Чистота в Коране и хадисах
Чистота в Коране и хадисах

Ислам придает особое значение личной чистоте - тахарат. В словаре тахарат означает «избавиться от грязи и держаться подальше от нечистот». В терминологическом значении тахарат – это очищение от духовной скверны (хадас) и материальных нечистот (наджас), которые препятствуют намазу.

Из-за непосредственной связи с намазом тема тахарата приобретает особо большое значение. Слово тахарат встречается в Коране 31 раз в различных формах и сочетаниях. В половине случаев оно используется в смысле “очищения от грязи”. Например, «...Одежды свои очищай!» (Св. Коран, 74:4); «Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Св. Коран, 2:222); «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» (Св. Коран, 5:6); «Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся» (Св. Коран, 2:222).

В Благословенном Коране, там, где говорится о чистоте, имеется в виду не только физическая чистота, но и чистота сердца «Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (Св. Коран, 33:53), упоминается чистота нравственная «Прогоните семью Лута (Лота) из вашего селения. Воистину, эти люди хотят очиститься» (Св. Коран, 27:56), осмысляется чистота имущества «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их» (Св. Коран, 9:103), подчеркивается значение чистоты мыслей и намерений «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: «Мы уверовали», – хотя их сердца не уверовали. ...Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Ихсердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения» (Св. Коран, 5:41).

Кроме того, слово тахарат также обозначает чистоту тела, одежды, места проживания, территории и воды.

Чистота тела

Ислам считает личную чистоплотность одним из условий веры. Физическая и духовная чистота также является условием принятия молений Всевышним. В одном из хадисов Пророк (с.а.с.) говорит: «Чистота – половина веры». Чистота, важность которой подчеркивается в данном изречении, носит общий характер, то есть здесь имеется в виду как физическая чистоплотность, так и духовная чистота (Джанан, 66).

Чистота, в широком смысле, делится на две части: очищение тела от материальной скверны и очищение от скверны души человека.

Очищение от духовной скверны (хадас) также делится на две части:

А. «Большая духовная скверна», вследствие которой требуется полное ритуальное омовение (гусуль), или состояние джунуб, в которое человек попадает после эякуляции, поллюции или полового акта. В Коране на счет этого говорится: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником» (Св. Коран, 4:43). Аналогично этому полное ритуальное омовение требуется и по окончании месячных (хайз) и послеродовых кровотечений (нифас), относительно чего в Коране сказано: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся…» (Св. Коран, 2:222).

Б. «Малая духовная скверна», вследствие которой требуется малое ритуальное омовение (вуду, абдест, тахарат). Это омовение обязательно совершается также перед намазом, если человек справил большую или малую нужду, испустил кишечный газ и при других обстоятельствах, нарушающих малое ритуальное омовение. В одном из хадисов, переданных Абу Хурайрой, Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: “Аллах не примет от вас тот намаз, который вы выполнили после того, как у вас нарушилось омовение, пока вы заново не совершите омовение” (Бухари, Хияль 2).

В свою очередь наджасат – это материальная нечистота или же физическая грязь, которой могут быть испачканы тело, одежда или место совершения намаза. По мнению большинства толкователей Ислама, для того чтобы намаз был полноценным, подобного рода нечистоты должны быть удалены.

Если посмотреть с медицинской точки зрения, то истинджа – очищение в туалете после большой и малой нужды – играет очень большую роль в гигиене тела. Очищение после большой или малой нужды, особенно подмывание, очень важно для здоровья, вода является при этом самым оптимальным средством.

Человек, изучающий исламские каноны и правила поведения, касающиеся чистоты, увидит, что за ними кроется огромная польза для человеческого здоровья. Возьмем, например, истинджа.Ислам запрещает подмываться правой рукой, потому что правой рукой человек ест. Таким образом, предупреждается контакт правой руки с нечистотами и обеспечивается ее большая чистота. Известно, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) использовал правую руку, когда ел, пил или что-то давал и брал, а в остальных случаях использовал левую руку.

Тот факт, что перед намазом предписано совершать омовение и мусульмане по нескольку раз в день моют открытые части тела, которые больше всего подвержены воздействию микробов, уже говорит само за себя. Микробиологи доказали, что на 1 см2 открытого участка тела концентрируется до 5 000 000 микробов. Также известно, что микробы очень быстро размножаются, поэтому единственное, что мы можем сделать, дабы избежать заболеваний, это периодически и тщательно мыть данные участки тела.

Специалисты единодушны в том, что по площади кожный покров является самой большой частью человеческого тела, около2 м2. Как сообщает Виндофф в своей книге “Кожные и венерические болезни”, количество различных микробов на поверхности человеческой кожи превышает число всех живых существ на планете вместе взятых. По мнению того же ученого, во время одного купания нейтрализуется до 200 миллионов этих микробов. Но микробы постоянно размножаются, и необходимо уменьшать их количество. Как прекрасно высказался Пророк (с.а.с.) по этому поводу: “Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в неделю искупаться и вымыть голову” (Бухари, Джума 12; Муслим, Джума 9).

Ислам также повелевает мусульманину чистить зубы и избавляться от остатков еды, что остались между зубами. По этому поводу Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: “Два ангела, которые находятся справа и слева от человека, записывают все его деяния и никогда не оставляют его. Они больше всего негодуют, когда человек, поступки которого им поручено записывать, становится на намаз предварительно не удалив остатки пищи между зубами” (Суюти, 85).

Как известно мазмаза, которая представляет собой тщательное полоскание рта во время абдеста, защищает полость рта, глотку и десна от воспалений, а зубы от кариеса. Д-р Мустафа Саид ас-Суюти в своей книге “Му’джизату фит-тыбби лин-набиййиль-араби Мухаммад (с.а.с.)” цитируя отрывок из книги д-ра Гарзузи “Викаятуль-аснан ва сыххатуль-абдан”, говорит: “Девяносто процентов людей теряют свои зубы. Если бы они уделяли должное внимание чистоте зубов, то не теряли бы их раньше времени. Если зубы не чистятся как положено, это вредит не только деснам. Вредные вещества, которые образуются и накапливаются во рту посредством слюны и пищи, переносятся в желудок. А оттуда, смешиваясь с кровью, разносятся по всему организму и становятся причиной различных заболеваний”.

Поэтому Ислам предписывает пользоваться мисваком. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит: “Пользуйтесь мисваком, потому что мисвак чистит зубы и дает шанс заработать довольства Аллаха” (Ибн Маджа, Тахарат 7); “как хорош мисвак из благотворного оливкового дерева. С его помощью и рот очищается и предупреждается пожелтение зубов. Мисвак, сделанный из оливкового дерева, это средство очищения полости рта мое и пророков до меня” (Хайсеми, Маджмауз-Заваид, 2:100); “Четыре вещи являются сунной пророков: стыдливость (хая), использование благовоний, женитьба (никах) и пользование мисваком” (Тирмизи, Никах 1).

Ислам также поощряет полоскание носа (истиншак) и придает этому такое же значение, как и очищению полости рта. По сути дела истиншак – это чистота носовой полости. Выполняется при помощи втягивания воды в нос и высмаркивания, тем самым выносятся наружу вредные вещества, накопившиеся в носу, а также очищаются волоски, находящиеся в носу.

Естественная чистота и гигиена тела Для того чтобы в полной мере соблюсти чистоту тела, Пророк Мухаммад (с.а.с.) установил определенные правила здорового образа жизни. Он назвал эти правила “естественным очищением” и повелел нам соблюдать их.

Известно, что досточтимый Пророк о естественной чистоте и гигиене тела сказал: “Пять вещей составляют человеческое естество и следующие пять вещей являются естественными проявлениями человеческой природы: совершать обрезание, брить лобковые волосы, стричь ногти, брить под мышками и укорачивать усы” (Бухари, Либас 63). Современная медицина только сейчас объясняет нам важность этих вещей.

1. Если не стричь ногти, то под ними скапливается множество микробов и грязи. Есть много вирусов, носителем которых являются грязные ногти и которые в результате приводят к таким заболеваниям как диарея, кишечное воспаление, воспаление глаз, заражение кишечной палочкой и т.д.

2. Обрезание также имеет большую пользу для здоровья человека. Обрезание защищает человека от жировых выделений, кроме того, в крайней плоти под кожицей образуется благоприятный для микробов микроклимат, отрезая крайнюю плоть, мы лишаем микробов места размножения и развития. Доказано, что мусульманские женщины, у чьих мужей обрезана крайняя плоть, меньше заболевают раком шейки матки.

3. Чистота интимных зон, в частности бритье лобковых волос, несет в себе большую пользу, потому что микробы, бактерии и другие вредные организмы в большинстве случаев живут именно в этой волосяной зоне.

4. Вследствие того что подмышки – зона активного выделения пота на теле человека, эти места очень благоприятны для размножения и развития микробов. В результате появляется неприятный запах, который доставляет дискомфорт окружающим, бритье волос под мышками препятствует интенсивному размножению микробов и бактерий.

5. Укорачивание усов также является естественной процедурой, так как длинные усы постоянно пачкаются, когда человек ест или пьет. Когда на усы попадает еда, человек выглядит неприятно и негигиенично.

Чистота одежды

Существующий в исламе принцип соблюдения чистоты окружающей среды требует также, чтобы человек содержал в чистоте свою одежду. Мусульманин как член общества, как представитель мусульманской общины должен быть приятным на вид, опрятным и чистым. По этому поводу Всевышний Аллах говорит: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (Св. Коран, 7:31).

Посланник Аллаха был опрятней всех и выглядел лучше всех. Он поощрял своих товарищей следить за чистотой одежды. Однажды он увидел человека в испачканной одежде и сказал: “Разве этот человек не находит, чем постирать свою одежду?” (Абу Давуд, Либас 14). Этими словами Пророк призывал мусульман не носить грязную одежду, подобно этому человеку.

Ислам сделал чистоту одеяния обязательным условием для ежедневных и постоянно совершаемых молитв. Это автоматически приобщает человека к чистоте и заставляет быть особенно внимательным ко всякого рода нечистотам, которые могут испачкать его одежду. Аллах в Коране велит: «…Одежды свои очищай!» (Св. Коран, 74:4). Посланник Аллаха же молвил: «У кого какая одежда есть, пусть содержит ее в чистоте». Особенно Пророк требовал, чтобы в праздничные дни и в пятницу, когда все выходят в общество и совершают коллективную молитву, люди еще больше уделяли внимания чистоте своей одежды и опрятности.

Чистота помещения и территории

Пророк Мухаммад (с.а.с.) уделял большое внимание чистоте дома и говорил: “Аллах прекрасен и любит красоту, Аллах щедр и любит щедрых, Аллах великодушен и любит великодушных, Аллах чист и любит чистых. Так очищайте же вокруг домов...” (Тирмизи, Адаб 41).

В своем изречении Посланник Аллаха призывает нас содержать в чистоте двор и территорию вокруг дома, чтобы там не было мусора или неубранных отбросов.

Ислам велит нам убирать дома и прилегающую территорию, учитывая, в первую очередь, здоровье общества. Если речь идет об уборке помещения и прилегающей территории, то имеются в виду не только дома и дворы, но и улицы, мечети, места сбора людей, а также иные общественные места.

Ислам требует содержать в чистоте всю поверхность Земли и не загрязнять окружающую среду. Особое внимание должно быть уделено тем местам, где совершаются обряды богослужения, потому что при наличии какой бы то ни было грязи намаз, совершенный в данном месте, не зачтется.

К теме чистоты помещения и территории относится также и выбор места жительства, будь то дом или палатка или иное жилье. Праведные предки советовали во время подбора места для жительства или строительства дома учитывать следующие критерии:

1. Это не должно быть место или район, где распространены некоторые заболевания.

2. Место не должно быть сырым, лишенным солнечного света и свежего воздуха.

3. Это не должно быть место где-то в низинах, где скапливаются тяжелые запахи и вредные газы.

4. Также нежелательно, чтобы это было лишком высокое место, подвергающееся сильным ветрам.

5. Сам дом, а также его двери и окна должны быть добротными, дабы вредные насекомые, холод и пыль, которая разносит вредные для здоровья микробы, не проникали в дом.

Как сказано в аяте “сотворили все живое из воды” (Св. Коран, 21:30), вода является основой жизни. Поэтому беречь воду от загрязнения – значит всесторонне оберегать свою жизнь. Во многих предписаниях ислама людям повелевается беречь воду и не загрязнять ее.

Из всего сказанного следует, что правила, установленные исламом относительно чистоты, являются гарантией безопасной и здоровой жизни человека. Нельзя выразить словами, насколько сильно мы сегодня нуждаемся в соблюдении данных правил, установленных исламом.

Особенно в наш век, когда степень загрязнения природы, мирового океана и атмосферы дошла до критической отметки, поэтому если не предпринять решительные и эффективные меры, то экологическая катастрофа не за горами. Экологическая мудрость исламских правил заслуживает всемирного изучения и поощрения, особенно среди молодежи.

Источники
— Джанан, Ибрахим, Исламда чевре саглыгы, (Здоровье среды в исламе), Стамбул, 1986.
— Суюти, Ала’е-Хабаик фи’лае-Малаик.
Д. Айдюз
date05.07.2012readCount8715printРаспечатать