Как быть благодарным и научить этому детей

Мы живем в постоянной погоне за благами. Нам хочется все и сразу. Мы всегда смотрим на кого-то, у кого машины лучше, дома больше и забор выше. Мы так любим этот мир, что забываем о мире вечном. Тогда как пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и да приветствует), который является примером для нас во всем, предпочел Всевышнего Аллаhа мирским радостям и наслаждениям.

Чтобы приучить людей к довольству своим положением, своей жизненной долей, Пророк Мухаммад (мир ему) постоянно говорил им: «Вы смотрите на положение не тех, кто лучше вас живет, а тех, кто живет хуже, ибо такое поведение гораздо лучше, чем презрительное отношение к благам Аллаhа» (Муслим, Зухд, 9).

Имам Газали обращает внимание читателей на никчемность далеко идущих планов, так как, строя планы, люди забывают о будущей жизни. Причиной этого является обыкновенное невежество и чрезмерная страсть к накопительству. Чтобы избавиться от этого, Имам Газали советовал следующее: «От невежества можно избавиться путем посещения бесед мудрых людей, которые обладают чистой душой и искренними намерениями. Но чтобы избавиться от любви к богатству, существует один только путь – это сильная вера в Судный день и надежда на различные награды. Как только такая вера укрепится в душе, так и страсть к деньгам потихоньку начнет покидать сердце, ибо любовь к более серьезной вещи способствует охлаждению к другой».

Свой пример

Дети растут и формируются, глядя на взрослых, копируют их поведение. Поэтому, если мы хотим вырастить их религиозными и быть благодарными за то, что у них есть, прежде всего, нам нужно работать над собой. Огромное количество красивых вещей не сделают нас счастливыми. И помните: детям не нужна модная одежда, в которой им не разрешать кататься с горки и играть в песке. На свете столько жизненно важных вещей, которые мы получаем бесплатно и забываем быть благодарными, считая это само собой разумеющимся. Напоминайте детям, что нужно благодарить Творца за жизнь, воздух, воду, за еду, солнце…всего и не перечесть! Расскажите своим райским бабочкам, что есть дети, у которых нет даже еды и чистой воды, чистой одежды. Можно сделать с ребенком книжечку благодарности, куда вы будете записывать все, что вы имеете.

Игрушки

Эту тему следует затронуть отдельно. Не ходите в детские магазины вместе с ребенком, если он к этому еще не готов. Дети, попадая в магазин игрушек, просто теряются от такого обилия ярких, светящихся, искрящихся, кричащих игрушек. Игрушки специально сделаны такими, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы дети их захотели, начали требовать и устраивать истерику. Придя домой, они быстро забывают о ней и забрасывают в дальний угол.

Детям готовые игрушки не нужны! Поглядите, как они долго могут играть с обычными предметами – палочками, песком, кастрюлями и ложкой.

Чем меньше игрушек, тем активнее работает детская фантазия. Ребенку не надоест постоянно что-нибудь придумывать. Обычный карандаш может быть и мостиком, и человечком, и ложкой, и плойкой для волос. Поиграйте и пофантазируйте вместе с ребенком, покажите, что еще интересного можно придумать. Возьмите обычный предмет. К примеру, коробку из-под чая. Для чего вы ее приспособите? Будет ли это сундуком с сокровищами, или домик для куклы, или чемоданчик, или кораблик?

Такие навыки как  копирование, регуляторные функции, эмоциональное регулирование, язык и общение, когнитивная и социальная гибкость приобретаются посредством детской игры.

Ограничьте время пользования планшетом и просмотр телевизора

Оградите своего ребенка от рекламы. Сегодня маркетинговые кампании направлены на то, чтобы убеждать нас, потребителей, тратить целое состояние на игрушки и безделушки в качестве средства по взращиванию счастливых, здоровых, духовно богатых, умных детей, и эти кампании подсознательно содействуют постоянной жажде потребления, вырабатываю привычку покупать все больше и больше, вместо того, чтобы воспитывать ребенка, заниматься с ним, развивать его творческие способности.

Стратегии «умных игрушек» нацелены на разработку продуктов, которые якобы заполнят пустоту: духовную, эмоциональную, социальную.

Часто родители не могут понять разницы между развлечением – когда ребенок является наблюдателем или тем, над кем производят действия – и игрой, которая предполагает быть активным участником. Игра необходима для интеграции культуры, правил поведения, моральных устоев, это пища для души. С помощью игры ребенок познает мир. В процессе игры дети имитируют реальные условия. Это величайший источник познания. Привычки, выработанные во время игры, переходят во взрослую повседневную жизнь.

Реальная игра не содержит никаких правил или принципов. Она носит неорганизованный и стихийный характер. Это и дает ребенку свободу исследования. Что же касается тех игрушек, которые продаются на рынке с фиксированными и неизменными правилами, то они эту свободу мышления ограничивают, загоняют в рамки детскую фантазию. Впоследствии, привыкший не играть, а развлекаться ребенок постоянно нуждается в дополнительной стимуляции из внешних источников и в меньшей степени опирается на свой внутренний голос, интуицию и творчество.

Объекты игры – игрушки – должны быть простыми и безопасными, это позволит развиться воображению, даст свободу передвижения и диапазон сложности. Цвета, материалы, текстура, размер и форма объекта игры так же важны. Простые, натуральные материалы в естественных тонах, из натуральных материалов – это те характеристики, которые развиваются мозг, глаза, координацию рук, воображение и дают радость самовыражения.

Целью игрушек должна быть развитие творческого воображения и интуиции, а не простое развлечение. После того как все коробки с подарками открыты, самая большая радость для маленьких детей это не сами игрушки, а залезание в пустые коробки. Ведь детское воображение превращает коробку то в пещеру, то в самолет, то в машину.

Пример пророка и сподвижников

Чаще рассказывайте своим детям о жизни нашего пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) и его сподвижников. Пророк Мухаммад (мир ему), который есть безупречный образец для подражания, был самым неприхотливым человеком. Он вел скромный образ жизни, несмотря на свои возможности. В его доме в течение нескольких дней не зажигался очаг. Наш пророк  представлял свою жизнь в этом мире в виде путешествия и жил одним желанием, что вскоре он, покинув земную жизнь, вернется на настоящую Родину.

По примеру пророка научите своих детей занимать свои сердца и души нематериальными ценностями такими, как доброта, милосердие, честность.

В одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему), подчеркивая, что блеск и мишура этого мира всего лишь обман, говорил: «Кто будет тревожиться за свое будущее в Судный день, Аллаh обогатит его сердце, поставит его дела в правильное русло, и мирское, склонив голову, само придет к нему. А кто тревожится за мирские блага, Аллаh все время будет рисовать перед его взором картины бедности, и этот несчастный никогда не избавится от проблем и тревог. И из мирских благ он получит лишь то, что предписано ему на небесах» (Тирмизи, Кыяма, 30).

Давайте садака

Подумайте, есть ли среди ваших друзей, знакомых, родственников люди менее состоятельные, чем вы. Предложите ребенку отдать часть одежды и игрушек их детям или отнесите их в приют. Пусть ребенок сам выберет то, что хочет подарить. Не заставляйте его, если он отказывается что-либо отдавать – возможно, он к этому еще не готов. Ему нужно показать на своем примере. Можно так же завести копилку, в которую вы будете складывать деньги, и раз в месяц или раз в неделю отдавать скопившуюся сумму в качестве милостыни.

Гульнур Янбердина

По материалам: http://musulmanka.ru/
date06.10.2017readCount575printРаспечатать