многие из хадисов этих – чистое заблуждение (т.е. заблуждение для того, кто не понимает истинного смысла их, и не различает между аннулирующими и аннулируемыми сообщениями)! И я сам передавал (множество) хадисов так, что хотел бы я, чтобы за каждый переданный мной хадис получил две плети, дабы не рассказывал я их».

И в заключении приведем слова имама ибн Вахба, (рахимахуЛлаh), подтверждающие предыдущее изречение имама Малика (рахматуЛлаhи ‘алейhи): «Хадис – место заблуждения для всякого, кроме улема (т.е факиха)!»

По материалам: http://islamdinr.ru/
date06.02.2018readCount819printРаспечатать