Моего ребёнка воспитывает дьявол…
Моего ребёнка воспитывает дьявол…

Ребёнок хочет иметь своего героя, которому можно подражать, и обычно такой герой приходит с экрана телевизора

Современный человек не мыслит уже своё существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного 106 лет назад 25 июля 1907 года, оно (телевидение) превратилось в огромного монстра, захватившего умы и души миллиардов людей на Земле. Нас всегда поражали и пугали различного рода шаманы, заклинатели, гипнотизёры, психотерапевты. Но по сравнению с силой воздействия телевидения на психику людей воздействие всех их вместе взятых в тысячу раз меньше. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще несформировавшимися психикой и организмом в целом.

Все уже давно заметили, что при просмотре какой-либо программы или художественного  фильма выскакивают цифры «12+», «16+», «18+». Я редко смотрю телевизор, муж вообще – только «Новости», и вначале не обращала никакого внимания на них. Потом думаю: «Ну не градусы же это на улице, а качество программ, возможно?». А когда проезжала мимо кинотеатра, заметила под названием фильма «18+». Эврика! Оказывается,  это возраст, с которого можно смотреть ту или иную программу.

Ну, конечно же, сразу в воображении мелькнула сказка:

«Приходит домой после школы второклассник Эльдар, а дома никого нет. А с чего начинается дом для детей все мы знаем, – с телевизора или компьютера. Это потом уже – заглядывание в холодильник для поддержания сил просмотра какого-нибудь фильма. Так вот, смотрит Эльдар на экран и видит в уголке циферку «12+», подсчитывает в голове (а он уже умеет это делать), что ему восемь лет и семь месяцев, а, следовательно, нельзя ему ещё смотреть этот фильм, и он действительно переключает на другой канал. Тут уже цифры «16+», ну это вообще могут смотреть ребята в два раза старше него, надо переключать» и т.д. и т.п.

Вы полагаете много таких сознательных детей? Конечно, это из области фантастики, ребята смотрят всё подряд, что им интересно. Несомненно, эти значки для родителей или бабушек и дедушек, чтобы отгоняли детишек от экранов или переключали на другой канал.

Так к чему это я тут причитаю? К статистике о влиянии СМИ на развитие школьника.

Вы когда-нибудь задумывались, что именно влияет на формирование личности вашего ребёнка? Социализация человека осуществляется широким набором средств. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях.

Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

В век телевидения дети  начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Телевидение – это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной.

Характер не является врождённым, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врождённым – именно те черты, которые связаны с темпераментом.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодёжи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе и в области культуры. СМИ – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни.

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определённые модели поведения – либо на основе «мыльных опер», либо через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребёнок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира.

Многие родители задают закономерный вопрос: влияет ли телевидение на сознание ребенка? К сожалению, ответ неутешительный – да, влияет и очень сильно. В среднестатистической семье телевизор включён до 7-8 часов в день. На школьников и дошкольников приходится около трёх-четырёх часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Что успевает увидеть ваш ребёнок за эти 5 уроков – три сцены насилия и убийств, 8 сцен поведения, не одобряемого общественностью (употребление наркотиков, курение и др.) и одну интимную сцену. Неужели всё это не окажет влияния на сознание ребенка? Ведь к окончанию школы ребёнок увидит около 8000 сцен с убийствами и 100000 сцен с применением насилия.

Однажды среди заключённых (американских) был проведен опрос: может ли телевидение научить вас новым криминальным трюкам. 8 из 10 человек ответили положительно; 3 из 10 сказали, что пытались совершить преступления, руководствуясь увиденным. Исследования показали, что просмотр передач, содержавших сцены насилия вызывает у ребёнка агрессивное поведение. Такие дети в несколько раз больше совершают правонарушений, чем дети, которые не увлекаются просмотром таких телепередач.

Причём существует зависимость, что просмотр боевиков в 7-8 лет может предопределить агрессивность в старшем возрасте 17-19 лет. В нашей стране, как и в Америке, Канаде и других странах с появлением телевидения резко увеличивалось количество преступлений. В своё время по кинотеатрам (!) СССР прошёл фильм «Фантомас», и вы наверняка вспомните, что делали тогда подростки, игравшие в Фантомаса, дело доходило вплоть до переворачивания машин. А сколько подростков покалечилось, пытаясь повторить прыжок Тарзана после просмотра одноименного фильма? Часто агрессия у ребёнка вызвана не заложенной в нём агрессивностью, а желанием подражать героям любимых фильмов. Также дети не всегда могут различить вымысел от жизненных реалий. И он думает, что так поступающие на экране, так поступают и в жизни, что и он может так делать, особенно это касается легко внушаемых детей.

Сергей Образцов (народный артист СССР, руководитель детского кукольного театра г.Москвы) пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает всё происходящее вокруг неё и особенно всё, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Почему же дети становятся более агрессивными? Есть такая психологическая особенность у ребёнка. Действия взрослого он воспринимают за правило, ведь ребёнку легче скопировать поведение, чем вникнуть в смысл правильности слов человека. И если вы вместе с ребёнком будете перебегать дорогу в неположенном месте, то  позже, когда вырастет, он тоже также будет делать, даже зная правила поведения на дороге.  Это входит в его сознание  плотно и не поддаётся коррекции. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребёнок становится менее отзывчивым, холодным, его меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребёнка. Часто наблюдается и такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры часто склонны к беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть и т.д.

Можно посоветовать родителям меньше давать детям смотреть агрессивные передачи и фильмы примерно до 12 лет и ограничить их просмотр в более старшем возрасте. И вообще, задумайтесь: возможно, вы проводите около телевизора примерно 2-3 часа в день, значит около 1000 часов в год вычеркнуто из вашей жизни. Как бы вы могли их использовать? Например, одним из лучших способов – это провести их со своими детьми.

Люди  знают по опыту, какой покой царит в доме родителей, если дети выросли воспитанными, богобоязненными и, напротив, какие тревоги, заботы и беспокойства их будут преследовать, если дети в своё время не получили правильного воспитания. Кроме того, общеизвестно, что у человека, который воспитал потомство, оторванное от веры во Всевышнего, мало шансов обрести счастье и на том свете.

Поэтому каждому разумному мусульманину хорошо было бы направить своих детей по пути, указанному Всевышним Аллахом, который гарантирует счастье в обоих мирах, и сохранить их от вступления на путь заблуждения. Разумному человеку необходимо понять величие пути Всевышнего, хотя и кажется этот путь трудным. И он должен осознать низость и злополучность пути сатаны.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В Судный день на головы родителей, читающего Коран и следующего его предписаниям, будут надеты короны, сияющие словно солнце». Если даже родителей читающего Коран ждёт такое великое вознаграждение, то каким же оно будет для него самого?!

Да одарит Всевышний детей чистым умом, дабы они восприняли наставления родителей и проявляли к ним уважение и почтение! Амин.

Представьте себе теперь такой момент, что Эльдарчик после школы включит телевизор, пощёлкает каналы и скажет: «Некогда мне смотреть ваши фильмы «16+», мне нужно идти на урок Корана!», – возьмёт азбуку арабского языка и помчится в медресе.

Автор: Вахидат Насрудинова
date08.03.2013readCount2183printРаспечатать