Все о Рамазане
Все о Рамазане

«Если бы рабы Аллаха знали всю благодать и досто­инства месяца Рамадан, то они пожелали бы, чтобы этот месяц длился целый год»,- сказал Пророк Мухам­мад (саллаллаху алейхи ва саллям).

Рамадан - девятый месяц лунного мусульманского календаря Хиджры. Каждый год с благоговейным тре­петом мусульмане планеты ожидают наступления это­го благословенного времени - времени размышлений, духовного очищения и усердия во Имя Всевышнего Творца.

Как сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям),Рамадан - лучший из всех месяцев года. В тече­ние всего священного месяца мусульмане держат предпи­санный Шариатом пост. От рассвета до заката солнца они воздерживаются от еды, питья, интимной близости, стара­ются удерживать язык от пустословия, а душу - от дурных намерений.

Рамадан - месяц очищения души и тела. Пророк Му­хаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что пост прибавляет здоровья. Традиция соблюдения поста верую­щими уходит в далекое прошлое. Предписание поста, как особой формы поклонения Господу, присутствовало во всех божественных законах, ниспосланных Всевышним Ал­лахом всем Своим Пророкам. Впервые обязанность поста,

согласно Священной истории Ислама, была предписана Законом, ниспосланным первому человеку и Пророку Ада­му (алейхиссалям).Пост соблюдали общины Нуха (Ноя) и Ибрахима (Авраама), Сулеймана (Соломона) и Дауда (Да­вида), Мусы (Моисея) и ‘Исы (Иисуса) (алейхимуссалям).

И как сказано в последнем Священном Писании - Ко­ране:

«...верующим общины последнего Божьего Посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), предписано со­блюдение поста так же, как оно предписывалось верую­щим, жившим прежде, во времена предыдущих Пророков, - может быть, вы будете богобоязненны!» (Аль-Бакара, 183).

Верующие чтят каждый из дней месяца Рамадан. В благословенные дни этого месяца произошли великие в Священной истории Ислама события. 21-го числа месяца Рамадан на 8-м году по мусульманскому летоисчислению произошло событие, названное историками «Фатхуль Мек­ка», или «День Открытия Мекки». В тот день находящийся в Мекке древний храм, установленный еще первым чело­веком и Пророком Адамом (алейхиссалям), - Священная Кааба - был очищен от идолов, и многие мекканцы приняли Ислам. С тех пор древняя святыня более не подвергалась осквернению...

Для многих мусульман Рамадан проходит в радости общения с единоверцами, когда по вечерам, после захода солнца, они собираются за одним большим столом, чтобы совершить разговение (ифтар), чтобы вкусить из даров

Всевышнего и возблагодарить Его за дарованные блага. В течение всего месяца верующие стараются больше встре­чаться друг с другом, навещать родственников и знакомых, особенно слабых и немощных. Рамадан также - лучшее время для восстановления дружеских отношений, прими­рения, прощения обид.

К добродетели особой степени почетности Ислам отно­сит приобретение полезных знаний. Поэтому поиск знаний во время благословенного месяца Рамадан обретает осо­бенную актуальность. Последний Пророк Ислама Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал об этом: «Тому, кто в месяц Рамадан посещает места, где люди собрались учиться Исламу, за каждый его шаг Всевышний воздаст наградой, получаемой за год служения Ему». Безусловно, стремление к знанию не ограничивается для мусульмани­на только рамками одного месяца, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) призывает своих последо­вателей: «Ищите знания от колыбели до могилы».

Рамадан - месяц благочестия, когда верующие стре­мятся больше времени посвящать ибадату - поклонению Создателю, совершая больше намазов, читая Священный Коран, обращаясь к Всевышнему с ду’а - мольбами о жела­емом в этой и будущей жизни. Верующие часто посещают мечеть для коллективных намазов и ду’а. Мусульмане в своих молитвах благодарят Создателя за величайший дар

- ниспосланную Им через Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), религию - Ислам, просят прощения за совершенные грехи, уповая на милость Всевышнего.

Для мусульман ночное время суток наполнено особым благословением, но в Рамадан они встречают каждую ночь с еще большим благоговением и трепетом, поскольку в ночную пору Рамадана их сердца наполнены ожиданием наступления священной и лучшей из всех ночей года ночи,

называемой Ляйлятуль-Кадр (Ночью Предопределения). Точная дата этой ночи никому из смертных не известна: она может выпасть на любую из ночей священного месяца. В этот месяц был ниспослан Священный Коран, в разные времена открылись и другим Пророкам Священные Книги: Забур (Псалтырь) - Дауду, Таурат (Тора) - Мусе, Инджиль (Евангелие) - ‘Исе(алейхимуссалям).

Рамадан - светлый праздник длиною в месяц, когда верующие стремятся благочестиво прожить каждый день, выполняя предписанное религией и совершая больше до­брых дел ради Всевышнего Аллаха - это выделение ми­лостыни нуждающимся, посещение больных, забота о не­мощных и обездоленных, получение знаний, благотвори­тельность. Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, чье поклонение в месяц Рамадан было преисполнено верой и надеждой на Аллаха, простятся прежние грехи».

Хадисы о Рамадане

Салман (радыйаллаху ‘анху) рассказывает: «По­сланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), дал нам наставление в последних числах Ша’бана, ска­зав, что приближается месяц Рамадан, очень вели­кий, очень благословенный месяц. В этом месяце есть одна ночь, которая превосходит тысячу месяцев. Пост в месяц Рамадан Аллах Та’аля сделал фардом (обяза­тельным), а за ночной намаз-таравих уготовил награду.

Если человек в этот месяц приближается к Аллаху Та­’аля, совершая хорошие поступки, то это равносильно тому, что если бы он совершил фард в другом месяце, не Рамадане. А награда того, кто выполнит фард, рав­на награде за совершение семидесяти фардов не в ме­сяц Рамадан. Это месяц терпения, а воздаяние за него — Джаннат. В этот месяц каждый сможет понять, что чувствуют люди в состоянии голода и склонит наши сердца к состраданию к бедным и неимущим. В этом месяце ризык (удел) верующего увеличивается. Тот, кто накормит постящегося, получит прощение грехов и освобождение от огня Ада и получит вознаграждение такое же, как держащий пост, причем награда постя­щегося при этом не уменьшится. Сахабы сказали: “ОПосланник Аллаха, не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить постящегося”. На это Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) ответил:

“Не обязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллах Та’аля вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока. Первая треть этого месяца — это милость Аллаха Та’аля, вторая треть — прощение, а последняя - освобождение от Огня. Кто в Рамадан облегчит рабо­ту своего раба, того АллахТа’аля простит и освободит от Огня. Кто во время ифтара напоит водой постяще­гося, того АллахТа’аля напоит в День Суда водой из моего источника, и он не почувствует жажды до входа в Джаннат”.

Абу Хурайра (радыйаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) ска­зал: “Моей общине даны пять особенных вещей, кото­рые не были даны прежним общинам. Запах изо рта по­стящегося нравится АллахуТа’аля больше, чем запах муска. Рыбы в воде просят за них прощение до ифта­ра. Каждый день Джаннат украшается для них, и АллахТа’аля говорит: “Скоро мои праведные рабы, сбросив с себя тяготы этого мира, придут к тебе”. В Рамадан все непокорные шайтаны заковываются в цепи, так что они не могут творить свое зло, как в другое время. И в последнюю ночь прощается тем, кто держал пост”. Сахабы спросили: “Это Ляйлятуль-Кадр?” Пророк Ал­лаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: “Нет, но с рабочим расплачиваются по окончании работы”.Ка’б бин Уджра (радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Подойдите к минбару”. Мы подошли. И когда он встал на первую ступень, то сказал: “Аминь”. Когда поднялся на вторую ступень, то сказал: “Аминь”. Когда поднялся на третью, то сказал: “Аминь”. Когда он, (закончив проповедь), спустился вниз, мы сказали ему, что услышали от него сегодня такое, что никогда раньше не слышали. Он ответил: «Ко мне пришёл Джи-бриль (алейхиссалям). И когда я поднялся на первую ступень, он сказал; “Горе тому, кто встретил Рамадан и не получил прощения”. Тогда я сказал: “Аминь”. Затем, когда я поднялся на вторую ступень, он сказал: “Горе тому, кто услышав твоё благословенное имя, не сказал салават”. Я опять сказал: “Аминь”. Когда я поднялся на третью ступень, то он произнёс: “Горе тому, чьи роди­тели - оба или один - доживут до старости и, благода­ря им, он не зайдёт в Джаннат”. И я сказал: “Аминь”.

‘Убайда (радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) накануне Рамадана сказал: “Подошёл месяц Рамадан, который является очень благословенным. В этом месяце внимание АллахаТа’аля обращено на вас. Он ниспосылает особую милость, прощает грехи, принимает ду’а. АллахТа’аля смотрит на ваше рвение в хороших делах и гордится перед ангелами. Так пока­жите АллахуТа’аля свои хорошие поступки. Поистине, несчастен тот, кто даже в этом месяце лишился мило­сти АллахаТа’аля”. Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) сказал, что в месяц Рамадан каждый день и каждую ночь у АллахаТа’аля освобождаются обреченные (на Джаханнам). У каждого мусульманина каждый день и каждую ночь обязательно принимается одно ду’а.Абу Хурайра (радыйаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) ска­зал: “У троих ду’а не отвергается: у держащего пост - во время ифтара, у справедливого правителя и у притес­няемого.Ду’а последнего Аллах поднимает выше обла­ков и открывает небесные двери для него. И говорится ему: “Тебе обязательно будет помощь, даже если через некоторое время”.

7.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с казал, что Аллах и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур.

8.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, среди держащих пост много таких, кому из их поста не остается ничего, кроме голода, и много таких, кто выстаивает ночи в поклонении, от которого не оста­ется ничего, кроме ощущения, что не спали.

9.Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) сказал, что пост - это щит для человека, пока тот не сломает его.

Как человек закрывается щитом, точно так же и пост за­щищает от врага, то есть от шайтана. В одном хадисе ска­зано, что пост - это защита от наказания Аллаха Та’аля. В другом хадисе сказано, что пост - это защита от Ада. В одном хадисе приводится, что кто-то спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, что портит пост. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отве­тил: “Ложь и сплетни”. В этих и во многих других хадисах рекомендуется избегать такого поведения, чтобы сохра­нить в чистоте свое сердце и выдержать пост достойней­шим образом. По мнению некоторых учёных, ложь и сплет­ни нарушают пост, подобно принятию еды и питья раньше положенного времени. Хотя, по мнению большинства учё­ных, пост не нарушается, но его баракат (благословенность) уходит. Алимы предлагают шесть правил для тех, кто держит пост.

1. Избегать задерживать свой взгляд на том, что может навести на греховные мысли или отвлекает на пустое вре­мяпровождение. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что взгляд - это одна из стрел шайтана. Человеку, который бережёт свой взгляд из-за страха перед

Аллахом, Аллах Та’аля даст такой нур имана, сладость и вкус которого он почувствует в сердце. Рабы, приближенные ко Всевышнему Аллаху, объясняют, что всё, что от­влекает внимание от АллахаТа’аля является пустым и не­нужным.

2. Оберегать свой язык от лжи, сплетен, клеветы, злос­ловия, ругани и пустословия. В хадисе, приведенном Бу­хари, говорится, что пост - это щит для человека. Поэтому держащий пост должен следить, чтобы с его языка не схо­дили непристойные слова, например, насмешки, ругань и т.п. Если кто-то начнёт ругаться с тобой, ответь ему: “Я в посте” и не вступай с ним в прения. Особенно надо избе­гать сплетен и лжи. По мнению некоторых учёных, как было сказано ранее, это нарушает пост. Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) две женщины, дер­жавшие пост, внезапно почувствовали такой голод, что не могли терпеть и впали в состояние, близкое к смерти. Сахабы обратились к Посланнику Аллаха (саллаллаху алей­хи ва саллям). Он передал с ними чашу, в которую велел женщинам вырвать. Обеих вырвало кусками мяса и свежей кровью. Люди очень удивились. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил, что они держали пост, воздерживаясь от халяльного пропитания Аллаха Та­’аля, а съели харам, так как обе женщины сплетничали про людей. Аллах Та’аля в Священном Коране назвал сплетни “поеданием мяса своего брата”. Из этого хадиса следует, что из-за сплетен, которыми грешили эти женщины, пост для них был тяжелым настолько, что они могли умереть. Таково же действие и других грехов. Это подтверждается опытом. Большинство богобоязненных людей во время по­ста чувствуют духовное и физическое облегчение, а те, кто обременен грехами, часто ощущают ухудшение самочув­ствия. Поэтому, чтобы облегчить свой пост и наполнить его духовностью, - оберегайте себя от грехов, особенно сплетен, которые некоторые люди сделали занятием для коротания времени поста.

3. Оберегать уши. На всё то, что запрещается или не ре­комендуется произносить языком, запрещается обращать своё внимание и слушать. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что кто сплетничает и кто слу­шает - оба грешники.

4. Оберегать остальные части тела. Например, удержи­вать руки от того, чтобы брать запрещённое, ноги - от пути к запрещенному т.д. Также оберегать себя от сомнитель­ной пищи во время ифтара. Человек, который держал пост, а потом разговелся (ифтар) харамом, похож на того, кто ле­чит какую-нибудь болезнь, добавляя в лекарство яд.

5. Во время ифтара не переедать, даже если это халяль, так как теряется цель поста. Целью поста является преодоление желаний плоти, обретение чистоты и ангель­ских качеств. Имам Газзали(рахматуллахи ‘алейхи) пишет: “Разве можно достичь цели поста, то есть уничтожения ярости иблиса и страстей нафса, когда на ифтаре человек наверстывает упущенное в таком количестве, что цель по-гибает“. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Шайтан передвигается по телу человека как кровь, так перекройте ему пути голодом”.

Другая цель поста - испытать чувство голода, чтобы познать состояние бедных людей. Это возможно, когда со­блюдается умеренность в еде на сухуре, и ко времени иф­тара постящийся будет чувствовать голод. На одном собрании

Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) сказал, что для человека, чтобы спина была прямая (не сгибаясь от голода), достаточно несколько кусочков еды. Если чело­век голоден, он должен насытить свой желудок так, чтобы одна треть его была занята едой, другая треть - водой, а оставшаяся часть оставалась пустой.

6. Надо быть в постоянной тревоге о том, будет ли при­нят наш пост или нет. Ведь в любом поклонении может быть допущена какая-нибудь ошибка, которую мы не заме­тили, из-за чего наше поклонение может быть отвергнуто. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что одним из первых людей, которых призовут к расчёту в Судный День, будет шахид. И ему перечислят все бла­га Аллаха, которые были даны. Он их все признает. Тогда Аллах спросит его, как он использовал эти блага. Он отве­тит: “Я пошёл на джихад ради Тебя и был там убит”. Аллах скажет: “Ты лжешь, ты участвовал в войне, чтобы тебя на­зывали героем, и это сказали”. Его поволокут лицом по зем­ле и бросят в Джаханнам. Следующим будет учёный. Его призовут и, напомнив о тех благах, которые ему были даны в этой жизни, спросят, что он делал взамен за эти блага. Он ответит, что набирался знаний и обучал людей ради Алла­ха, и ради Аллаха читал Коран. Аллах скажет: “Ты лжешь. Ты набирался этих знаний, чтобы тебя называли учёным, и читал Коран, чтобы тебя называли кари, и это сказали”. Его поволокут лицом по земле и бросят в Джаханнам. Позо­вут одного богатого человека, которому АллахТа’аля дал изобилие и наделил всякого рода богатством. Ему напом­нят о данных благах и, получив признание, спросят: “Что ты сделал с этими благами?” Он ответит: “Я не пропустил ни одного случая, что бы не потратить деньги ради Твоего довольства”. Аллах скажет: “Ты лжешь. Ты тратил деньги для .того, чтобы тебя называли щедрым, и это сказали”. И его также по приказу поволокут лицом по земле и бросят в

Джаханнам. Сохрани нас Аллах от этого. Всё это — плоды неправильных намерений. В хадисах упоминается много подобных случаев. Поэтому держащему пост надо хранить чистоту и искренность своего намерения, устремляя его к довольству АллахаТа’аля, и находиться между сомнением в том, что его деяния достоййы принятия Господом, и упо­ванием на милость Аллаха.

Ляйлт- уль -Кадр

Одна из ночей Рамадана называется Ляйлят-уль-Кадр и ознаменована особыми благами и благословением. В Ко­ране говорится, что она лучше, чем тысяча месяцев. Тыся­ча месяцев составляет восемьдесят три года и четыре ме­сяца. Счастлив тот человек, который получит возможность провести эту ночь в поклонении. Тот, кто провел эту ночь в поклонении, все равно, что провел в поклонении более восьмидесяти трех лет. И насколько более — неизвест­но, то есть неизвестно, насколько эта ночь лучше тысячи месяцев. И это великое благо АллахаТа’аля, которое Он подарил Своим рабам. В книге “Дурруль-Мансур” приво­дится от Анаса(радыйаллаху ‘анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал: “Аллах Та’аля дал Ляйлятуль-Кадр только моей общине, прежние общины не получали ее”. В разных хадисах говорится о том, что стало причиной этой милости. В некоторых хадисах рассказыва­ется, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва сал­лям) увидел долгую жизнь других общин и короткую жизнь своей общины. И если община Пророка Аллаха (саллал­лаху алейхи ва саллям) захотела бы сравняться с другими общинами в хороших деяниях, то это было бы невозможно. Любимый Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва сал­лям) опечалился. И чтобы установить справедливость, Ал­лах Та’аля даровал эту ночь.

Из хадисов известно, что Посланник Аллаха (саллал­лаху алейхи ва саллям) упомянул одного человека из Бани Исраиль, который тысячу месяцев находился в джихаде на пути Аллаха Та’аля. Сахабы (радыйаллаху ‘анхум), услышав это, стали завидовать ему, тогда Аллах Та’аля ниспослал эту ночь. В другом хадисе сказано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) упомянул четырех людей из Бани Исраиль: Айюба, Закарию, Хезкиля, Юшу (алейхимус- салям), которые занимались поклонением по восемьдесят лет и ни на миг не проявили непокорность Аллаху Та’аля. Благочестивые сахабы(радыйаллаху ‘анхум), услышав это, удивились, тогда явился ангел Джибриль(алейхиссалям) и прочитал Суру «Аль-Кадр». Кроме этого, есть и другие ха-дисы. Разногласия подобного рода в хадисах бывают из-за того, что, когда одновременно происходило несколько раз­ных событий, а затем ниспосылались аяты Корана, то эти аяты можно связать с любым из этих событий. Какова бы ни была причина ниспослания, в любом случае дар этой ночи является большим благом Аллаха Та’аля для общи­ны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). И получить возможность совершать благие дела в эту ночь — тоже милость АллахаТа’аля.

1.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, человек, который встает (для поклонения) в эту ночь с верой и с намерением получить награду, то все его прошлые грехи прощаются. .

«Вставать» означает совершение намаза, а также дру­гие вид поклонения, как чтение Корана или зикруллах и др. «Надеяться на награду» означает поклонение не ради пока­зухи, а совершение его искренне, с намерением заслужить довольство Аллаха и Его награду. Хаттаби (радыйаллаху ‘анху) объясняет, что это значит: вставать с намерением получить награду и с бодрым сердцем, а не считать это тяжким бременем. Ведь, чем тверже убеждение и надежда на получение награды, тем легче переносить трудности в поклонении. Поэтому, чем человек больше приближается к Аллаху Та’аля, тем с большим душевным восторгом и инте­ресом он выполняет поклонение.

Анас(радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что од­нажды в благословенном месяце Рамадан, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “К вам пришел месяц Рамадан, в нем есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и тот, кто лишился этой ночи, тот лишился всех благ, но не лишается их никто, кроме са­мых несчастных”.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что Джибриль (алейхис салям) в Ляйлятуль- Кадр спускается с группой ангелов и просит о мило­сти для каждого, занятого поклонением — стоя или сидя, или занятого зикруллах (поминанием Аллаха). И когда приходит день праздника (‘Ид), Аллах гордится Своими рабами перед ангелами. Потом Аллах Та’аля спрашивает: “О ангелы! Каково воздаяние рабочему, который выполнил свою работу?” Ангелы отвечают: “О наш Господь! Его воздаяние в том, чтобы его рабо­ту оплатили полностью”. Тогда Аллах Та’аля говорит: “О ангелы! Мои рабы исполнили свой долг, и выш­ли для праздничного намаза, совершая ду’а. Клянусь Моей честью, клянусь Моим величием, клянусь Моим прощением, клянусь Моей возвышенностью, клянусь Моей славой, Я обязательно приму их ду’а!” Затем, обращаясь к людям, Аллах говорит: “Возвращайтесь, ваши грехи прощены и ваши плохие дела заменены хо­рошими!” И люди возвращаются прощенными.Достопочтимая ‘Айша(радыйаллаху ‘анха) пере­дает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва сал­лям) сказал: “Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечётных ночах последних десяти дней Рамадана”. ‘Убайда(радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что Пророк Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) вышел, чтобы сообщить нам про Ляйлятуль-Кадр. В это время два мусульманина ругались между собой. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Я вы­шел для того, чтобы сказать вам про Ляйлятуль-Кадр, но из-за того, что эти двое ругались, я был лишен зна­ния определения ее времени. Возможно, так лучше в Знании Аллаха, так что ищите эту ночь 9-го, 7-го или 5-го”.

В этом хадисе затронуты важные темы, над которыми стоит поразмыслить. Первая и самая важная — это ссора между мусульманами. И это настолько серьезно, что Аллах навсегда забрал знание определения Ночи Кадр.

Второе — это согласие, довольство, принятие и послу­шание перед Мудростью Аллаха Та’аля. Несмотря на ли­шение знания определения Ночи Кадр, что было большой потерей, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что, вероятно, так было лучше для нас, поскольку это — воля Аллаха.

‘Убайда(радыйаллаху ‘анху) спросил у Послан­ника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) про Ляйля­туль-Кадр. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва сал­лям) сказал, что она в Рамадане, в последней декаде, в нечётных ночах: 21, 23, 25, 27, 29 или в последнюю ночь. Человек, который будет заниматься в эту ночь поклонением с иманом и намерением награды, получит прощение всех предыдущих грехов. Среди признаков этой ночи то, что она бывает сияющая, ясная, не теплая и не холодная. Луна — ясная. И в шайтанов не бросают метеориты до утра. После нее утром солнце восходит без лучей — круглое, как полная луна. И Аллах Та’аля запретил шайтану выходить вместе с солнцем в этот день.

7.Достопочтимая Айша(радыйаллаху ‘анха) спро­сила у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): “О, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), если я обнаружу Ляйлятуль-Кадр, то какую ду’а я должна делать?” Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям) научил ее такой ду’а: “О, Аллах, поистине Ты — прощающий и любишь прощать, так прости меня”. Аллахумма, инакя ‘афуввун, каримун. Тухыббуль-’афва, фа’фу ‘анни”

Итикаф

Пребывание в мечети с намерением уединения называ­ют итикафом. По мазхабуАбу Ханифы различают 3 вида итикафа. Первый вид — это ваджиб, который совершается по причине обета. Например, если сказать, что если ула­дится такое-то дело, я совершу столько-то дней итикафа, или просто сказать, что обязательно совершу столько-то дней итикафа, то это становится ваджибом. В этом случае необходимо совершить итикаф на столько дней, на сколько сделал намерение. Второй вид — это сунна итикаф в по­следние десять дней Рамадана. Третий вид — это нафиль-итикаф. Для него нет определенного времени и ограниче­ния срока. Разрешается, если человек сделает намерение итикафа на всю жизнь. Но в определении его наименьше­го срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ха­нифы(рахматуллахи ‘алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению Имама Мухама- да (рахматуллахи ‘алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И на это есть фатва. Поэтому каж­дому человеку надо делать намерение итикафа при вхо­де в мечеть для того, чтобы получать саваб итикафа, пока он занят намазом или другим поклонением. Итикаф имеет большое вознаграждение. И что может являться большим доказательством его ценности, чем то, что Пророк Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) соблюдал его постоянно? Тот, кто совершает итикаф, сравним с человеком, сидящим у неких дверей. И пока его просьба не будет удовлетво-рена, он никуда не уйдет. Такая настойчивость способна смягчить даже самое жесткое сердце. Когда человек, отре­шившись от мира, сидит у “дверей” АллахаТа’аля, то, вне сомнения, он будет одарен от Щедрости Господа своего. Ибн Каййим рассказывает, что цель и дух итикафа — это связать сердце с Аллахом, чтобы, порвав со всем мирским, слилось с Аллахом; освободившись от всего, было за­нято только Аллахом; и, погрузившись в эту привязанность, вытеснило мысли и переживания зикром и любовью, чтобы вместо привязанности к творениям в нем зародилась при­вязанность к Аллаху.

Передается, что если итикаф совершать с искреннос­тью, то он является одним из лучших деяний. Итикаф — это уединение сердца, уход от этого мира и всего, что в нем. В итикафе человек постоянно занят поклонением. Спит он или бодрствует — он всё время остается в поклонении, приближаясь к Аллаху. В хадисе-кудси сказано: “Если че­ловек приближается ко Мне на одну ладонь, Я приближа­юсь к нему на одну руку, и кто идет шагом ко Мне, то Я бегу навстречу". В итикафе человек является “гостем Аллаха”, и щедрый Хозяин всегда привечает гостя. Он защищен в крепости Аллаха, и враг не может добраться до него... Этот важный вид поклонения имеет еще множество других цен­ностей и особенностей.

Для мужчин лучшее место итикафа — это мечеть в Мек­ке, затем мечеть в Медине, затем мечеть Бейтуль-Макдис, затем соборная мечеть, затем своя мечеть. У имама Абу Ханифы есть условие, что в мечети, в которой делается итикаф, должен совершаться пятикратный намаз. По мне­нию имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно чтобы была мечеть соответствующая Шариату, даже если там не будет намаза с джама’атом. Женщина может совершать итикаф у себя в домашней мечети, а если в доме не опре­делено место под мечеть, то надо выбрать для этого какое-нибудь другое место в доме.

Абу Са’идХудри(радыйаллаху ‘анху) рассказы­вает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил итикаф в первые десять дней Рама­дана, затем совершил итикаф во вторые десять дней Рамадана, затем выглянул из палатки, в которой со­вершал итикаф и сказал: “Я совершил итикаф в пер­вые десять дней, чтобы искать Ляйлятуль-Кадр, по этой же причине я совершил итикаф во вторые десять дней, потом мне объяснили, что эта ночь находится в последних десяти днях, поэтому те, кто совершают итикаф со мной, пусть совершают итикаф и последние десять дней. Мне показали эту ночь, потом заставили забыть. (Ее признак) я видел на утро следующего дня: я делал саджда в глину, поэтому ищите ее в последние десять дней в нечётных ночах”. Передатчик хадиса го­ворит, что в эту ночь пошёл дождь, и так как у мечети была крыша из пальмовых листьев, которая протека­ла, утром 21 числа он видел своими глазами, что у По­сланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на лбу были следы глиняной жижи.

У Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было привычной практикой совершать итикаф всегда. В том году он совершал его весь месяц, в последний год своей земной жизни он совершал итикаф 20 дней. Но, поскольку чаще всего он совершал его в последние десять дней, то, по мнению учёных, это — Сунна муаккада. Из приведенного выше хадиса становится известно, что главная цель этого итикафа — искать Ляйлятуль-Кадр. И на самом деле, ити­каф — очень подходящее для этого время, потому что в состоянии итикафа, даже если человек спит, он все равно считается в поклонении. Кроме этого, поскольку во время

итикафа человек никуда не ходит и не занимается какими- либо мирскими делами, у него не бывает других занятий, кроме поклонения и поминания Аллаха. Следовательно, для жаждущих Ночи Кадр нет лучшего способа, чем ити- каф. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с наступлением Рамадана и в течение всего месяца много занимался поклонением. Но в последние его десять дней он находился в поклонении постоянно. Он проводил в по­клонении ночи и заботился о том, чтобы разбудить сво­их домашних, как становится известно из многих хадисов сборников “Сахихайн”. У Бухари и Муслима приводится, что достопочтимая ‘Айша(радыйаллаху ‘анха) рассказы­вает, что в последние десять дней Рамадана Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) крепче завязывал свой изар (нижняя одежда, обворачиваемая вокруг талии), сам бодрствовал ночью и будил всех в доме. “Крепче за­вязывал свой изар” может означать большое усердие в по­клонении, или может означать совершенное воздержание от близости с женами.

Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) сказал, что совершающий итикаф защищен от грехов, и для него пишется столько же наград, сколько для со­вершающих благочестивые деяния.

3. Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) однажды совер­шал итикаф в Мечети Пророка. К нему пришел один че­ловек, дал салям и тихо сел. Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) сказал ему: “Я вижу тебя озабоченным. Что слу­чилось?” Он ответил: ”0, двоюродной брат Посланника Аллаха! На самом деле, я озабочен, потому что я дол­жен такому-то человеку”. И, указав на могилу Послан­ника Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям), сказал: “Клянусь честью обитателя этой могилы, что я не в состоянии отдать этот долг”. Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) спросил: “Попросить ли за тебя?” Тот ответил^ “Как считаете нужным”. Услышав его ответ, Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) надел обувь и вышел из мечети. Его собеседник напомнил ему: “Вы не забыли про свой итикаф?” Он ответил: “Не забыл, но я слышал от оби­тателя этой могилы (саллаллахуалейхивасаллям) — и не так давно это было (после этих слов у Ибн ‘Аббаса (радыйаллаху ‘анху) потекли слезы) — что, если кто- то идет и старается помочь брату, это для него лучше, чем десять лет итикафа. А кто совершает итикаф один день, стремясь к довольству АллахаТа’аля, то Аллах Та’аля создает между ним и Джаханнамом три рва, рав­ных расстоянию между небом и землей”.

Отсюда вытекают два вывода. Во-первых, награда одно­го дня итикафа такова, что АллахТа’аля создает между че­ловеком и Джаханнамом три рва. И каждый ров огромный, как вселенная. И насколько дней больше будет итикаф, настолько больше будет награда. Ша’рани(рахматуллахиалейхи) приводит хадис, что человек, который совершает итикаф десять дней Рамадана, получит награду как за два хаджа и две умры. И человек, который совершит итикаф в мечети от магриба до ‘иша, и в это время, кроме намаза и чтения Корана, ни на что не отвлекается и ни с кем не разговаривает, то АллахТа’аля строит для него дворец в Джаннате.

Во-вторых, помочь нуждающемуся мусульманину луч­ше, чем десять лет итикафа. По этой причине Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) пренебрег своим итикафом, потому что его можно затем возместить, совершив када.

4) Ибн ‘Аббас (радыйаллаху ‘анху) рассказывает, что он слышал от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), что Джаннат облагораживают и украшают с начала до конца года для месяца Рамадан. И когда наступает первая ночь месяца Рамадан, то из-под Аль- * было освобождено с первого по последний день Ра­мадана. И когда приходит Ляйлятуль-Кадр, то Аллах Та’аля приказывает Джибрилю (алейхиссалям), чтобы он с большой группой ангелов спустился на землю с зеленым знаменем, которое он поставит над Каабой. И Джибриль (алейхиссалям),у которого сто крыльев, от­крывает два из них только в эту ночь и простирает их с запада до востока. Затем Джибриль (алейхиссалям) велит ангелам давать салям каждому стоящему или сидящему в намазе или делающему зикр в эту ночь, пожимать ему руку и говорить «аминь» на его ду’а. И это продолжается до утра. Когда наступает утро, Джи­бриль (алейхиссалям) призывает ангелов: “Возвраща­емся, возвращаемся!” Ангелы спрашивают у Джибриля (алейхиссалям), как Аллах Та’аля поступил с нуждами верующих из общины Ахмада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он отвечает им, что Аллах Та’аля обратил на них в эту ночь внимание и простил их, кроме четырех. Сахабы спросили: “О Посланник Аллаха! Кто эти чет­веро?” Это — пристрастившийся к спиртному, не по­слушный родителям, порвавший родственные связи и тот, кто таит злобу и из-за этого разрывает отношения. Потом, когда наступает ночь ‘Идуль-Фитр, в небесах ее называют “Ляйлятуль джаиза” (ночь воздаяния). Когда приходит утро ‘Ида, Аллах Та’аля посылает ангелов во все города, они спускаются на землю и встают у начала всех дорог и улиц, возглашая таким голосом, который слышат все творения Аллаха, кроме джиннов и людей: “О община Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Идите к Господу Щедрому, который одаривает обиль­но, прощает самые большие прегрешения. Потом, ког­да люди идут к месту для ‘Ид намаза, Аллах Та’аля спрашивает у ангелов: “Каково воздаяние рабочего, который выполнил свою работу?” Ангелы отвечают: “О наш Господь! О наш Владыка! Его воздаяние в том, чтобы ему оплатили труд сполна”. Тогда Аллах Та’аля говорит: “О ангелы! Будьте свидетелями, Я сделал на­градой за их пост, таравих-намаз в месяц Рамадан Свое Довольство и прощение”. И, обращаясь к рабам: “О Мои рабы! Просите у меня, клянусь Моей Славой, кля­нусь Моим Величием, что бы вы ни попросили сегод­ня в этом собрании для своего Ахирата, Я дам вам, а если для этого мира, то Я буду смотреть (в чем для вас польза). Клянусь Моей Славой, Я буду скрывать ваши ошибки, пока вы будете помнить Меня. Клянусь Моей Славой и Величием, Я не опозорю вас перед грешника­ми. Теперь возвращайтесь в свои дома прощенными, вы удовлетворили Меня, и Я доволен вами”. Ангелы радуются от того, что даровал Аллах Та’аля этой общи­не в день праздника окончания месяца Рамадана.

Сухур

Сухур - прием пищи перед рассветом предстоящего дня поста. Ибн Умар(радыйаллахуанху) передал слова Посланника Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям)'. “Поис- тине, Аллах со Своими ангелами посылает благословение тем, кто делает сухур”.

Надо помнить, что сухур желательно делать не вечером, а именно в предрассветное время, так как саваб в этом слу­чае будет больше. Посланник Аллаха (саллаллахуалейхивасаллям) сказал: “Совершайте сухур и, таким образом, укрепляйте себя для соблюдения поста. Спите днем - это поможет встать ночью для совершения поклонения”.

В комментарии к “Сахих Бухари” Ибн Хаджар перечис­лил следующие факторы благословенности сухура:

1) Сухур является действием Сунны.

2) В сухуре мы отличаемся от людей Писания, а ведь нам следует во всем поступать так, чтобы отличаться от них.

3) Сухур придает нам сил для поклонения.

4) Сухур увеличивает нашу искренность в ибаде, так как благодаря ему мы не так сильно испытываем голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел.

5) Сухур помогает нам сдерживать проявления негатив- I ных качеств, так как злость нередко вызывается сильным

голодом.

6) Сухур - это время, когда ду’а особенно принимаются.

7) Встав на сухур, мы имеем возможность выпол­нить намаз-тахаджуд и занять себя зикром.

В хадисах сказано: “Принимайте сухур, так как в нем безграничное благословение”; “Даже если у вас ничего нет из еды, то совершайте сухур хотя бы одним фиником или же глотком воды”.

Великие Исламские ученые сказали: “Кто остается отно­сительно голодным в Рамадан в разрешенные (для приема пищи) часы, тот защищен от зла шайтана в течение всего года до следующего Рамадана"

Правила соблюдения поста

(согласно мазхаба имама АбуХанифы)

Пост — это воздержание от пищи, питья и интимной бли­зости от рассвета до заката, предваряемое намерением. Соблюдение поста месяца Рамадана предписано каждому психически полноценному, совершеннолетнему мусульма­нину. Детям пост не предписан, но рекомендован.

Описание поста

намерение (ният): «Я намерился держать обязатель­ный пост месяца Рамадан искренне, ради Аллаха Всевыш­него». Место намерения — в сердце, поэтому произнесе­ние вслух слов нията не обязательно. Намерение соверша­ют обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи (сухур), но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца;воздержание от пищи или питья;воздержание от интимной близости.

Действия, не нарушающие пост

Прием пищи или питья по забывчивости. Если чело­век, вспомнив, что держит пост, сразу ополоснет рот, то может продолжить свой пост. Если же он после того, как вспомнил о посте, проглотил что-либо, пост считается на­рушенным. Попадание воды в ухо.Закапывание лекарства в глаза.Непроизвольная рвота. Поллюция. Сдача крови.Случайное проникновение в горло пыли, дыма. Глотание слюны.

Действия нарушающие пост и влекущие только восполнение долга (каза)

Употребление несъедобных веществ (лекарство, бу­мага, земля, хлопок и т.п.)Закапывание в нос или ухо лекарства; клизма.Случайное попадание воды внутрь во время полоска­ния рта, носа, непроизвольное проглатывание снежинок или капель дождя.Глотание скопившейся слюны, содержащей посторон­ние примеси. Вынужденное нарушение поста. Заливание воды в горло кем-либо во время сна. Намеренное вызывание рвоты. Совершение разговения раньше времени (если чело­век думал, что солнце зашло полностью). Совершение сухура во время рассвета (если человек думал, что рассвет еще не наступил).

Действия нарушающие пост и требующие выполнения кафарата.

Если человек, начав держать пост, затем сознательно прерывает его принятием питья, пищи или лекарства, ин­тимной близостью или курением, то становится большим грешником. Ему необходимо восполнить нарушенный день поста одним днем повторного поста (каза). Дополнитель­но к этому требуется искупление (каффарат). Искуплени­ем является непрерывное соблюдение поста в течение 60 дней. Если по какой-либо причине каффарат будет прерван или выполнен неполностью, то необходимо вновь соблю­дать пост непрерывно 60 дней. Женщины, держащие пост-каффарат, в дни менструации не соблюдают пост. А после ее завершения, не пропуская ни одного дня, продолжают в чистые дни соблюдать пост.

Каффарат является наказанием в этой жизни за созна­тельное нарушение поста.

Уважительные причины, по которым можно не держать пост в месяц Рамазан.

Не держать пост в месяц Рамадан без уважительной причины является грехом, который влечет наказание. Можно не держать пост или, начав пост, нарушить его только по следующим причинам:

1. Болезнь. Больной, держащий пост, из-за боязни осложнения или продолжения болезни может прервать пост. После выздоровления за несовершенные дни поста делает када.

2. Путешествие. Уехавший в месяц Рамадан в путеше­ствие на расстояние минимум 90 км, может не держать пост. После путешествия он отдает долг за несовершен­ные дни поста. Если нет трудности в соблюдении поста, то путешественнику будет лучше не прерывать свой пост.

3. Принуждение. Если постящемуся человеку угрожают смертью или нанесением телесных увечий, требуя, чтобы он прервал свой пост, он может нарушить пост. За нару­шенные посты он сделает када.

Беременность или кормление. При беременности или кормлении женщина из-за опасения нанести вред себе или ребенку, может нарушить пост. После прекращения бере­менности или кормления нарушенные посты возмещаются как када.Хайд. Женщина не соблюдает пост в период менстру­ации и послеродового очищения. Эти дни она обязана воз­местить.

6. Сильный голод или жажда. Постящийся по причине голода или жажды, из-за боязни потерять разум или нане­сти какой-либо серьезный вред организму, может нарушить пост, а потом возместить его как долг.

7. Старость. Очень пожилые люди, которые по состо­янию здоровья не могут выдерживать пост, могут не дер­жать его. Из-за невозможности делать када за каждый день несовершенного поста они отдают искупление - фидья.

Искупление.

Из-за недостатка сил соблюдать пост ослабленные, престарелые, а также хронические больные за каждый день несоблюдения поста месяца Рамадан дают фидью. Фидья исчисляется так же, как и милостыня-фитр. Это ис­купление можно давать в любое время в течение всего месяца Рамадан. По своему желанию, можно дать фидью одному бедному, можно также раздать нескольким бедным в отдельности. Если люди, не имеющие сил для соблюде­ния поста, не имеют возможности раздать фидью, то они должны просить прощения у Аллаха. Если эти больные по­правятся, или пожилые обретут силы для соблюдения по­ста, им нужно возместить пост как када. А отданная фидья будет засчитана как милостыня.

Держать пост в месяц Рамадан - строгое повеление на­шей религии. Если мусульманин без причины и без намере­ния держать пост месяца Рамадан ест и пьет, то он должен за несовершенные дни поста день в день сделать када. При этом нет необходимости в искуплении, т.к. каффарат налагается не за то, что человек не держал пост, а за то, что он сознательно нарушил начатый пост.

Человек, без причины не соблюдавший пост в месяце Рамадан, считается грешником и ответственен за это пе­ред Аллахом. Ему следует покаяться, просить прощения у Аллаха и, не теряя времени, возместить пропущенные посты.

Дуа разговения поста

Аллахумма лякясумту вабикя аманту ва аляйкя тавак-кяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йагаффару ма каддамту ва мааххарту.

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Намаз ат-Таравих

Намаз ат-Таравих совершается в месяц Рамадан. Он состоит из 20-ти рака’атов. Намаз ат-Таравих является сун­ной муаккада для мужчин и женщин, как постящихся, так и для тех, кто не соблюдает пост из-за болезни или путеше­ствия. Совершать намаз ат-Таравих в мечети - сунна, за выполнение которой обещан большой саваб. Однако этот намаз можно совершать одному дома.

Пророк Мухаммад (саллаллахуалейхивасаллям) ска­зал: «Тому, кто совершает намаз ат-Таравих в месяце Рамадан, веря в благословенность этого месяца и в на­дежде получить награды только от Аллаха, прощаются все его прошлые грехи». (Аль-Бухари, «Иман», 27; Муслим «Мусафирин», 174)

«Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязан­ностью. Я же сделал выстаивание, то есть намаз ат-Таравих в его ночи сунной. Тот, кто с верующим сердцем, в надежде получить саваб будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз ат-Таравих, избавится от грехов, став подобным новорожденному». (Ахмад бин Хан-баль, Масаи)

Совершение намаза ат-Тарауих

Намаз ат-Таравих можно совершать только после на­маза аль-’иша. Намаз аль-витр в месяц Рамадан обычно совершается после намаза ат-Таравих. Однако совершаение намаза аль-витр до намаза ат-Таравих допускается. В 20-ти рака’атном намазе ат-Таравих совершать Ас-салям можно после каждого 2-го или после каждого 4-го рака’ата.

Намаз ат-Таравих совершают после фарда и сунны на­маза аль-’иша. Намерение имама: «Намерился выполнить ради Аллаха намаз ат-Таравих имамом». Произнеся «Ал­лаху Акбар», имам складывает руки на животе. Намерение джама‘ата, следующего за имамом: «Намерился выполнить ради Аллаха намаз ат-Таравих за имамом». После такбира имама джама'ат также произносит такбир и смыкает руки. Затем имам и джама'ат читают шепотом дуа «Субханака». И Имам шепотом читает «А'узу-Бисмиллях», а джама'ат в это время ничего не читает. Потом имам вслух начинает читать суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Имам и джама'ат, совершают руку'у и сажде, после этого встают на 2-й рака’ат. Имам читает шепотом «Бисмиллях», потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру, далее все совершают руку‘у и сажде, потом садятся. Сидя, последовательно читают «Ат-тахият», «Салават», дуа «Раббанаатина», затем выполняют Ас-салям: поворачивают голову направо и налево, произнося «Ассаляму ‘алейкумварах-матуллах».

Вышеперечисленные действия повторяются 10 раз по 2 рака’ата и таким образом число рака’атов достигает 20- ти. После этого коллективно совершают 3 рака’ата намаза аль-витр.

Совершение намаза таравих (по 2 рака раката) 

Намаз совершается так же, как сунна утреннего намаза. От­личается только намерение: «Намерился выполнить намаз ат-Таравих ради Аллаха». Намаз из 2-х ра катов повторя­ют 10 раз. После этого совершают 3 рака’ата намаза аль-витр.

date19.07.2012readCount12889printРаспечатать